РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Кувшинове В.Н. с участием прокурора Елисеева А.А., представителя ответчика Пеуша А.И. и представителя третьего лица Аксенова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска к Администрации Петрозаводского городского округа о разработке проекта организации дорожного движения,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Российской Федерации (РФ) обратился в суд с требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа как органа местного самоуправления г.Петрозаводска разработать проект организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог Петрозаводского городского округа. Иск мотивирован выявленным в ходе прокурорской проверки фактом нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор и представитель третьего лица Управления МВД России по г.Петрозаводску заявленные требования поддержали, представитель ответчика иск не признал, указав на отсутствие у Администрации Петрозаводского городского округа правомочия по непосредственной разработке проекта организации дорожного движения, а также на финансовые затруднения в организации разработки такого проекта.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования, являясь обоснованными, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.ст. 6 и 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа. Осуществление дорожной деятельности в отношении таких автодорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Под дорожной деятельностью действующее законодательство среди прочего понимает содержание автомобильных дорог. Последнее же осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания безопасных условий бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам (ст.ст. 3, 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). В свою очередь обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ст.ст. 5, 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Прямое обозначение о включении в состав работ по содержанию автомобильных дорог разработки проектов их содержания, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки содержит Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402.
Вместе с тем органами прокуратуры выявлена неполнота принимаемых Администрацией Петрозаводского городского округа мер по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах округа, а также по обеспечению транспортной безопасности. В частности, в результате проверки установлено, что ответчиком до настоящего времени не приняты меры по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения. Подобное бездействие в судебном порядке уже оценено неправомерным – учитываемым по правилам ст.ст. 1, 61 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г.Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа привлечена к административной ответственности по ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Кодекса РФ об административных правонарушениях за игнорирование законного требования Государственной инспекции безопасности дорожного движения о разработке проекта организации дорожного движения на улицы города.
В рамках определенных федеральным законодательством полномочий совместным письмом Министерства внутренних дел РФ от 02 августа 2006 года № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который устанавливает основные требования к содержанию проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и разметки. В соответствии с ним заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог определен исполнительный орган местного самоуправления. Он же утверждает данный проект с внесением изменений и переутверждением не реже, чем один раз в три года.
Таким образом, Администрация Петрозаводского городского округа обязана организовать разработку проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог Петрозаводского городского округа, обеспечив заказ данного проекта, необходимое финансирование и иные сопутствующие этому действия (решения). указанную обязанность с учетом конкретных обстоятельств дела и правил ст. 206 ГПК РФ ответчику надлежит исполнить до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 194-199 и 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г.Петрозаводска к Администрации Петрозаводского городского округа о разработке проекта организации дорожного движения удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать разработку проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог Петрозаводского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов
В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 12 мая 2015 года.
Судья
К.Л.Мамонов