Решение по делу № 2-94/2013 ~ М-68/2013 от 11.03.2013

Дело №2-154/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 марта 2013 года    сел. Маджалис

Судья федерального суда Кайтагского района Республики Дагестан Темирбеков А.А.

при секретаре Алиевой П.А.,

с участием:

заявителя заместителя прокурора Кайтагского района Расулова СР.,

заинтересованной стороны - главы МО «С/с Баршамайский» Алиева Али Магомедовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кайтагского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании главу МО «С/С Баршамайский» исполнить требования федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кайтагского района Мирзакадиев М.К. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МО «С/С Баршамайский» о признании незаконным бездействия администрации по исполнению ряда федеральных законов в сфере охраны памятников истории и культуры и обязании главы МО исполнять требования указанных законов на территории поселения.

В обоснование требований указывается, что прокуратурой Кайтагского района на территории МО «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района РД проведена проверка исполнения законодательства об охране памятников истории и культуры.

Проверкой выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства.

Федеральными законами от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09.10.1992г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 14 и 40 соответственно) к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесены вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В преамбуле к Федеральному закону от.25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

Согласно статьям 6 и 33 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами самоуправления в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Конституцией Российской Федерации (статья 44) гарантировано право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к

1

культурным ценностям. Граждане обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со статьей 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном законом. Кроме того, каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Закону (статьи 20, 21, 27, 34, 35) ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение реестра и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.

На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно статье 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Право собственности муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Законом также предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к

2

сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Проведенной прокуратурой района надзорной проверкой установлено, что главой муниципального образования «Сельсовет Баршамайский» требования указанных выше федеральных законов не исполняются.

Предусмотренные указанными федеральными законами полномочия по обеспечению государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения), в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, не исполняет.

В местности «Къякъязла кьякь», в 200 метрах к югу от Маджалисского консервного завода, входящей в администрацию «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района, находится археологический памятник - «Могильник «Къякъязла кьякь».

Земельный участок, где находится археологический памятник, выделен ФИО6 под строительство кирпичного цеха. С данного участка производится выемка грунта, разрушены захоронения (склепы).

В данном МО какой-либо правовой базы, регулирующей эти вопросы, в том числе порядок их реализации на уровне поселения, не имеется. В бюджете МО на 2012 год финансирование этих вопросов также не предусмотрено.

Имеющиеся на территории МО объекты культурного наследия являются объектами муниципальной собственности данного сельского поселения.

Глава МО не обладает полной информацией обо всех объектах материальной культуры, расположенных на их территориях, и представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизации, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Не занимается глава МО «Сельсовет Баршамайский» и вопросами, связанными с паспортизацией объектов культурного наследия, установлением границ объектов, информационных надписей и обозначений на них, заключением охранных обязательств, оформлением на объекты правоустанавливающих документов.

Таким образом, по указанным вопросам установлено полное бездействие со стороны главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Баршамайский».

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, объектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Помимо этих норм закона право на судебную защиту муниципального образования и органов местного самоуправления гарантировано ст. 133 Конституции Российской Федерации.

Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

На защиту интересов муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Баршамайский» и неопределенного круга лиц предъявляется настоящее

3

заявление.

Интересы муниципального образования заключаются в соблюдении установленных федеральным и региональным законодательством требований. Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 130, 132 Конституции РФ, федеральным и республиканским законодательством о местном самоуправлении, остается без выполнения задача по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая законом определена одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

Кроме того, непринятие главой МО «Сельсовет Баршамайский» мер по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) нарушает и не обеспечивается на уровне этого поселения законом гарантированная гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также их право на доступ к объектам культурного наследия. Данные права и гарантии имеют не только граждане, непосредственно проживающие в данном сельском поселении, но все проживающие в РФ лица, круг которых, безусловно, является неопределенным.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностньм лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу изложенного выше оснований бездействие со стороны главы МО «Сельсовет Баршамайский» по неисполнению требований вышеуказанных федеральных законов должно быть признано судом незаконным.

Таким образом, в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в данном заявлении указано, в чем конкретно заключаются интересы муниципального образования, неопределенного крута лиц, какое право нарушено, сделана ссылка на законы, предусматривающие способы защиты интересов муниципального образования сельского поселения. Просит обязать главу МО сельского поселения «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района по вступлению в законную силу настоящего решения в установленном законом порядке на уровне данного МО:

-исполнять требования федеральных законов от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления, от 09.10.1992г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселения: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

-в указанных целях образовать комиссию МО с участием депутатов, старейшин, специалистов истории и науки для определения объектов культурного наследия муниципального образования, находящихся на территории поселения, их учета и определения правового статуса, а также включения в реестр;

-с учетом требований указанного выше законодательства решить вопрос о принятии МО нормативного правового акта «Об объектах культурного наследия МО «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района», в котором предусмотреть перечень этих объектов, их правовой статус, границы, значимость, иные паспортные данные, установленные законом.

4

Данный нормативно правовой акт опубликовать в районной газете «Труженик Кайтага», либо иным предусмотренном Уставе МО порядке довести до сведения граждан;

-    до ДД.ММ.ГГГГ завершить разрешение процедурных вопросов по оформлению права
собственности МО «Сельсовет Баршамайский» на объекты, находящиеся на территории
поселения (в том числе получения и выдачи охранных обязательств собственника),
включению объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальным
образованием установленных федеральными законами полномочий, в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

-    в бюджете МО «Сельсовет Баршамайский» на 2013 год предусмотреть
финансирование мероприятий, связанных с исполнением полномочий по сохранению,
использованию, и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры), находящихся в собственности поселения, по охране объектов культурного
наследия памятников истории и культуры местного муниципального значения,
расположенных на территории поселения.

В суде Расулов СР. поддержал требования прокурора, и заявил, что МО «С/С Баршамайский» недавно возглавил Алиев A.M. возможно эти вопросы им еще не охвачены, и не в курсе о существовании такого памятника истории и культуры в поселении. Просит удовлетворить требования.

Глава МО «С/С Баршамайский» Алиев A.M. признал требования прокурора, и заявил, что предыдущий глава никаких документов насчет памятников истории и культуры не оставил, никаких решений также не обнаружил в документах администрации села. Он, как вновь избранный глава, постарается учесть все предъявленные в суде требования, и в ближайшее время приметь меры по сохранению памятников истории и культуры на территории МО. Просит удовлетворить требования прокурора.

Изучив материалы дела, выслушав пояснение сторон, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.45,.254 и 255 ГПК РФ прокурор, иное заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Бездействием администрации МО «С/С Баршамайский» в данном случае нарушаются требования законодательства РФ и РД по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), не обеспечивается на уровне этого поселения законом гарантированная гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также их право на доступ к

5

объектам культурного наследия. Указанное бездействие администрации МО «С/С Баршамайский» в соответствии с требованиями ст.255 ГПК РФ нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, заключит мировое соглашение. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд при признании иска ответчиком и принятии его судом принимает решение об удовлетворении заявленных требований.

Судом разъяснены последствия признания требований прокурора ответчиком. Алиев A.M. заявил, что ему последствия признания заявления понятны, согласен с требованиями прокурора и это идет на пользу сельчан, других граждан, постарается обеспечить своевременное исполнение предъявленных требований.

В соответствии со ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд оснований для не принятия признания ответчиком требований не находит, поскольку не нарушает закон или чьи-либо законные права и интересы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора Кайтагского района.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района РД по исполнению федерального законодательства в области охраны памятников истории и культуры.

Обязать администрацию МО «Сельсовет Баршамайский» Кайтагского района исполнять требования федеральных законов от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления, от 09.10.1992г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселения: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.

Судья     А.А. Темирбеков

2-94/2013 ~ М-68/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурра Кайтагского района РД Расулов С.Р.
Другие
Алиев Али Магомедович глава МО "сельсовет Баршамайский"
Суд
Кайтагский районный суд Республики Дагестан
Судья
Темирбеков Али Алиевич
Дело на странице суда
kaitagskiy--dag.sudrf.ru
11.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2013Передача материалов судье
13.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее