Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2550\2018
22 августа 2018 г. г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Араповой И.С., с участием процессуального истца прокурора Глуховеровой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ульяновой А.В., Ульянова В.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о признании решения о приостановлении и последующем прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ульяновой А.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о признании решения о приостановлении и прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки инвалида. Требования мотивированы тем, что Ульянова А.В. является <данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>; ей предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ, однако с указанной даты в связи с поступлением сведений о наличии у неё задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, со стороны УСЗН принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, а с ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления данных мер.
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ульянова В.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о признании решения о приостановлении и прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки инвалида. Требования мотивированы тем, что Ульянов В.В. является <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства: <адрес>; ему предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ, однако с указанной даты в связи с поступлением сведений о наличии у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, со стороны УСЗН принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, а с ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления данных мер.
Определением суда иски дела объединены в одно производство.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Глуховерова Г.А. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика УСЗН администрации г.Минусинска в судебном заседании не присутствовал, в возражениях по существу исковых требований руководитель УСЗН администрации г.Минусинска Хаметшина Н.А. против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что компенсация расходов на оплату коммунальных услуг и оплату топлива предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Считает действия УСЗН правомерными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края –в судебном заседании не присутствовал.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Таким образом, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах Ульяновой А.В. и Ульянова В.В. в защиту их социальных прав судом не ставится под сомнение.
Из материалов дела следует, что Ульянова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>
Ульянов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>
Ульянова А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Ульянов В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Копиями заявлений Ульяновой А.В. и Ульянова В.В. в адрес руководителя УСЗН администрации г.Минусинска от 20.07.2017 подтверждается факт обращения по вопросу назначения мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
В уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 16.01.2018 в адрес Ульяновой А.В. указано на приостановление предоставления мер социальной поддержки с 01.12.2017 и прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.01.2018 на оплату жилья и коммунальных услуг, в уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 14.05.2018 указано на приостановление предоставления мер социальной поддержки с 01.05.2018 и возможность прекращения предоставления мер социальной поддержки с 01.01.2019 – на оплату и доставку твердого топлива, в случае непогашения образовавшейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
В уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 16.01.2018 в адрес Ульянова В.В. указано на приостановление предоставления мер социальной поддержки с 01.12.2017 и прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.01.2018 на оплату жилья и коммунальных услуг.
На 31.12.2017 у Ульяновых А.В. и В.В. долг по оплате в МУП «<данные изъяты>» составил <данные изъяты> руб., долг в ПАО «<данные изъяты>» - <данные изъяты> руб.
В отзыве на иск руководитель УСЗН администрации г.Минусинска признаёт то, что предоставление мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг Ульяновым А.В. приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ, прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.
Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчиком приостановлено с 01.07.2016, а затем с 01.08.2016 принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности (л.д.7).
Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
В связи с тем, что ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд считает правомерным приостановление предоставления ФИО7 мер социальной защиты с ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев, предупреждении её о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива с ДД.ММ.ГГГГ, а потому в этой части отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования прокурора о признании незаконным решения ответчика о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, соответственно в этой части иск удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, законодателем не предусмотрено право ответчика на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Само по себе наличие у Ульяновых А.В. и В.В. задолженности по оплате коммунальных услуг не может служить основанием для прекращения в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате жиль я и коммунальных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер является незаконным, а потому возобновление предоставления Ульяновым А.В. и В.В. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг подлежит с ДД.ММ.ГГГГ с возложением на ответчика обязанности возобновить с указанных дат предоставление мер социальной поддержки.
В связи с изложенным довод стороны ответчика о правомерности прекращения предоставления мер социальной поддержки подлежит отклонению, поскольку основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о прекращении с 01.01.2018 предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов <данные изъяты> Ульяновой ФИО10 и <данные изъяты> Ульянову ФИО11.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить Ульяновой ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить Ульянову ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 27.08.2018.
Председательствующий Н.В. Музалевская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>