Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-578/2021 (2-5282/2020;) ~ М-4718/2020 от 09.11.2020

Дело № 2-578/21

Строка 2.038

УИД 36RS0004-01-2020-005607-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2021 года                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богомоловой О.Г.,

с участием помощника прокурора Иванова Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, обязании принять на службу в таможенные органы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Воробьёв О.А. обратился в суд с иском к Воронежской таможне о возложении обязанности принять на службу в таможенные органы, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, заключении контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в таможенных органах РФ. Из 25 лет службы более 10 лет занимал ведущие должности федеральной государственной гражданской службы. В должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка служебный контакт от ДД.ММ.ГГГГ дважды продлялся до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с детальным планом от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2705 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ СА-П17-11535 в Воронежской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, в процессе которых перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, включая должности начальника отдела специальных таможенных процедур и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка, с ДД.ММ.ГГГГ были заменены на должности сотрудников.

По утверждению истца, в рамках проведения мероприятий, предусмотренных Детальным планом, Воронежской таможней всем должностным лицам таможенного поста МАПП Бугаевка, чьи должности государственной гражданской службы РФ подлежали сокращению с ДД.ММ.ГГГГ направлены уведомления о сокращении должности гражданской службы. На основании этого, истцом, на имя начальника таможни ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление по предложенному образцу о том, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий истец просит расторгнуть с ним служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы РФ ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом на иные условия службы в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Также истцом ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на имя начальника Воронежской таможни о приёме на службу в таможенные органы РФ, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни и заключении с истцом контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год. Все необходимые документы и сведения, согласно предложенного перечня, были представлены. Также было пройдено ДД.ММ.ГГГГ психофизиологическое исследование на базе Воронежской таможни.

ДД.ММ.ГГГГ истец был вызван для прохождения собеседования в отдел государственной службы и кадров таможни, в ходе которого ему в устной форме было сообщено, что он не соответствует одному из критериев, предъявляемых к сотрудникам таможенных органов РФ, проходящих службу по контракту.

        Впоследствии, в ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил: признать незаконным увольнение ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязать восстановить на государственной службе иного вида в Воронежской таможне с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Воронежской таможни компенсацию за период вынужденного простоя с ДД.ММ.ГГГГ до даты восстановления в должности, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей (т. 1 л.д. 140-141).

         Истец Воробьёв О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

         Представители ответчика по доверенности Дяченко В.С., Одарченко Е.А. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

        Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого Закона; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Закона).

Анализ правовых позиций сторон показывает, что предметом судебного разбирательства является законность увольнения Воробьева О.А. с должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Во исполнение Детального плана, утвержденного Руководителем ФТС России Булавиным В.И. ДД.ММ.ГГГГ, по реализации решения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2705 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ СА-П17-11535 в Воронежской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, проводилась работа по подбору из внешних и внутренних источников комплектования кандидатов, планируемых к назначению на вновь образовавшиеся должности сотрудников на таможенных постах, находящихся на государственной границе Российской Федерации.

Штатное расписание Воронежской таможни утверждено приказом Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий в Воронежской таможне» с последующими изменениями.

В соответствии с приказами Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ » с ДД.ММ.ГГГГ в штате Воронежской таможни подлежали сокращению 18 должностей государственных гражданских служащих отдела специальных таможенных процедур (далее ОСТП) таможенного поста МАПП Бугаевка, в том числе должность начальника ОСТП МАПП Бугаевка Воронежской таможни.

Судом установлено, что Воробьёв О.А. проходил государственную гражданскую службу в Воронежской таможне на разных должностях. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж государственной службы составляет 28 лет 1 месяц 9 дней. С ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника ОСТП (срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на 3 года до ДД.ММ.ГГГГ, приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -к «О назначении О.А. Воробьёва» (т. 1 л.д. 91-96, 86).

Впоследствии срок действия служебного контакта продлялся приказами Воронежской таможни и дополнительными соглашениями к служебному контракту. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -КГ (т. 1 л.д. 87), дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ –до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 99), приказом от ДД.ММ.ГГГГ -КГ (т.1 л.д. 89), дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 38) – до ДД.ММ.ГГГГ.

Имеет высшее образование, неоднократно проходил курсы повышения квалификации, неоднократно поощрялся, действующих взысканий на момент увольнения не имел (т. 1 л.д. 124-125).

Приказом Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении служебного контракта с ФИО8ёвым» (т. 1 л.д. 101), в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -КГ» ДД.ММ.ГГГГ с ФИО17 был расторгнут срочный служебный контракт и он был уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.

С приказами Воронежской таможни Воробьёв О.А. был ознакомлен соответственно: -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данными приказами, истец обратился с жалобой в ФТС России, которой жалоба была направлена для рассмотрения по существу в Центральное таможенное управление.

Из ответа ЦТУ на жалобу следует, что нарушений в результате её рассмотрения не выявлено (т. 1 л.д. 23-30).

В соответствии с пп. 8.2 п. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Во исполнение установленной законодательством процедуры проведения организационно-штатных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ Воробьеву О.А. вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 159) о сокращении замещаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГ. В случае отсутствия возможности замещения иной должности гражданской службы, либо отказа от предложенной должности для замещения иной должности гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ Воробьев О.А. может быть уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Факт вручения и дата получения уведомления подтверждаются собственноручной подписью истца на бланке уведомления.

Таким образом, учитывая, что уведомление вручено и, соответственно, получено Воробьевым О.А. ДД.ММ.ГГГГ, а датой его увольнения согласно приказу Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -КГ» является ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении таможней соблюден.

    В соответствии со ст.373 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было направлено уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в выборный орган первичной профсоюзной организации с приложением копии проекта приказа о расторжении служебного контракта с Воробьёвым О.А., листа беседы и копии кадровой справки, а также сообщено о нецелесообразности приема Воробьёва О.А. на службу в Воронежскую таможню (т. 1 л.д. 160).

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, всеимеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной службы в иных государственных органах».

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданской службы, представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

В материалах дела имеется лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ с начальником отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни Воробьёвым О.А., в присутствии начальника Воронежской таможни ФИО9, также в беседе участвовали ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО6, ФИО13, в рамках которой Воробьёву О.А. предлагались для дальнейшего прохождения службы вакантные должности государственной гражданской службы Воронежской таможни:

начальник отдела таможенного досмотра Правобережного таможенного поста;

начальник отделения инспектирования и профилактики правонарушений;

специалист 1 разряда кинологического отдела;

главный государственный таможенный инспектор Левобережного таможенного поста (временно, на период отпуска по беременности и родам ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

главный государственный таможенный инспектор отдела применения системы управления рисками (временно, на период отпуска по уходу за ребенком ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д. 158).

Согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ с истцом, ему вновь были предложены имевшиеся вакантные должности государственной гражданской службы, среди которых, кроме вышеуказанных должностей была предложена должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Правобережного таможенного поста (т. 1 л.д. 157).

От предложенных должностей в Воронежской таможне Воробьёв О.А. отказался. По результатам беседы Воробьёв О.А. в листе беседы указал, что со списком вакантных должностей ознакомлен, от предложенных должностей отказывается. Данное решение письменно оформлено истцом в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные факты истец подтвердил в судебном заседании, пояснив, что отказался от предложенных вакантных должностей в Воронежской таможне, сославшись на удаленность от места его жительства.

В ходе всех проведенных с истцом бесед ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что в случае отказа от предложенных должностей он подлежит увольнению с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Более того, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Воробьёв О.А. выразил согласие на расторжение срочного служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения его срока (т. 1 л.д. 90).

Таким образом, судом установлено, что от предлагаемых вакантных должностей государственной гражданской службы в Воронежской таможне, Воробьёв О.А. отказался.

Поскольку положения действующего законодательства, регламентирующего прохождение государственной гражданской службы, не содержат обязательного указания на конкретную форму предложения работодателем работнику вакантных должностей при увольнении по сокращению штата, суд считает, что вышеуказанные мероприятия, осуществленные таможенным органом с целью предложения вакантных должностей гражданской службы лицу, занимающему должность, подлежащую сокращению, подтверждают соблюдение процедуры, предусмотренной положениями ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Доводы истца о том, что ему должны были предложить должности государственной службы в иных государственных органах являются несостоятельными, поскольку такая обязанность у представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности государственной службы в силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ возникает только в случае отсутствия вакантных должностей в самом государственном органе, в то время в Воронежской таможне в спорный период такие должности имелись.

Таким образом, на представителя нанимателя возложена обязанность предложить гражданскому служащему только имеющиеся вакантные должности в соответствующем государственном органе, предложение должностей в других государственных органах является правом, а не обязанностью представителя работодателя и не может нарушать права гражданского служащего в случае, если такие должности не предлагались.

Из материалов дела следует, что при проведении беседы с Воробьевым О.А. ему не были предложены имевшиеся вакантные должности главного государственного таможенного инспектора кинологического отдела и главного государственного таможенного инспектора функциональных подсистем и информационного обеспечения, поскольку в соответствии с должностными регламентами, имеющимися в материалах дела (т.1 л.д. 173-197) по данным должностям установлены квалификационные требования, которым Воробьёв О.А. не соответствовал.

В ходе рассмотрения дела дискриминации в отношении истца со стороны работодателя не установлено.

Ответчиком в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истцу предлагалось продолжить государственную гражданскую службу в таможенных органах, от чего он отказался.

Доводы истца о том, что ранее занимаемая им должность начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, и с которой был уволен, по своему функциональному содержанию аналогична должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

С ДД.ММ.ГГГГ исключены из штатного расписания Воронежской таможни должность государственной гражданской службы- начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста (ОСТП) и должность государственной гражданской службы – начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТПиТК), на которую Воробьёв О.А. должен был быть назначен в порядке ротации в соответствии с Законом №79-ФЗ.

Введены должности начальника ОСТП и начальника ОТПиТК, относящиеся к иному виду государственной службы (служба в таможенных органах), проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ. Введение в штатное расписание Воронежской таможни новых должностей, решение вопросов о замещении поступления теми или иными лицами и другие вопросы поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации прохождение службы предусмотрено Федеральным законом № 114-ФЗ с заключением контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и присвоением специального звания таможенной службы.

Вместе с тем, как установлено судом в таможенных органах Российской Федерации Воробьёв О.А. проходил государственную гражданскую службу, с ним в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ был заключен срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 3, 8 Федерального закона № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1). Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (ст. 3).

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона № 114-ФЗ гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания сотрудников таможенных органов. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

При этом в силу ст. 18 Федерального закона № 114-ФЗ назначение сотрудника таможенного органа на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа.

Как указано в пункте 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 года) представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

Учитывая изложенное, суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что истцу не могли быть предложены введенные в штатное расписание Воронежской таможни новые должности сотрудников, проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ.

Ссылку истца на то, что ранее он также проходил службу в должности сотрудника таможенных органов в Воронежской таможне суд находит несостоятельной, поскольку увольнение истца состоялось именно с должности государственной гражданской службы.

Более того, Воробъёв О.А. не проходил службу в таможенных органах в качестве сотрудника в соответствии с положениями Закона №114-ФЗ, а состоял в трудовых отношениях с Воронежской таможней в качестве должностного лица занимавшего ведущую должность государственной гражданской службы –начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка.

Проведение мероприятий по укомплектованию Воронежской таможни из числа должностных лиц, высвобождаемых в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а именно, определение круга должностных лиц - кандидатов на замещение конкретных должностей, определение перечня должностей, которые предлагались конкретному кандидату, с учетом возможностей данного лица эффективно исполнять служебные обязанности в условиях изменившихся функций и полномочий поста, - является компетенцией работодателя в лице начальника Воронежской таможни, поскольку в силу действующего законодательства, кадровые решения по подбору и расстановке должностных лиц таможни и таможенных постов работодатель принимает самостоятельно (п. 15 Общего положения о таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 года № 833, зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2018 года). Предоставленные начальнику таможни полномочия обусловлены его обязанностью обеспечивать выполнение программ, планов (плановых заданий) и показателей деятельности таможни и таможенных постов (п. 10, 11 Общего положения о таможне).

В этой связи доводы истца о том, что вакантная должность, соответствующая его квалификации в должности сотрудника Воронежской таможни имелась, между тем в приеме на нее было отказано, суд находит несостоятельными.

Как установлено судом, решение о приеме гражданина на службу в таможенные органы и его назначении на должность сотрудника находится исключительно в компетенции начальника таможенного органа. Обязанность заключить контракт о службе в таможенных органах с соискателем Федеральным законом № 114-ФЗ не установлена. Решение о заключении контракта с лицом о службе в таможенных органах начальник таможенного органа принимает самостоятельно, служебные записки носят информативный характер для начальника таможни.

Реализация права начальника таможни о заключении контракта с лицом о службе в таможенных органах согласно Федеральному закону № 114-ФЗ не является подтверждением дискриминации в сфере труда, а является реализацией права работодателя на оценку деловых качеств вновь принимаемых сотрудников и расстановку кадров с учетом их квалификации, опыта работы и стоящих перед организацией и перед принимаемым на работу работником задач.

Доводы истца о том, что в соответствии с пунктом 5 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ руководство Воронежской таможни обязано было в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приёме на службу в таможенные органы информировать истца в письменной форме о причине отказа, суд оценивает критически, поскольку в отношении Воробьёва О.А. проводилась спецпроверка, психофизиологическое исследование, медицинское обследование. Сведения и документы, указанные в пункте 3 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ проверены, обстоятельства, препятствующие поступлению на службу, не установлены. В этой связи, письменное уведомление о причине отказа Воробьёву О.А. не направлялось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении истца ответчиком были выполнены все предусмотренные Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» обязанности, связанные с увольнением по указанным основаниям и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.

        С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении служебного контракта с О.А. Воробьевым», в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «290-КГ».

         Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по спорам об увольнении и о применении последствий его пропуска.

При этом суд отмечает тот факт, что первоначально в иске от ДД.ММ.ГГГГ истец не просил приказ об увольнении признать незаконным.

        Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, оспаривая незаконность увольнения, просил признать увольнение ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

          Руководствуясь положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения в суд, о чем заявлено ответчиком, поскольку с иском о возложении обязанности принять на службу в таможенные органы в связи с отсутствием законных оснований для отказа, Воробьев О.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, а требования об оспаривании приказа от ДД.ММ.ГГГГ заявлены только ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о пропуске им срока исковой давности по данным требованиям. При этом, истцом не было представлено доказательств уважительности причин пропуска срока. Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, увольнение истца признано судом законным, в иске о восстановлении в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни истцу отказано, постольку правовых оснований, предусмотренных ст. 234, 237 ТК РФ, для удовлетворения производных требований о взыскании среднего денежного содержания за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда у суда также не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что требования Воробьёва О.А. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, обязании принять на службу в таможенные органы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2021 года.

Дело № 2-578/21

Строка 2.038

УИД 36RS0004-01-2020-005607-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2021 года                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богомоловой О.Г.,

с участием помощника прокурора Иванова Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, обязании принять на службу в таможенные органы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Воробьёв О.А. обратился в суд с иском к Воронежской таможне о возложении обязанности принять на службу в таможенные органы, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, заключении контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в таможенных органах РФ. Из 25 лет службы более 10 лет занимал ведущие должности федеральной государственной гражданской службы. В должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка служебный контакт от ДД.ММ.ГГГГ дважды продлялся до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с детальным планом от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2705 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ СА-П17-11535 в Воронежской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, в процессе которых перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, включая должности начальника отдела специальных таможенных процедур и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка, с ДД.ММ.ГГГГ были заменены на должности сотрудников.

По утверждению истца, в рамках проведения мероприятий, предусмотренных Детальным планом, Воронежской таможней всем должностным лицам таможенного поста МАПП Бугаевка, чьи должности государственной гражданской службы РФ подлежали сокращению с ДД.ММ.ГГГГ направлены уведомления о сокращении должности гражданской службы. На основании этого, истцом, на имя начальника таможни ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление по предложенному образцу о том, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий истец просит расторгнуть с ним служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы РФ ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом на иные условия службы в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Также истцом ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на имя начальника Воронежской таможни о приёме на службу в таможенные органы РФ, назначении на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни и заключении с истцом контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год. Все необходимые документы и сведения, согласно предложенного перечня, были представлены. Также было пройдено ДД.ММ.ГГГГ психофизиологическое исследование на базе Воронежской таможни.

ДД.ММ.ГГГГ истец был вызван для прохождения собеседования в отдел государственной службы и кадров таможни, в ходе которого ему в устной форме было сообщено, что он не соответствует одному из критериев, предъявляемых к сотрудникам таможенных органов РФ, проходящих службу по контракту.

        Впоследствии, в ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил: признать незаконным увольнение ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязать восстановить на государственной службе иного вида в Воронежской таможне с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Воронежской таможни компенсацию за период вынужденного простоя с ДД.ММ.ГГГГ до даты восстановления в должности, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей (т. 1 л.д. 140-141).

         Истец Воробьёв О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

         Представители ответчика по доверенности Дяченко В.С., Одарченко Е.А. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

        Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого Закона; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Закона).

Анализ правовых позиций сторон показывает, что предметом судебного разбирательства является законность увольнения Воробьева О.А. с должности начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Во исполнение Детального плана, утвержденного Руководителем ФТС России Булавиным В.И. ДД.ММ.ГГГГ, по реализации решения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2705 и поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ СА-П17-11535 в Воронежской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, проводилась работа по подбору из внешних и внутренних источников комплектования кандидатов, планируемых к назначению на вновь образовавшиеся должности сотрудников на таможенных постах, находящихся на государственной границе Российской Федерации.

Штатное расписание Воронежской таможни утверждено приказом Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий в Воронежской таможне» с последующими изменениями.

В соответствии с приказами Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ » с ДД.ММ.ГГГГ в штате Воронежской таможни подлежали сокращению 18 должностей государственных гражданских служащих отдела специальных таможенных процедур (далее ОСТП) таможенного поста МАПП Бугаевка, в том числе должность начальника ОСТП МАПП Бугаевка Воронежской таможни.

Судом установлено, что Воробьёв О.А. проходил государственную гражданскую службу в Воронежской таможне на разных должностях. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж государственной службы составляет 28 лет 1 месяц 9 дней. С ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника ОСТП (срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на 3 года до ДД.ММ.ГГГГ, приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -к «О назначении О.А. Воробьёва» (т. 1 л.д. 91-96, 86).

Впоследствии срок действия служебного контакта продлялся приказами Воронежской таможни и дополнительными соглашениями к служебному контракту. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -КГ (т. 1 л.д. 87), дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ –до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 99), приказом от ДД.ММ.ГГГГ -КГ (т.1 л.д. 89), дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 38) – до ДД.ММ.ГГГГ.

Имеет высшее образование, неоднократно проходил курсы повышения квалификации, неоднократно поощрялся, действующих взысканий на момент увольнения не имел (т. 1 л.д. 124-125).

Приказом Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении служебного контракта с ФИО8ёвым» (т. 1 л.д. 101), в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -КГ» ДД.ММ.ГГГГ с ФИО17 был расторгнут срочный служебный контракт и он был уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.

С приказами Воронежской таможни Воробьёв О.А. был ознакомлен соответственно: -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, -КГ от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данными приказами, истец обратился с жалобой в ФТС России, которой жалоба была направлена для рассмотрения по существу в Центральное таможенное управление.

Из ответа ЦТУ на жалобу следует, что нарушений в результате её рассмотрения не выявлено (т. 1 л.д. 23-30).

В соответствии с пп. 8.2 п. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Во исполнение установленной законодательством процедуры проведения организационно-штатных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ Воробьеву О.А. вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 159) о сокращении замещаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГ. В случае отсутствия возможности замещения иной должности гражданской службы, либо отказа от предложенной должности для замещения иной должности гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ Воробьев О.А. может быть уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Факт вручения и дата получения уведомления подтверждаются собственноручной подписью истца на бланке уведомления.

Таким образом, учитывая, что уведомление вручено и, соответственно, получено Воробьевым О.А. ДД.ММ.ГГГГ, а датой его увольнения согласно приказу Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -КГ» является ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении таможней соблюден.

    В соответствии со ст.373 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было направлено уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях в выборный орган первичной профсоюзной организации с приложением копии проекта приказа о расторжении служебного контракта с Воробьёвым О.А., листа беседы и копии кадровой справки, а также сообщено о нецелесообразности приема Воробьёва О.А. на службу в Воронежскую таможню (т. 1 л.д. 160).

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, всеимеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной службы в иных государственных органах».

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданской службы, представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

В материалах дела имеется лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ с начальником отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни Воробьёвым О.А., в присутствии начальника Воронежской таможни ФИО9, также в беседе участвовали ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО6, ФИО13, в рамках которой Воробьёву О.А. предлагались для дальнейшего прохождения службы вакантные должности государственной гражданской службы Воронежской таможни:

начальник отдела таможенного досмотра Правобережного таможенного поста;

начальник отделения инспектирования и профилактики правонарушений;

специалист 1 разряда кинологического отдела;

главный государственный таможенный инспектор Левобережного таможенного поста (временно, на период отпуска по беременности и родам ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

главный государственный таможенный инспектор отдела применения системы управления рисками (временно, на период отпуска по уходу за ребенком ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д. 158).

Согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ с истцом, ему вновь были предложены имевшиеся вакантные должности государственной гражданской службы, среди которых, кроме вышеуказанных должностей была предложена должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Правобережного таможенного поста (т. 1 л.д. 157).

От предложенных должностей в Воронежской таможне Воробьёв О.А. отказался. По результатам беседы Воробьёв О.А. в листе беседы указал, что со списком вакантных должностей ознакомлен, от предложенных должностей отказывается. Данное решение письменно оформлено истцом в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные факты истец подтвердил в судебном заседании, пояснив, что отказался от предложенных вакантных должностей в Воронежской таможне, сославшись на удаленность от места его жительства.

В ходе всех проведенных с истцом бесед ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что в случае отказа от предложенных должностей он подлежит увольнению с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Более того, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Воробьёв О.А. выразил согласие на расторжение срочного служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения его срока (т. 1 л.д. 90).

Таким образом, судом установлено, что от предлагаемых вакантных должностей государственной гражданской службы в Воронежской таможне, Воробьёв О.А. отказался.

Поскольку положения действующего законодательства, регламентирующего прохождение государственной гражданской службы, не содержат обязательного указания на конкретную форму предложения работодателем работнику вакантных должностей при увольнении по сокращению штата, суд считает, что вышеуказанные мероприятия, осуществленные таможенным органом с целью предложения вакантных должностей гражданской службы лицу, занимающему должность, подлежащую сокращению, подтверждают соблюдение процедуры, предусмотренной положениями ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Доводы истца о том, что ему должны были предложить должности государственной службы в иных государственных органах являются несостоятельными, поскольку такая обязанность у представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности государственной службы в силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ возникает только в случае отсутствия вакантных должностей в самом государственном органе, в то время в Воронежской таможне в спорный период такие должности имелись.

Таким образом, на представителя нанимателя возложена обязанность предложить гражданскому служащему только имеющиеся вакантные должности в соответствующем государственном органе, предложение должностей в других государственных органах является правом, а не обязанностью представителя работодателя и не может нарушать права гражданского служащего в случае, если такие должности не предлагались.

Из материалов дела следует, что при проведении беседы с Воробьевым О.А. ему не были предложены имевшиеся вакантные должности главного государственного таможенного инспектора кинологического отдела и главного государственного таможенного инспектора функциональных подсистем и информационного обеспечения, поскольку в соответствии с должностными регламентами, имеющимися в материалах дела (т.1 л.д. 173-197) по данным должностям установлены квалификационные требования, которым Воробьёв О.А. не соответствовал.

В ходе рассмотрения дела дискриминации в отношении истца со стороны работодателя не установлено.

Ответчиком в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истцу предлагалось продолжить государственную гражданскую службу в таможенных органах, от чего он отказался.

Доводы истца о том, что ранее занимаемая им должность начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, и с которой был уволен, по своему функциональному содержанию аналогична должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

С ДД.ММ.ГГГГ исключены из штатного расписания Воронежской таможни должность государственной гражданской службы- начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста (ОСТП) и должность государственной гражданской службы – начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТПиТК), на которую Воробьёв О.А. должен был быть назначен в порядке ротации в соответствии с Законом №79-ФЗ.

Введены должности начальника ОСТП и начальника ОТПиТК, относящиеся к иному виду государственной службы (служба в таможенных органах), проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ. Введение в штатное расписание Воронежской таможни новых должностей, решение вопросов о замещении поступления теми или иными лицами и другие вопросы поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации прохождение службы предусмотрено Федеральным законом № 114-ФЗ с заключением контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и присвоением специального звания таможенной службы.

Вместе с тем, как установлено судом в таможенных органах Российской Федерации Воробьёв О.А. проходил государственную гражданскую службу, с ним в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ был заключен срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 3, 8 Федерального закона № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1). Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (ст. 3).

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона № 114-ФЗ гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания сотрудников таможенных органов. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

При этом в силу ст. 18 Федерального закона № 114-ФЗ назначение сотрудника таможенного органа на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа.

Как указано в пункте 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 года) представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

Учитывая изложенное, суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что истцу не могли быть предложены введенные в штатное расписание Воронежской таможни новые должности сотрудников, проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ.

Ссылку истца на то, что ранее он также проходил службу в должности сотрудника таможенных органов в Воронежской таможне суд находит несостоятельной, поскольку увольнение истца состоялось именно с должности государственной гражданской службы.

Более того, Воробъёв О.А. не проходил службу в таможенных органах в качестве сотрудника в соответствии с положениями Закона №114-ФЗ, а состоял в трудовых отношениях с Воронежской таможней в качестве должностного лица занимавшего ведущую должность государственной гражданской службы –начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Бугаевка.

Проведение мероприятий по укомплектованию Воронежской таможни из числа должностных лиц, высвобождаемых в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а именно, определение круга должностных лиц - кандидатов на замещение конкретных должностей, определение перечня должностей, которые предлагались конкретному кандидату, с учетом возможностей данного лица эффективно исполнять служебные обязанности в условиях изменившихся функций и полномочий поста, - является компетенцией работодателя в лице начальника Воронежской таможни, поскольку в силу действующего законодательства, кадровые решения по подбору и расстановке должностных лиц таможни и таможенных постов работодатель принимает самостоятельно (п. 15 Общего положения о таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 года № 833, зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2018 года). Предоставленные начальнику таможни полномочия обусловлены его обязанностью обеспечивать выполнение программ, планов (плановых заданий) и показателей деятельности таможни и таможенных постов (п. 10, 11 Общего положения о таможне).

В этой связи доводы истца о том, что вакантная должность, соответствующая его квалификации в должности сотрудника Воронежской таможни имелась, между тем в приеме на нее было отказано, суд находит несостоятельными.

Как установлено судом, решение о приеме гражданина на службу в таможенные органы и его назначении на должность сотрудника находится исключительно в компетенции начальника таможенного органа. Обязанность заключить контракт о службе в таможенных органах с соискателем Федеральным законом № 114-ФЗ не установлена. Решение о заключении контракта с лицом о службе в таможенных органах начальник таможенного органа принимает самостоятельно, служебные записки носят информативный характер для начальника таможни.

Реализация права начальника таможни о заключении контракта с лицом о службе в таможенных органах согласно Федеральному закону № 114-ФЗ не является подтверждением дискриминации в сфере труда, а является реализацией права работодателя на оценку деловых качеств вновь принимаемых сотрудников и расстановку кадров с учетом их квалификации, опыта работы и стоящих перед организацией и перед принимаемым на работу работником задач.

Доводы истца о том, что в соответствии с пунктом 5 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ руководство Воронежской таможни обязано было в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приёме на службу в таможенные органы информировать истца в письменной форме о причине отказа, суд оценивает критически, поскольку в отношении Воробьёва О.А. проводилась спецпроверка, психофизиологическое исследование, медицинское обследование. Сведения и документы, указанные в пункте 3 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ проверены, обстоятельства, препятствующие поступлению на службу, не установлены. В этой связи, письменное уведомление о причине отказа Воробьёву О.А. не направлялось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении истца ответчиком были выполнены все предусмотренные Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» обязанности, связанные с увольнением по указанным основаниям и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.

        С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении служебного контракта с О.А. Воробьевым», в редакции приказа Воронежской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Воронежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «290-КГ».

         Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по спорам об увольнении и о применении последствий его пропуска.

При этом суд отмечает тот факт, что первоначально в иске от ДД.ММ.ГГГГ истец не просил приказ об увольнении признать незаконным.

        Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, оспаривая незаконность увольнения, просил признать увольнение ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

          Руководствуясь положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения в суд, о чем заявлено ответчиком, поскольку с иском о возложении обязанности принять на службу в таможенные органы в связи с отсутствием законных оснований для отказа, Воробьев О.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, а требования об оспаривании приказа от ДД.ММ.ГГГГ заявлены только ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о пропуске им срока исковой давности по данным требованиям. При этом, истцом не было представлено доказательств уважительности причин пропуска срока. Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, увольнение истца признано судом законным, в иске о восстановлении в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Бугаевка Воронежской таможни истцу отказано, постольку правовых оснований, предусмотренных ст. 234, 237 ТК РФ, для удовлетворения производных требований о взыскании среднего денежного содержания за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда у суда также не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что требования Воробьёва О.А. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Воробьёва Олега Александровича к Воронежской таможне о признании увольнения незаконным, обязании принять на службу в таможенные органы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Е.В. Гусева

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2021 года.

1версия для печати

2-578/2021 (2-5282/2020;) ~ М-4718/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьев Олег Александрович
Прокурор Ленинского района г.Воронежа
Ответчики
Воронежская таможня
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Гусева Екатерина Валериевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
16.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2020Предварительное судебное заседание
19.01.2021Предварительное судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее