Дело № 2-72/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием истца Соколова Д.Ю.,
представителя ответчика Глазунова С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколова Д.Ю. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Соколов Д.Ю. обратился в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что он с 28.05.1999 считается оставшимся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. 12.12.2004 закрепленное за ним жилье по адресу: ..., сгорело, администрацией установлен факт невозможности его проживания в данном жилом помещения. После совершеннолетия жилье ему не предоставлялось. При этом он состоял в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Собственного жилья у него нет, ему приходится проживать у знакомых и друзей, меняя место жительства, на сегодняшний день вынужден снимать жилье по адресу: .... Просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Соколов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что после лишения матери родительских прав он остался проживать с братом опекуном в доме, который в 2004г. сгорел. С заявлением о предоставлении жилья он обратился уже по истечении 23 лет, т.к. не знал о такой возможности, бросил школу, жил и работал на рынке, затем уехал в г.Петрозаводск. Он был поставлен в очередь для предоставления жилья в 2014, но затем снят с нее в 2016, т.к. пропустил срок обращения. В январе 2020г. он обратился с заявлением в АМО о предоставлении ему жилья, как погорельцу, в настоящее время ему предложили представить документы.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Глазунов С.О. в судебном заседании иск не признал и пояснил о том, что на момент обращения с заявлением Соколову Д.Ю. было 30 лет. В 2016г. Министерство соцзащиты запросило Списки детей- сирот, которые подлежали обеспечению жильем и не утвердило в этом списке Соколова Д.Ю., поскольку неправомерно был поставлен в список по возрасту, в связи с чем решением АМО в 2016г. истец был исключен из списка.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, уведомлены о рассмотрении дела должным образом, просили рассмотреть иск без их участия, представили отзыв, согласно которому полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что истец не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок до 23 лет.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, родителями Соколова Д.Ю., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, являются: мать – С.Г.Н., отец – С.Ю.Н..
<данные изъяты>
Распоряжением Главы самоуправления Беломорского района №470 от 01.06.1999 за Соколовым Д.Ю. закреплена жилая площадь по адресу: ....
Распоряжением Главы самоуправления Беломорского района № над Соколовым Д.Ю. установлено попечительство С.П.Ю.
Соколов Д.Ю. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 22.06.1984 по настоящее время, что подтверждается сведениями, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 24.01.2020, копией паспорта №.
Согласно справке Межтерриториального отдела государственного пожарного надзора (г.Сегежа, г.Беломорск) УГПН ГУ МЧС РФ по РК от 31.10.2005 по адресу: ..., 12.12.2004 произошел пожар в частном доме, принадлежавшем С.Г.Н., в результате чего дом уничтожен огнем.
10.07.2014 Соколов Д.Ю. обратился в АМО «Беломорский муниципальный район» с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ним жилом помещении.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №1147 от 08.08.2014 установлен факт невозможности проживания Соколова Д.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ... (протокол заседания комиссии по рассмотрению заявлений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленных за ними жилых помещений №11 от 07.08.2014).
Письмом от 18.08.2014 АМО «Беломорский муниципальный район» сообщалось о том, что Соколов Д.Ю. будет включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на 2015г.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №211-П от 22.08.2016 утверждена форма списка список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Письмом АМО «Беломорский муниципальный район» от 14.11.2016 Соколову Д.Ю. сообщено о том, что Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия не утвердило его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент его обращения с заявлением он достиг возраста 23 лет и не относился к категории лиц из числа детей-сирот, в связи с чем он исключен из списка нуждающихся в получении жилья.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №1413 от 27.12.2016 признано утратившим силу Постановление АМО «Беломорский муниципальный район» №1147 от 08.08.2014.
Сообщением АМО «Беломорский муниципальный район» от 12.01.2017 в адрес Министерства социальной защиты труда и занятости Республики Карелия сообщалось о том, что Соколов Д.Ю.обращался в Комиссию администрации по установлению факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении 10.07.2014, на момент обращения ему исполнилось 30 лет, ранее по вопросу предоставления жилья не обращался.
Из сообщения ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 31.01.2020 следует, что сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, принадлежащие Соколову Д.Ю., не располагает.
Из сообщения АМО «Беломорский муниципальный район» от 18.02.2020 следует, что Соколов Д.Ю. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного получения жилой площади, не состоит, обращался с заявлением о постановке на учет 06.12.2019, однако на учет не поставлен до предоставления необходимых документов в соответствии с перечнем.Из показаний свидетеля Б. в судебном заседании 10.02.2020 следует, что ранее она работала на рынке и видела, что истец за еду работал на рынке, <данные изъяты> он проживал с братом, который выпивал.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В силу ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Соколов Д.Ю. на момент рассмотрения данного дела достиг возраста 36 лет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до достижения 23-летнего возраста он не обращался. Кроме того, в судебном заседании истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что с указанным заявлением он не смог обратиться своевременно по уважительным причинам.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Соколов Д.Ю. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Кроме того, суд учитывает, что после достижения совершеннолетия и прекращения опеки (попечительства) истец располагал достаточным количеством времени для обращения в администрацию с соответствующим заявлением (до 10.04.2007).
В то же время, следует отметить, что истец не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с целью улучшения своих жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Соколову Д.Ю, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2020 года