2-2787(2019)
24RS0002-01-2019-002877-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи ИрбеткинойЕ.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора КасабукаЯ.В.,
при секретаре Лукьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах инвалида Иванова О. В. к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Иванова О.В. к управлению социальной защиты населения администрации г. Ачинска (далее – УСЗН Администрации г.Ачинска, Управление) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения Управлением социальных прав инвалида в части принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что Иванов О.В. является инвалидом <данные изъяты> группы и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату водоснабжения с колонок, электроэнергии. В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги ответчиком было приостановлено предоставление Иванову О.В. назначенных мер социальной поддержки, а с 01.03.2018 г. принято решение в форме протоколов закрытия о прекращении предоставления Иванову О.В. мер социальной поддержки. Между тем, истец полагает, что положения п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающего право органа местного самоуправления прекратить предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг при отсутствии уважительных причин ее образования, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим, принятое ответчиком решение (оформленное протоколами закрытия субсидий от 12.04.2018 г.) о прекращении с 01.03.2018 г. предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении Иванову О.В., ущемляющее права инвалида, прокурор просит признать незаконным, обязать управление возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01.03.2018 (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского городского прокурора КасабукаЯ.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Истец Иванов О.В., уведомленный о назначении судебного заседания (л.д.23), в зал суда не явился, в имеющемся заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 6).
Представитель ответчика УСЗН Администрации г.Ачинска, уведомленный о дате и времени рассмотрении дела (л.д. 23), в зал суда не явился, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу. В направленном письменном отзыве представитель ответчика Н.С. Когодеева, действующая на основании доверенности от 23.01.2019, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, против заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.ст. 159, 160 ЖК РФ субсидии и компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст. 17 ФЗ №181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а по смыслу ст. 1,24 Закона края № 13-2804 целевым назначением субсидии является компенсация фактически понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принимая решение о прекращении предоставления инвалиду мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения руководствовался пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края и прекратил выплату мер социальной поддержки на основании протокола закрытия от 09.07.2018 г. по причине задолженности по оплате ЖКУ. Данное решение считает обоснованным, поскольку, исходя из смысла законодательства, наличие инвалидности не может являться достаточным основанием для безусловного предоставления мер социальной поддержки для оплаты жилья и коммунальных услуг, тогда как доказательств уважительности причин невнесения истцом платежей в предусмотренном законом размере не представлено.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, уведомленный о слушании дела надлежащим образом (л.д. 23), в суд не явился, возражений относительно исковых требований не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, засодержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Пунктом «б» ст. 1 Закона Красноярского края № 13-2804 предусмотрено, что плата за жилое помещение включает в себя для собственников жилого помещения в многоквартирном доме: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использованиии содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанный исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством края.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, которыми согласно ст. 1 Закона, признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Как установлено по делу, Иванов О.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой МСЭ-2015 № об установлении инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ г. бессрочно (л.д. 12).
Иванов О.В. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 9).
22.08.2016 г. Иванов О.В. обратился в УСЗН Администрации г.Ачинска с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг как инвалиду (л.д. 10-11).
На основании протоколов назначения субсидии отдельным категориям граждан от 29.08.2016 г. Иванову О.В. с 01.07.2016 г. установлена субсидия в размере 50 % на оплату коммунальных услуг, что составило 28,73 руб. и 109,73 руб. (л.д. 13,14).
На основании протокола назначения субсидии на электроэнергию отдельным категориям граждан 29.08.2016 г. Иванову О.В. с 01.08.2016 г. установлена субсидия в размере 50 % (л.д. 15).
Из представленных ответчиком скриншотов лицевого счета жилищно-коммунальных услуг усматривается, что у Иванова О.В. с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. имелась задолженность по оплате за электроэнергию (л.д. 16).
В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 12.03.2018 г. Иванову О.В. с 01.03.2018 г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки на один месяц (л.д. 18), о чем в адрес истца 12.03.2018 г. УСЗН Администрации г.Ачинска было направлено уведомление с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца (л.д. 19).
На основании протоколов закрытия от 12.04.2018 г. предоставление мер социальной поддержки истцу с 01.04.2018 г. было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 20,21), о чем в адрес Иванова О.В. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 22).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполненииим условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у Иванова О.В. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ему как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
С указанными доводами ответчика суд согласиться не может, так как, несмотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежатраспространению на инвалидов, ввиду того, что Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, а само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации г.Ачинска о прекращении с 01.04.2018 г. предоставления Иванову О.В. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от 12.04.2018 г., является незаконным, в связи с чем заявленные требования Ачинскогогородского прокурора, действующего в интересах Иванова О.В. подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает необходимым устранить допущенное нарушение прав истца, обязав ответчика с 01.09.2018 г. возобновить предоставление Иванову О.В. мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Иванова О. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации города Ачинска о прекращении с 01 апреля 2018 года предоставления Иванову О. В. мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оформленное в виде протокола закрытия от 12 апреля 2018 года субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 12 апреля 2018 года субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации города Ачинска Красноярского края возобновить с 01 апреля 2018 года предоставление Иванову О. В. мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина
Решение в законную силу не вступило.