РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«31» июля 2015 года п. Магистральный
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Тарасовой Т.С.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Ярославцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-657/15 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Потаповой Т.И. к муниципальному образовательному учреждению «Казачинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать с 01 июля 2015 года до прекращения трудовых отношений Потаповой Т.И. заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
установил:
16.07.2015 г. прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах Потаповой Т.И. (далее - Потапова Т.И.) к муниципальному образовательному учреждению «Казачинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - МОУ «КСОШ») о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать с 01июля 2015 года до прекращения трудовых отношений Потаповой Т.И. заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В обоснование требований указал, что Потапова Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора работает в МОУ «КСОШ» <данные изъяты>. Её заработная плата за один месяц согласно выданным расчетным листам и условиям трудового договора без учета стимулирующих выплат, доплат за совмещение, отпуска, надбавок за совмещение, складывается из оклада в размере <данные изъяты>., районного коэффициента - 70 %, надбавки за стаж работы в северных регионах - 50 %, доплаты за работу в сельской местности - 25 % от оклада, вредные условия труда - 4 %. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5965 рублей в месяц. Соответственно, если истцом отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, заработная плата с 01 января 2015 г. не может быть менее 5965 руб. с применением районного и северного коэффициентов. Северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда, в которую входят все иные выплаты, кроме указанных, что составит в Казачинско-Ленском районе Иркутской области с январе 2015 г.: 13123 руб. = 5965 руб. + 5965 руб. х 50% (северная надбавка) + 5965 руб. х 70% (районный коэффициент). Формула для расчета недополученной заработной платы с 01.01.2015 г. (без вычета налога на доходы физических лиц) следующая: 13123 руб.: количество нормо-дней (часов) х количество отработанных дней (часов) - выплаченная работнику заработная плата. Потапова Т.И. в апреле 2015 года отработала 26 дней (при норме 22 дней для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за апрель 2015 года не может быть ниже 15509 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой Т.И. за апрель 2015 года составила <данные изъяты>. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты> Потапова Т.И. в мае 2015 года отработала 24 дня (при норме 18 дней для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за май 2015 года не может быть ниже 17497, 33 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой Т.И. за май 2015 года составила <данные изъяты>. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты> Потапова Т.И. в июне 2015 года отработала 25 дней (при норме 21 день для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за июнь 2015 года не может быть ниже 15622.62 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой Т.И. за март 2015 года составила <данные изъяты>. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты>Общий размер недоначисленной Потаповой Т.И. заработной платы за апрель-июнь 2015 года составляет <данные изъяты>
Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за апрель - июнь 2015 года в размере <данные изъяты>. Обязать МОУ «КСОШ» начислять и выплачивать с 01 июля 2015 года до прекращения трудовых отношений Потаповой Т.И. заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании помощник прокурора Ярославцева А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Истец в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлена надлежаще.
Представитель ответчика МОУ «КСОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска в суд не представил.
Представитель третьего лица - отдела образования Администрации Казачинско-Ленского муниципального района не явился.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательствами по делу, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу п.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда(абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч. 1 ст. 147 ТК РФ устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видом работ, но с нормальными условиями труда.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01 декабря 2014 г.)с 1 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей в месяц.
Согласно ст. 144 ТК РФ Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Более того, в соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Казачинско-Ленский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районов и местностях, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судом установлено, что истец Потапова Т.И. работает в МОУ «КСОШ» в должности <данные изъяты>, что подтверждается представленной копией трудового договора.
Из представленных суду расчетных листов на работника Потапову Т.И., её оклад по занимаемой должности <данные изъяты> составляет <данные изъяты>.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который дожжен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований Российского трудового законодательства, не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполнившим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированною по одному разряду) в различных условиях труд(вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях и не включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по РФ, районного коэффициента и северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.
Суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера МРОТ, гарантированной на территории РФ.
В силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего севера и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Суд проверил расчет прокурора и считает, что правильным будет следующий расчет заработной платы с учетом предоставленной справке от 24.07.2015 года :
Так, истцу Потаповой Т.И. должно быть начислено по основной должности при полностью отработанно норме рабочего времени за апрель-июнь 2015 г.:
5965 рублей + 2982,50 руб. (50% северная надбавка) + 4175,50 руб. (70% районный коэффициент) =13123 руб. (без вычета НДФЛ).
Потапова Т.И. в апреле 2015 года отработала 26 дней (при норме 26 дней для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за апрель 2015 года не может быть ниже 13123 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой Т.И. за апрель 2015 года составила <данные изъяты>. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты>
Потапова Т.И. в мае 2015 года отработала 24 дня (при норме 24 дня для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за май 2015 года не может быть ниже 13123 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой Т.И. за май 2015 года составила <данные изъяты>. Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты>
Потапова Т.И. в июне 2015 года отработала 25 дней (при норме 25 дней для пятидневной рабочей недели), следовательно, ее заработная плата за июнь 2015 года не может быть ниже 13123 руб. Согласно расчетному листку заработная плата Потаповой ОТ.И. за июнь 2015 года составила <данные изъяты>. (за минусом отпускных). Таким образом, работодателем недоначислено за указанный месяц <данные изъяты>
Общий размер недоначисленной Потаповой Т.И. заработной платы за апрель-июнь 2015 года составляет <данные изъяты> который подлежит взысканию с ответчика, в остальной части иска следует отказать.
Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об обязании работодателя начислять и выплачивать Потаповой Т.И. с 01 июля 2015 года до прекращения трудовых отношений заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до прекращения трудовых отношений.
Поскольку в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения. При рассмотрении возникшего спора истцом представлены суду доказательства нарушения трудовых прав Потаповой Т.И. на оплату труда в полном размере.
Нарушение трудовых прав Потаповой Т.И. со стороны работодателя доказано, поэтому избранный способ защиты будет служить целям восстановления ее нарушенных прав. Исполнение данной обязанности предполагается при полностью отработанной работником месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда до внесения изменений в Федеральный закон от N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно- правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Потаповой Т.И. к муниципальному образовательному учреждению «Казачинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, обязании начислять и выплачивать с 01 июля 2015 года до прекращения трудовых отношений Потаповой Т.И. заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - удовлетворить частично.
Взыскать смуниципального образовательного учреждения «Казачинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Потаповой Т.И. невыплаченную заработную плату за апрель, май, июнь 2015 г. в размере <данные изъяты>.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Казачинская средняя общеобразовательная школа» начислять и выплачивать с 01 июля 2015 года Потаповой Т.И. заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в соответствующее законодательство или до прекращения трудовых отношений.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Казачинская средняя общеобразовательная школа» в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья: подпись М.Ф. Антоневич
Решение не вступило в законную силу.