Дело № 2-240/2021
24RS0013-01-2020-001971-42
Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Криусенко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании земельным участком,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к ряду граждан, в том числе, к ФИО1, в котором просил признать отсутствующим право собственности данного лица на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, расположенный по адресу: <адрес> «Сибиряк», <адрес>2 «в», аннулировать записи в ЕГРН о правах на данный земельный участок, снять его с государственного кадастрового учета, а также возложить на ответчика обязанность устранить препятствия в пользовании участком, путем его приведения в первоначальное состояние.
На основании ст. 151 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора к ФИО1 выделены в отдельное производство.
Уточнив требования иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил истребовать земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 из чужого незаконного владения ФИО1, обязав ответчика устранить препятствия в пользовании данным земельным участком путем сноса жилого дома, хозяйственных построек, возведенных на данном земельном участке; просил исключить из ЕГРН сведения о местоположении и площади спорного земельного участка.
Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с государственным актом на право пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ за Красноярской КЭЧ в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с планом землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 площадью 110460000 кв.м. является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для нужд Министерства обороны РФ, и на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемнику Красноярской КЭЧ. Земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:0029 внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». В ходе проведенной Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки сохранности государственной собственности в части законности использования земель обороны и безопасности государства, установлено, что администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляется предоставление земельных участков в собственность гражданам. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 оформлено право собственности ФИО4 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрацией Шуваевского сельсовета <адрес>. На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 разделен на 6 земельных участков, в том числе, участок 24:11:0130901:979. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключил договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 с ФИО1, которая ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала право собственности на данный участок. В соответствии с актами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 расположены недостроенный жилой жом, хозяйственная постройка, имеется ограждение.
Границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 были установлены и закреплены в 1981 году, данный земельный участок находится в федеральной собственности и является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации; принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах участка 24:11:0000000:29. Принадлежащий ответчику земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – запретная зона военного объекта. Спорный земельный участок, как часть земельного участка военного назначения, находящегося в федеральной собственности, не мог быть предоставлен гражданину на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, следовательно, спорным участком распорядились неуполномоченные лица, и право собственности ответчика на участок приобретено незаконно. В силу ст. 222 ГК РФ возведенные на спорном земельном участке жилой дом и хозяйственная постройка, а также ограждение, являются самовольно возведенными и подлежат сносу.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО5 требования иска с учетом их уточнения поддержал, на удовлетворении иска настаивал. Суду пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 является военным объектом - военное лесничество, иных военных объектов на спорной территории не имеется. Срок исковой давности по истребованию земельного участка из чужого незаконного владения не пропущен, поскольку о нарушении своих прав материальному истцу стало известно в 2019 году. При разрешении спора, находившегося в производстве Арбитражного суда <адрес>, земельный участок, принадлежащий ответчику, предметом разбирательства не являлся, и оснований для исчисления срока давности с момента вынесения решения по данному делу не имеется.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежаще.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО6 в судебном заседании требования иска не признали, пояснили, что границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 не установлены в соответствии с требованиями законодательства и сведения о них отсутствуют в ЕГРН. Из пояснений истца и третьего лица, на территории земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 находится Красноярское военное лесничество, и по заключению судебной экспертизы, местоположение данного земельного участка определено только по материалам лесоустройства 1971 и 2002 годов. Заключение судебной экспертизы является недопустимым доказательством, поскольку экспертом самостоятельно собирались доказательства для проведения исследования. Эксперт ФИО7 не вправе была проводить экспертизу и обязана была взять самоотвод, поскольку в ее собственности имеется земельный участок в СНТ «Надежда», находящийся в границах зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта. Истцом пропущен срок исковой давности, поскольку еще в 2013 году из заключения судебной экспертизы, проведенной по делу, рассматриваемому Арбитражным судом, истцу стало известно, что в границах участка 24:11:0000000:29 сформированы земельные участки. В 2017 году был заключен договор об оказании услуг по устройству минерализованных противопожарных полос, к которому приложена схема, исходя из которой сотрудники ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ не могли не видеть нахождение в границах военного объекта земельных участков, поставленных на кадастровый учет. При установлении границ зоны с особыми условиями использования территории, в 2016 году проводились кадастровые работы, на момент проведения которых в ЕГРН содержались сведения об участке с кадастровым номером 24:11:0130901:979, принадлежащем ответчику. ФИО1 является добросовестным приобретателем земельного участка, не знала, и не могла знать о том, что спорный участок расположен в границах земель, принадлежащих иному лицу. Поскольку местоположение земельного участка 24:11:0000000:29 определено только по материалам лесоустройства, и в ЕГРН сведений о его границах не имеется, оснований для удовлетворения иска об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ответчика и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке не имеется.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска прокурора поддержала, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29 является военными объектом - Арейское участковое лесничество Министерства обороны РФ. Минобороны РФ от указанного земельного участка не отказывалось, согласия на его размежевание и отчуждение не давало. Границы военного объекта - военного лесничества определяются лесоустроительными планшетами; лесоустроительные работы проведены в 2002 году.
Представитель администрации <адрес> ФИО9 в судебном заседании просила в иске прокурору отказать, поскольку сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 в ЕГРН не внесены. Сведения об охранной зоне военного объекта внесены в ЕГРН в 2016 году, то есть, после того, как участок ответчика поставлен на кадастровый учет. Просила учесть, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о наложении участка ответчика на земельный участок 24:11:0000000:29 истцу должно было стать известно с момента внесения в ЕГРН сведений об участке 24:11:0130901:979.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из имеющегося в деле отзыва на иск, спорный земельной участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 на учете у Учреждения не состоит, в ходе реорганизационных мероприятий Учреждению не передавался, отдельными приказами Министерства обороны РФ и Директора Департамента имущественных отношений за Учреждением не закреплялся. Спорный земельный участок попадает в границы запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не входит в состав межведомственной комиссии, которой принималось решение о необходимости установления запретной зоны.
Представители администрации Шуваевского сельсовета <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.
Таким образом, земли обороны в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения санкционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов.
Как установлено ст.ст. 7, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе, вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
В силу положений п. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Статьей 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обороне», земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) расположенные на землях обороны и безопасности леса относятся к лесному фонду.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.
Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза №.
В силу требований ст. 91 ЛК РФ, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Как установлено п. 2 ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно ст. 121 ЛК РФ на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (ч. 1); для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса (ч. 2); особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного постановления Пленумов разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу приведенных норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре недвижимое имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с государственным актом на право пользования землей А-I № от ДД.ММ.ГГГГ за КЭЧ <адрес> в бессрочное безвозмездное пользование закреплено 12630 га земли в целях обеспечения нужд Министерства обороны СССР (л.д. 172-174 т. 1).
Согласно плана землепользования, Красноярской КЭЧ предоставлено два земельных участка площадью 1584 га (15840000 кв.м.) и 11046 га (110460000 кв.м.) (л.д. 175-176 т. 1).
Указанным планом определены внешние границы контура передаваемых земель.
Из имеющегося в деле кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ, при постановке земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:0029 на кадастровый учет определена его категория - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование – для нужд Министерства Обороны СССР; площадь – 110460000 кв.м.; правообладатель - КЭЧ <адрес>; вид права - постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 178 т.1). Выписка содержит план границ земельного участка по внешнему контуру (л.д. 179 т.1).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. категории земель – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР, расположенного по адресу: Россия, <адрес> (л.д. 177 т.1).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:0029 площадью 110460000 кв.м. с местоположением: <адрес>, предоставлен государственному учреждению Красноярская квартирно-эксплуатационная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 180-181 т.1).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «Красноярская КЭЧ» передает, а ФГУ«Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принимает все права и обязанности реорганизуемого учреждения «Красноярская КЭЧ» (л.д. 184-185); в составе передаваемых земельных участков указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:29 площадью 110460000 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный для нужд обороны (л.д. 186 т. 1).
Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенным учетным номером участка являлся кадастровый №; участок имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; видом разрешенного использования - для нужд Министерства Обороны СССР; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности России на данный объект; правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 119-120 т.1).
Передача земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ осуществлена на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 118 т. 1).
Постановлением администрации Шуваевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено выдать всем гражданам, проживающим на территории администрации, временные свидетельства на земельные участки, предоставленные бесплатно в собственность для ведения личных подсобных хозяйств из фонда администрации.
На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдано свидетельство № на право собственности на землю бессрочное (постоянное) пользование землей, которым данному лицу предоставлен земельный участок площадью 1 га для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в в/с «Сибиряк» <адрес>2.
Исходя из кадастрового паспорта земельного участка, сведения о земельном участке с предыдущим номером 000357 внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ; граница его не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок разделен на два земельных участка – площадью 7632 кв.м. (ЗУ1) и 2368 кв.м. (ЗУ2); исходя из акта согласования, местоположение границ участка согласовано со смежными землепользователями – физическими лицами, а также с главой администрации Шуваевского сельсовета.
По результатам межевания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-99) в отношении земельного участка 24:11:0130901:488 (1) образовано шесть земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979.
Данные кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 указывают на то, что сведения о данном объекте площадью 1506 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 (л.д. 78-79 т.1); ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на данный объект (л.д. 35-37 т.1).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение землеустроительной экспертизы (л.д. 161-162 т.1).
Согласно заключения ООО «Кадастровый центр», границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 на местности частично закреплены межевыми знаками – металлическими столбами и выражены в виде деревянного забора; в пределах фактического земельного участка расположена баня. Данное строение и часть ограждения выходят за реестровые границы земельного участка.
По заключению эксперта, фактическая площадь участка составляет 1519 кв.м. и не соответствует сведениям о его местоположении и площади по данным ЕГРН (1506 кв.м.).
Экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 24:00-6.18519 – «Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».
Запретная зона военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установлена на основании Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, карты (план) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Оборонкадастр» и внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении исследования по вопросу установления наличия или отсутствия наложения реестровых границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 на земли лесного фонда Министерства обороны Российской Федерации – земельный участок с кадастровым номером 24:11:0000000:29, экспертом через суд были запрошены материалы, в том числе, планшеты лесоустройства Красноярского военного лесничества.
В процессе экспертного исследования предоставленный картографический материал в отношении исследуемой территории - фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия В/О «Леспроект» 1971 году в масштабе 1:10000 (Юргинское лесничество Красноярского управления лесного хозяйства) и фрагмент планшета 7, изготовленного ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие» в 2002 году в масштабе 1:10000 (Красноярское Военное лесничество <адрес>) переведены экспертом в растровое изображение путем сканирования материалов с дальнейшей векторизацией растровых данных в местной системе координат СК 167 (зона 4), применяемой для ведения ЕГРН на территории <адрес>, в программе MapInfo.
Согласно исследовательской части заключения, для привязки планшета 9 и планшета 7, в виде растрового изображения в ГИС MapInfo, произведено «электронное скалывание» координат с уже геопривязанной карты – космоснимки с GoogleПланетаЗемляProверсии7.3, являющиеся достоверным источником информации для извлечения координат на нужный фрагмент земной поверхности.
Разместив растр (планшет лесоустройства) с приведением в систему координат топографической основы, экспертом сформирована растровая подложка с целью использования ее для совмещения планшета лесоустройства с данными Единого государственного реестра недвижимости, что позволило совмещение границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 с границами земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 относительно друг друга.
В результате применения картометрического метода определения координат, экспертом вычислено положение точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 путем перевода материалов лесоустройства (фрагмент планшета 7 и фрагмент планшета 9) в растровое изображение в МСК 167 (зона 4), представленных для проведения судебной землеустроительной экспертизы.
При сопоставлении границ земельного участка 24:11:0130901:979 и границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29, местоположение которого определено в соответствии материалами лесоустройства, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 полностью расположен в границах земельного участка 24:11:0000000:29 по состоянию на 1971 год – квартал 44, часть выдела 5 Юргинского лесничества Красноярского управления лесного хозяйства; полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 по состоянию на 2002 год – квартал 51 часть выдела 17 Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные выводы сделаны экспертом, исходя из анализа представленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ материалов лесоустройства, в частности, фрагмент планшета 9, изготовленного Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием В/О «Леспроект» в 1971 году, также фрагмент планшета 7 Красноярского военного лесничества <адрес>, лесоустройства 2002 года, планшет составлен на основе топокарт издания 1978 года ФГУП «Восточно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие».
Примененный экспертом картометрический метод исследования обусловлен отсутствием геодезических данных (координат) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 и является единственно возможным способом сопоставления границ данного участка с границами участка 24:11:0130901:979, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 являлся исходным земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979, с целью установления наличия либо отсутствия реестровой ошибки допущенной при определении местоположения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979, экспертом проведен анализ межевого дела в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:488.
При анализе данных, полученных с программы Google Earth Pro (программа «виртуальный глобус» компании Google, с помощью которой можно просматривать трехмерную модель Земли, аэро- и космоснимки высокого разрешения и различные слои данных) за период с 2002 года по 2020 год, экспертом установлено, что земельный участок 24:11:0130901:488 для ведения личного подсобного хозяйства использовался частично, а именно, использовался в месте расположения квартиры по <адрес>2 <адрес>»; фактические границы контура 1 по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ на местности отсутствовали.
Проанализировав Генеральный план Шуваевского сельсовета, утвержденный решением Шуваевского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р, схему Генерального плана населенного пункта <адрес> «Сибиряк», изготовленного ООО АПБ «КВАРТАЛ» в 2014 году, эксперт пришел к выводу о том, что на момент проведения кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 частично входил в границы населенного пункта <адрес> «Сибиряк».
Часть территории площадью 7632 кв.м. (контур 1 земельного участка 24:11:0130901:488 по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ), из которого в дальнейшем образован земельный участок 24:11:0130901:979, не включена в границы населенного пункта в 2014 году.
Исходя из этого эксперт установил, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:488 частично расположен в границах населенного пункта площадью 2368 кв.м., частично - на землях муниципального образования Шуваевский сельсовет площадью 7632 кв.м., и пришел к выводу, что при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:488 в 2011 году кадастровым инженером допущена реестровая ошибка.
Допущенная при определении местоположения исходного земельного участка 24:11:0000000:488 реестровая ошибка, повлекла за собой реестровую ошибку и в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979
Указанное заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы по всем поставленным вопросам, основаны на исследовании материалов дела, результатах непосредственного обследования объектов. Компетентность эксперта подтверждена сведениями о наличии у эксперта образования. Выводы эксперта достаточно мотивированы, а само заключение отвечает требованиям относимости и допустимости.
По убеждению суда, наличие в собственности эксперта ФИО7 земельного участка, находящегося в границах зоны с особыми условиями использования территории военного объекта, на что ссылалась сторона ответчика, основанием не доверять заключению не является.
До дачи заключения эксперты, в том числе, ФИО7, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В связи с отсутствием в ЕГРН геодезических сведений о местоположении границ участка 24:11:0000000:29, экспертом правильно применен картометрический метод определения местоположения данного объекта, сведения о котором содержатся в лесоустроительных материалах военного лесничества; лесоустроительные планшеты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими нахождение спорного земельного участка ответчика в границах участка 24:11:0000000:29, являющегося военным объектом. Вопреки доводам ответчика, лесоустроительные планшеты были истребованы у ФГКУ «УЛХиП» судом, а не экспертом.
Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется.
Выводы эксперта о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 категории земель населенных пунктов, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства не находился и не находится в границах населенного пункта <адрес> «Сибиряк» подтвержден материалами дела.
В частности, из акта технического обследования земельных участков, включаемых в черту д. Совхоз «Сибиряк» от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярской КЭЧ было согласовано установление границы населенного пункта с включением в нее 22,87 га земли без изъятия; участок расположен в кварталах 44 и 45. Между тем, из заключения судебной землеустроительной экспертизы, пояснений эксперта и представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, спорный земельный участок расположен в 51 квартале Арейского участкового лесничества.
Данных о согласовании Министерства обороны РФ на включение квартала 51 в границы указанного населенного пункта в деле не имеется.
Исходя из Генерального плана МО Шуваевский сельсовет 2014 года, установление границ населенных пунктов данного муниципального образования произведено без согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно акта выбора и обследования земельных участков по установлению черты населенного пункта д. Совхоз «Сибиряк» от ДД.ММ.ГГГГ, черта данного населенного пункта определена комиссией, в том числе, с участием представителей Красноярской КЭЧ, на основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно акта, включение земельных участков в черту населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования, в том числе, аренды, до их изъятия в случаях, предусмотренных законодательством.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что согласно п.9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С момента предоставления земельного участка по Государственному акту № А-1 № КЭЧ <адрес> данный объект принадлежал названному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, с момента передачи земельного участка № площадью 110460000 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, данный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.
В силу пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ, к заявлениям об отказе от права пользования земельным участком юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного бессрочного пользования.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны осуществляет в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
Из содержания указанных норм права и их системного толкования следует, что для распоряжения земельным участком, закрепленным за Вооруженными силами РФ, необходимо наличие решения уполномоченного лица Министерства обороны РФ.
Доказательства, свидетельствующие об отказе Министерства обороны Российской Федерации от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:11:0000000:29, в границах которого расположен участок, принадлежащий ответчику, в деле не имеется.
Доказательств изменения целевого назначения и категории земельного участка 24:11:0000000:29, а также изъятия данного земельного участка у Красноярской КЭЧ в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РСФСР 1970 года, Основами законодательства СССР и союзных республик о земле 1990 года, статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, Земельным кодексом Российской Федерации, суду не представлено.
Зарегистрированное на указанный земельный участок право собственности Российской Федерации не прекращено.
При установленных судом обстоятельствах, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 полностью находится в границах земель военного объекта – Арейское военное лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0000000:29, находящемся в федеральной собственности; в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979 осуществлено с согласия собственника земельного участка 24:11:0000000:29, суд находит, что образование спорного земельного участка, как объекта права, повлекло нарушение прав и законных интересов собственника участка 24:11:0000000:29.
Возражая против требований прокурора, ответчица и ее представитель ссылались на добросовестность приобретения участка на основании сделки купли-продажи, однако при установленных судом обстоятельствах, связанных с выбытием данного объекта из собственности Российской Федерации в отсутствие воли собственника на отчуждение, возмездность приобретения участка сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя такого объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979, его передача в собственность ФИО4, последующее отчуждение участка в собственность ФИО1 нарушают права Российской Федерации - собственника земельного участка 24:11:0000000:29.
Представленными суду доказательствами подтверждается, что данный объект выбыл из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли; формирование и дальнейшее отчуждение участка земель обороны произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель обороны Российской Федерации, являясь федеральной собственностью.
Отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29 не является основанием для распоряжения данным участком органами местного самоуправления и иными лицами.
При таких обстоятельствах, установив факт незаконного возникновения права собственности ответчицы на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, суд не может согласиться с доводами о том, что ответчица является добросовестным приобретателем данного земельного участка, и участок не может быть истребован в собственность РФ.
Оценивая доводы ответчика и представителя администрации <адрес> о пропуске истцом сроков исковой давности, суд учитывает, что в силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 указанного кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Применительно к статьям 301, 302 этого же кодекса срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В обоснование доводов о пропуске истцом срока исковой давности ответчик и третье лицо ссылались на то, что о формировании земельных участков в границах участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 Министерству обороны РФ стало известно в 2013 году, при рассмотрении Арбитражным судом дела № А33-7040/2012, в процессе разрешения которого проведена землеустроительная экспертиза.
Вместе с тем, изучив указанное заключение, судом установлено, что земельный участок 24:11:0130901:979 или участок 24:11:0130901:488 предметом исследования не являлись, их нахождение в границах участка 24:11:0000000:29 экспертами не проверялось.
Ссылки на то, что указанным заключением установлено нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 кадастрового квартала 24:11:0130901, в котором находился земельный участок 24:11:0130901:488, несостоятельны, поскольку заключение таких выводов не содержит.
Как установлено при разрешении дела, сведения о местоположении границ земельного участка 24:11:0000000:29 в ЕГРН отсутствуют, на местности границы данного объекта межевыми знаками не закреплены. С учетом того, что общая площадь участка военного объекта составляет более 11000 га, установление наложения на данную территорию участка площадью 1506 кв.м. является весьма затруднительным.
Установление границ зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, основанием для исчисления срока течения исковой давности с указанного момента не являются, поскольку при установлении границ данной зоны межевые работы с натурным обследованием территории не проводились.
По мнению суда, заключение ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шуваевского сельсовета и Федеральным государственным автономным учреждением «Оборонлес» Министерства обороны РФ договора об оказании услуг по устройству минерализованных противопожарных полос, не свидетельствует о том, что с момента заключения договора правообладателю участка - идентично ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» должно было стать известно о частичном наложении участка ответчика на участок 24:11:0000000:29, поскольку ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны РФ ИНН 7718239133 не идентично ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ ИНН 7704761773; целью заключения договора являлось обеспечение пожарной безопасности населенного пункта и лесов; местоположение минерализованных противопожарных полос определено приложением к договору, при этом не содержит указания на их прохождение по границам поселения или по границам военного объекта.
Из представленных истцом материалов, о нахождении в границах участка федеральной собственности 24:11:0000000:29 поставленных на кадастровый учет иных земельных участков, стало известно из сообщения Федеральной службы безопасности РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим иском военный прокурор Красноярского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в пределах трехлетнего срока.
Спорный земельный участок 24:11:0130901:979 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, тем самым, обращение прокурора в суд ДД.ММ.ГГГГ имело место до истечения 10-летнего срока давности.
Само по себе формирование участка с кадастровым номером 24:11:0130901:979, его постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности ФИО4, а затем ФИО1, не является основанием полагать, что собственнику участка 24:11:0000000:29 стало известно о нарушении его прав с 2012 года, поскольку, как установлено из материалов дела, местоположение границ участка 24:11:0000000:29 определяется материалами лесоустройства военного объекта, не содержащего геодезических данных о характерных точках углов поворота границ.
В силу специфичности военных объектов, отсутствие межевания территории земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 и публичных сведений о его местоположении, не свидетельствует о недобросовестности материального истца, как участника гражданского оборота в сфере земельных отношений.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Положения Закона № 280-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не являются основанием к отказу истцу в иске, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979 был образован и предоставлен гражданину в собственность не на землях лесного фонда, а из состава земель военного объекта – Арейское участковое лесничество, право федеральной собственности на который зарегистрировано с 2007 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого справа и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 27 ЗК РФ, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
С учетом установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что земельный участок 24:11:0130901:979 образован на территории земельного участка 24:11:0000000:29, относящегося к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования - для нужд Министерства обороны, данный участок ограничен в обороте и не мог быть предоставлен в собственность гражданина.
Поскольку права ответчика на земельный участок 24:11:0130901:979 возникли в отсутствие волеизъявления собственника участка 24:11:0000000:29, и категория и вид разрешенного использования участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29 исключают существование на нем недвижимости, возведенной ответчицей, данные объекты подлежат сносу. Заявленный прокурором срок для осуществления действий по сносу – три месяца со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является достаточным и разумным.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, установив обоснованность доводов истца о том, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, сформированный в границах земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:11:0000000:29, переданного Министерству обороны РФ, относящегося к категории земель обороны, учитывая, что в силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, суд считает необходимым истребовать из чужого незаконного владения ответчика спорный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, находя правомерными требования о возложении на ответчика обязанности сноса возведенных в границах данного земельного участка строений и ограждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, расположенного по адресу: <адрес> «Сибиряк», <адрес>2 «Б».
Обязать ФИО1 освободить земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, расположенный по адресу: <адрес> «Сибиряк», <адрес>2 «Б» путем сноса строения и ограждения, возведенных на данном земельном участке за счет собственных средств в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение является основанием для аннулирования записей в ЕГРН о правах ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0130901:979, расположенного по адресу: <адрес> «Сибиряк», <адрес>2 «Б», а также снятия данного объекта с государственного реестрового учета.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (16.08.2021).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко