Дело № 2-924/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием истца Калин Т.П.,
третьего лица Калина А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 22 марта 2017 года дело по иску Калин Т. П. к Администрации МОГО "Инта", Минстрою Республики Коми об обязании выплатить государственную жилищную субсидию без уменьшения размера на стоимость отчужденной квартиры, учете стоимости сдаваемой квартиры при уменьшении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании выплатить государственную жилищную субсидию без уменьшения размера на стоимость отчужденной <....> доли квартиры, расположенной по адресу: ____ и учете стоимости сдаваемой квартиры, расположенной по адресу: ____, при уменьшении социальной выплаты в связи с отчуждением квартиры, расположенной по адресу: ____. В обоснование своих требований указала, что ей как <....> предоставляется жилищная субсидия для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с составом семьи <....> человек с датой постановки на учет – __.__.__. Согласно письму Минстроя РК от __.__.__ размер субсидии подлежит уменьшению на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресу: ____ Она не согласна с уменьшением величины социальной выплаты на стоимость отчужденной <....> доли квартиры в ____, так как квартира была продана __.__.__, то есть до ее выражения волеизъявления на участие в программе по переселению. Также не согласна с размером уменьшения социальной выплаты на полную стоимость квартиры, расположенной по адресу: ____ так как ее реализация фактически являлась разменом на квартиру меньшей площади по адресу: ____ с доплатой. Часть проданной квартиры они возвращают в муниципальную собственность при сдаче. Таким образом, при уменьшении социальной выплаты должна быть учтена стоимость сдаваемой квартиры.
Истец Калин Т.П. в судебном заседании поддержала требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации МОГО "Инта", в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки и отзыва на иск суду не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Администрации МОГО "Инта".
Представитель ответчика – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях указал, что исковые требования не признает. Размер жилищной субсидии подлежит уменьшению на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: ____ Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Третье лицо – Калин А.А., в судебном заседании поддержал требования истца.
Третье лицо – Шаверина Е.В., Дегтяренко С.В., в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц Шавериной Е.В., Дегтяренко С.В.
Заслушав истца и третье лицо, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Калин Т.П. с __.__.__ состоит в очереди в администрации МОГО "Инта" на переселение из районов Крайнего Севера по категории <....> с составом семьи <....> человек; супруг Калин А.А., дочь Шаверина Е.В., дочь ФИО6, внучка ФИО1, __.__.__ года рождения, внучка ФИО1, __.__.__ года рождения.
Решением Интинского городского суда от __.__.__ №__ ФИО1, __.__.__ года рождения, ФИО1, __.__.__ года рождения, ФИО3 признаны членами семьи Калин Т.П.
Решением Интинского городского суда №__ №__ ФИО3, ФИО4, ФИО5 признаны членами семьи Калин Т.П.
Согласно письму от __.__.__ №__ Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми сообщило, что представленный администрацией МОГО "Инта" на Калин Т.П. пакет документов для оформления государственного жилищного сертификата выпуска 2016 года не соответствует требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Минстрой Республики Коми считает необходимым подтвердить факт совместного проживания Шавериной Е.В., ФИО1 и ФИО2 с Калин Т.П., а также ведения ими общего хозяйства в судебном порядке, так как они продолжительное время были зарегистрированы по разным адресам. Размер жилищной субсидии, предоставляемой Калин Т.П., подлежит уменьшению на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: ____, ____
Решением Интинского городского суда от __.__.__ №__ Шаверина Е.В., ФИО1, __.__.__ года рождения, ФИО1, __.__.__ года рождения, признаны членами семьи Калин Т.П. для целей получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находилось в собственности Шавериной Е.В. (<....> доли) с __.__.__ до __.__.__. По договору купли-продажи от __.__.__ указанное жилое помещение продано ФИО7, за которым право собственности зарегистрировано __.__.__.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находилось в собственности Шавериной Е.В., ФИО2 и ФИО1 (по <....> доли) с __.__.__. С __.__.__ указанное жилое помещение было передано в собственность ФИО8 на основании договора купли-продажи квартиры от __.__.__.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находилось в собственности Дегтяренко С.В. с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ право собственности зарегистрировано за ФИО9
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002), федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила), осуществляется предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей. Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пп. "в" п. 16.1 Правил гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Согласно п. 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в пп. "в" п. 16 (1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных пп. "в" п. 16.1 настоящих Правил.
В соответствии с п. 16(4) Правил предоставление сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. "к" п. 5 настоящих Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, поскольку истец встала на учет __.__.__, то суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную по договору от __.__.__, предусматривающему отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ____ либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, в связи с чем требования истца о понуждении ответчиков предоставить субсидию без уменьшения ее размера на сумму, полученную от продажи указанной квартиры подлежат удовлетворению.
Доводы истца о необходимости при предоставлении жилищной субсидии с уменьшением величины социальной выплаты на стоимость отчужденной квартиры, расположенной по адресу: ____ произвести зачет стоимости сдаваемого жилого помещения, расположенного по адресу: ____, суд находит несостоятельными, поскольку, ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ, определено, что отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности, а в случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Кроме того, из договора купли-продажи от __.__.__ не усматривается, что жилое помещение продается с долгом по коммунальным платежам, в договоре конкретно расписана цена квартиры без учета долга по коммунальным платежам и указано, что спора по оплате коммунальных услуг у сторон нет, в связи с чем, суд находит доводы истца о продаже квартиры с целью погасить долг и приобрести квартиру меньшей площадью несостоятельными, суд признает действия истца намерением продать квартиру большей площадью и сдать при получении жилищной субсидии квартиру меньшей площади.
Таким образом, требования истца о понуждении ответчиков при предоставлении жилищной субсидии с уменьшением величины социальной выплаты на стоимость отчужденной квартиры, расположенной по адресу: ____, произвести зачет стоимости сдаваемого жилого помещения, расположенного по адресу: ____, подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация МОГО "Инта" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в иске к Администрации МОГО "Инта" следует отказать.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми через администрацию Муниципального образования городского округа "Инта" предоставить Калин Т. П. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в порядке очередности на состав семьи <....> человек, в том числе: Калин Т. П., __.__.__ года рождения, муж Калин А. А., __.__.__ года рождения, дочь Дегтяренко С. В., __.__.__ года рождения, дочь Шаверина Е. В., __.__.__ года рождения, внучка ФИО1, __.__.__ года рождения, внучка ФИО2, __.__.__ года рождения, внук ФИО3, __.__.__ года рождения, внук ФИО4, __.__.__ года рождения, внук ФИО5, __.__.__ года рождения, с уменьшением размера социальной выплаты на стоимость отчужденной квартиры, расположенной по адресу: ____, и без уменьшения размера социальной выплаты на стоимость отчужденной квартиры (<....> доли), расположенной по адресу: ____.
Отказать Калин Т. П. в иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об учете стоимости сдаваемой квартиры, расположенной по адресу: ____, при уменьшении социальной выплаты в связи с отчуждением квартиры, расположенной по адресу: ____
Отказать Калин Т. П. в иске к Администрации МОГО "Инта" об обязании выплатить государственную жилищную субсидию без уменьшения размера на стоимость отчужденной <....> доли квартиры, расположенной по адресу: ____, и учете стоимости сдаваемой квартиры, расположенной по адресу: ____, при уменьшении социальной выплаты в связи с отчуждением квартиры, расположенной по адресу: ____
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2017 в 17 час.
Судья |
И.М. Румянцева |
<....>
<....> |
<....> |