дело № 2-176/19 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» апреля 2019 года
Московский районный суд города Калининграда
в составе председательствующего: судьи Кулаковой Н.В.
при секретаре: Иванченко В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: военного комиссариата Калининградской области к Шашурину Сергею Николаевичу о взыскании незаконно полученной денежной компенсации за поднаем жилого помещения, самостоятельному иску Министерства Обороны Российской Федерации к Шашурину Сергею Николаевичу о признании отсутствующим права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ,
установил:
Военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с иском, в котором указал, что Шашурин С.Н. является пенсионером МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ первично обратился за выплатой компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с 01.01.2005 года предусмотрена выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения уволенным военнослужащим, вставшим на учет нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления.
На основании заявления Шашурину С.Н. была назначена и выплачивалась денежная компенсация за наем ( поднаем) жилого помещения ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей на одного человека, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - в размере <данные изъяты> рублей на одного человека, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей на одного человека. в ДД.ММ.ГГГГ году в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, в ДД.ММ.ГГГГ году в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ решением военного комиссара Калининградской области выплата компенсации ответчику была приостановлена.
Военным комиссариатом Калининградской области производились запросы в соответствующие инстанции на предмет обеспечения ответчика ранее жильем.
Из комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» поступил ответ, в котором сообщается, что Шашурину С.Н. выделялось жилье и в последствии было приватизировано. Ответчик факт получения жилого помещения скрыл.
Полагает, что всвязи с выделением ответчику ранее жилья, оснований для выплаты ему компенсации за наем жилого помещения не имелось.
С учетом изложенного, просит взыскать с Шашурина С.Н. незаконно полученную денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 530859,09 рублей.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации, в порядке ст. 42 ГПК РФ обратилось в суд с самостоятельными исковыми требованиями, первоначально предъявленными к Шашурину С.Н. и администрации городского округа «Город Калининград», в которых указало, что постановлением главы администрации Московского района гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № Шашурин С.Н. был включен в льготный список военнослужащих, уволенных в запас составом семьи 4 человека - он, супруга ФИО6, сын ФИО7, дочь Шашурина (Ивановски) Е.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением мэра гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № супруга Шашурина С.Н.- ФИО6 была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.п. «а» п.25 постановления Калининградской областной думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О новой редакции порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Калининградской области».
Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 по личному заявлению был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
На основании заявления Шашурина С.Н. в соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Приказом Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах российской Федерации» постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику была назначена и выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период Министерство обороны РФ в лице военного комиссариата Калининградской области выплатило Шашурину С.Н. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей
С ДД.ММ.ГГГГ решением военного комиссара Калининградской области выплата компенсации ответчику была приостановлена всвязи с получением ответа из комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», в котором сообщалось, что Шашурину С.Н. в период прохождения военной службы выделялось жилое помещение, которое в последствие было приватизировано его супругой ФИО6 Факт получения жилого помещения ответчиком был скрыт.
Вместе с тем в соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечением жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Кроме того, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время Шашурин С.Н. был неоднократно информирован органами местного самоуправления и органами исполнительной власти о необходимости представления указанного документа, а также ему неоднократно предлагалось разрешить данный вопрос в судебном порядке, однако, Шашуриным С.Н. до настоящего времени никаких действий для решения своего жилищного вопроса предпринято не было.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
С учетом изложенных обстоятельств, полагает, что основания для нахождения Шашурина С.Н. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отсутствуют.
В результате нахождения Шашурина С.Н. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Министерство обороны РФ несет необоснованные материальные затраты в виде выплаты ему денежной компенсации за наем ( поднаем) жилого помещения, чем нарушаются права данного Министерства.
На основании изложенного, просило признать незаконным постановку Шашурина С.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, включение его в список военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снять его с данного учета.
В последствие, Министерство обороны Российской Федерации уточнило свои исковые требования, просило признать отсутствующим у Шашурина С.Н. право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, исключила администрацию городского округа «Город Калининград» из числа ответчиков, указав их третьими лицами по уточненным требованиям.
В судебном заседании представитель военного комиссариата Калининградской области по доверенности Шатохин В.А., также представляющий интересы третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, дополнил, что перед увольнением, Шашурин С.Н. проходил военную службу на территории <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году ему на состав семьи 4 человека ( он, супруга, сын и дочь) Министерством обороны РФ по ордеру, была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу : <адрес>.
Приказом командира в/ч № Шашурин С.Н. уволен с военной службы всвязи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, избрал местом жительства гор. Калининград. По прибытии в гор. Калининград Шашурин С.Н. обратился в мэрию гор. Калининграда с заявлением о постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, как бывший военнослужащий. О том, что его супруга является гражданской республики <данные изъяты> и что она в ДД.ММ.ГГГГ году приватизировала предоставленную ему по линии Министерства Обороны РФ квартиру последний не сообщил, предъявил копию справки, подписанную начальником Каунасской КЭЧ о том, что сдал указанное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник данной справки ответчик в мэрию гор. Калининграда не предъявлял, в личном деле военнослужащего Шашурина С.Н. этой справки в подлиннике нет и не может быть, поскольку она должна храниться у Шашурина С.Н. Также, у ответчика имелось не одно, а два удостоверения о льготах, одно из которых он предъявлял в подлиннике в мэрию гор. Калининграда для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, как бывший военнослужащий, а второе, в копии, вообще никому не предъявлял. Нормами действующего законодательства предусмотрена выдача бывшему военнослужащему только одного удостоверения о наличии права на льготы.
В ДД.ММ.ГГГГ году Шашурин С.Н. был поставлен на очередь нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ, в ДД.ММ.ГГГГ году обратился в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о выплате ежемесячной компенсации за поднаем жилого помещения.
Всвязи с тем, что бывшие военнослужащие, которые состояли на очереди после Шашурина С.Н. были обеспечены жильем, а Шашурин С.Н. нет, у военного комиссариата возникли сомнения в законности нахождения его в данной очереди, поэтому военкомат обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» с просьбой сообщить причину, по которой Шашурин С.Н. не обеспечивался жилым помещением. Администрация направила в Литву запрос в отношении квартиры, которая предоставлялась Шашурину С.Н. Министерством Обороны РФ и из ответа узнала, что данное жилое помещение было приватизировано супругой Шашурина С.Н.- ФИО6 в собственность. Об этом военный комиссариат узнал в ДД.ММ.ГГГГ году из ответа, полученного из администрации городского округа. В ДД.ММ.ГГГГ года в очередном ответе из администрации военкомату было сообщено, что Шашурин С.Н. неоднократно информировался о необходимости предоставления справки о сдачи жилья по последнему месту службы компетентным органом –КЭЧ, однако данную справку не представлял.
Всвязи с возникшими у военкомата сомнениями в обоснованности выплаты Шашурину С.Н. компенсации за поднаем выплата ему таковой была приостановлена решением военного комиссара от ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение Шашурин С.Н. не обжаловал.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ году продала квартиру, расположенную в <адрес>, не возвратив ее Министерству Обороны РФ.
Доводы представителя Шашурина С.Н. о том, что последний сначала сдал спорное жилое помещение в установленном порядке а затем его супруга выкупила данную квартиру, по договору купли-продажи считает несостоятельными, поскольку из договора и ответа мэрии <адрес> явно следует, что оно было приватизировано ФИО6
На дату приватизации ФИО6 была зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства, а это подтверждает тот факт, что данное жилое помещение Министерству Обороны РФ Шашурин С.Н. не сдавал.
О том, что у сына имелось несколько квартир, в одной из которых Шашурин С.Н. и был зарегистрирован по месту жительства с женой и дочерью, ответчик также скрыл от администрации и военкомата, и только после того, как судом был установлен данный факт, ФИО7 самостоятельно написал заявление о снятии его с учета.
Шашурин С.Н. и его представитель по доверенности Шунина М.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежаще.
От Шашурина С.Н. через канцелярию суда ( посредством передачи супругой) поступило заявление с просьбой об отложении рассмотрения данного гражданского дела всвязи с ухудшением состояния здоровья, амбулаторным лечением и определением на стационарное лечение. При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в судебном заседании по состоянию здоровья, нахождении на лечении, Шашурин С.Н. к заявлению не приложил.
Шунина М.Е. причину своей неявки суду не сообщила, на звонки из суда и смс- оповещения не отвечала, доказательств невозможности участия в судебном заседании в назначенное время, не представила.
Исходя из положений ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ими процессуальными правами, они несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Принимая во внимание, что Шашурин С.Н. на протяжении всего периода судебного разбирательства по настоящему делу ( более 6ти месяцев) лично в судебных заседаниях не присутствовал, в таковых принимала участие только его представитель, что доказательств невозможности участия в судебном заседании 18.04.2019 года ни ответчик ни его представитель не представили суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК Р, и учитывая мнение лиц, участвующих в деле, отклонил ходатайство Шашурина С.Н. об отложении судебного заседания по данному делу.
Ранее в судебном заседании Шунина М.Е. с иском военкомата Калининградской области не соглашалась, копию иска Министерства обороны РФ получала на руки для ознакомления, поясняла суду, что ее доверитель последний перед увольнением с военной службы, период проходил военную службу в в/ч № <данные изъяты> республики. В ДД.ММ.ГГГГ году Шашурину С.Н. на состав семьи 4 человека Министерством обороны была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу : <адрес>. После предоставления данной квартиры, Шашурин С.Н. убывал к месту службы в республику <данные изъяты>, затем в в/ч № <адрес> военного округа. Перед убытием на службу в <адрес> Шашурин С.Н. сдал указанную квартиру в установленном порядке, о чем имеется справка КЭЧ. Подлинника данной справки у Шашурина С.Н. нет, так как он ее сдал при переводе к месту службы в <адрес> с целью получения жилья. Поскольку в <адрес> шли военные действия, супруга Шашурина С.Н. решила вернуться в <данные изъяты>, а так как жить ей было негде, ведомственный жилой фонд Министерства обороны в то время уже стоял брошенный, поскольку войсковые части выводились с территории Литвы из-за распада Советского Союза, она обратилась в Мэрию <адрес> с просьбой о выкупе данной квартиры. Мэрия продала ФИО6 спорную квартиру по договору купли-продажи, а не передела ей ее бесплатно, в порядке приватизации.
В данной квартире Шашурины проживали вплоть до увольнения Шашурина С.Н. с военной службы, затем переехали в гор. Калининград, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО6 продала данную квартиру. На территории РФ Шашурин С.Н. жильем не обеспечивался, проживал в квартире сына по договору найма, в ДД.ММ.ГГГГ году данное жилое помещение сын продал своей сожительнице, у которой с ним имеется совместный ребенок. Полагает, что Шашурину С.Н. обоснованно выплачивалась компенсация за поднаем жилого помещения, оснований для ее взыскания с последнего не имеется, квартиру в <адрес> он сдал в установленном порядке.
Представитель администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Умнова Е.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования военного комиссариата Калининградской области и Министерства обороны РФ, пояснила, что постановлением главы администрации Московского района от ДД.ММ.ГГГГ № Шашурин С.Н. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в льготную очередь, как бывший военнослужащий, и в общую очередь, как обеспеченный жилым помещением менее установленный нормы, составом семьи 4 человека- он, супруга, сын и дочь
Постановлением мэра гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № супруга Шашурина С.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как администрация установила, что она являлась гражданской <данные изъяты>. Шашурин С.Н. данный факт при постановки на учет не сообщил. Также, Шашурин С.Н. не сообщил администрации о том, что его супруга приватизировала квартиру, находящуюся в <адрес> единоличную собственность, а в последствие ее продала.
В отношении сына Шашурин С.Н. не предоставлял копию паспорта с согласием на обработку персональных данных, хотя администрация его об этом постоянно уведомляла, всвязи с чем проверить наличие у сына в собственности иных жилых помещений не представлялось возможным.
Когда подходила очередь Шашурина С.Н. на получение жилья, как бывшего военнослужащего, он не представлял справку КЭЧ установленного образца о сдачи или неполучении жилого помещения по последнему месту службы, в учетном деле имелась лишь справка командира войсковой части <данные изъяты> о необеспеченности его жилой площадью по последнему месту службы, которая функциями КЭЧ не наделена.
В результате, Шашурин С.Н. отодвигался по очередности назад, но из данной очереди не исключался.
В дальнейшем, администрация городского округа направила в мэрию <адрес> запрос, в котором просила сообщить кому принадлежит квартира по адресу : <адрес> и передавала ли ее ФИО6 мэрии перед убытием в гор. Калининград.
На данный запрос администрация получила ответ, из которого следует, что ФИО6 приватизировала указанное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году, в собственность мэрии <адрес> ее не передавала.
Данную квартиру ФИО6 продала в ДД.ММ.ГГГГ году, тем самым сдать ее Министерству Обороны РФ в установленном порядке, при обеспечении Шашурина С.Н. жильем, как бывшего военнослужащего, не представляется возможным.
Представители Министерства социальной политики Правительства калининградской области, отдела № 3 гор. Калининград ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Ивановски (Шашурина) Е.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежаще.
Почтовая корреспонденция, направленная в адрес Ивановски (Шашуриной) Е.С. по месту ее регистрации возвратилась в суд с отметкой «истек срок хранения». Телеграмма, направленная в адрес Ивановски (Шашуриной) Е.С. также не была получена последней, за телеграммой она не явилась.
Согласно п.1 ст. 165. 1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
В п.68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 года № 25 разъяснено, что ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Возвращение в суд не полученного адресатом заказного письма с отметкой «истек срок хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением копии судебного акта.
Исходя из смысла вышеперечисленных норм закона, п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221 ст., ст. 113, 117 ГПК РФ неявка адресата для получения своевременно доставленной ему почтовой корреспонденции равнозначна отказу от ее получения, при этом лицо считается надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.Выслушав участников процесса, заслушав свидетеля ФИО6, обозрев дело военнослужащего Шашурина С.Н. <данные изъяты>, учетное дело Шашурина С.Н., суд приходит к следующему.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрены механизм реализации их права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76 –ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим-гражданам предоставление жилых помещений или выделением средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы всвязи с организационно- штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п.14 ст. 15 указанного закона гласит, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих. имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству Обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военной службы ( после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства
То есть, закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению бывшим военнослужащим жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы законом не предусмотрено.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем ( поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются правительством российской Федерации.
Из анализа ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Данная норма закона относится и к военнослужащим, уволенным с военной службы, которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( Постановление Конституционного суда РФ от 02.03.2010 года № 3-П).
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем ( поднаем) жилых помещений определены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909.
Пункт 1 данного постановления гласит, что при перемене места жительства гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и членам их семей, при невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субьектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти ( федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п.3 данного положения выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма ( поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размером. согласно которому выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства Обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служб, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Пунктом 27 Приказа Министра Обороны РФ от 27.05.2016 года № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений ( вместе с «Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений)» предусмотрено, что выплата денежной компенсации прекращается в случаях выявления в представленных гражданами, уволенными с военной службы, или членами семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы-получателей денежной компенсации документах, послуживших основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Пунктом 31 указанного приказа введена норма, согласно которой при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсации гражданам, уволенным с военной службы. и членам их семей, а также членам семей погибших или умерших граждан, уволенных с военной службы, выплачивается на общих основаниях в случае отсутствия регистрации по месту жительства в данном жилом помещением.
Из представленных суду документов следует, что Шашурин С.Н. являлся военнослужащим, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы в Прибалтийском военном округе, а именно- ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны СССР в лице КЭЧ <адрес> предоставило Шашурину С.Н. по ордеру, на состав семьи 4 человека –он, супруга ФИО6, сын ФИО3С., дочь Шашурина Е.С. трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу : <адрес>.
Приказом командира войсковой части № № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Шашурин С.Н. уволен с действительной военной службы с зачислением в запас по ст. <данные изъяты>). Календарная выслуга лет Шашурина С.Н. на момент увольнения составила 24 года. в льготном исчислении-25 лет 2 месяца ( л.д.5 т.1).
Приказом командира войсковой части п.п.№ № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шашурин С.Н. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ и направлен на учет в Калининградский ОВК гор. Калининграда ( л.д.172 т.1).
Постановлением главы администрации Московского района гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ Шашурин С.Н. составом семьи 4 человека ( он, жена, дочь и сын) поставлен на квартирный учет на льготную очередь военнослужащих, уволенных в запас по сокращению штатов из в/ч № <адрес> республики.
Постановлением мэра гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № супруга Шашурина С.Н.- ФИО6 была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.п.»а» п.25 постановления Калининградской областной думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О новой редакции порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в ФИО2 области», поскольку являлась гражданкой Литовской республики, имеющей вид на жительство в Российской Федерации.
Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ №/р-КМИ Дудник (Шашурин ) С.С., на основании личного заявления, был исключен из состава семьи отца Шашурина С.Н., состоящего в льготном списке граждан-военнослужащих, уволенных в запас, на основании п.1ч.1 ст. 56 ЖК РФ ( л.д.166.167 т.1).
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шашурину С.Н., ежемесячно, на состав семьи 1 человек, на основании личного заявления, договора поднайма жилья и сведений о включении в льготную очередь граждан-военнослужащих, уволенных в запас, выплачивалась денежная компенсация за наем ( поднаем) жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>.
Размер компенсации, выплаченный Шашурину С.Н. за указанный период времени составил <данные изъяты> рублей ( в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно. В ДД.ММ.ГГГГ году в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей ежемесячно) ( см. л.д. 21-33 т.1).
Решением военного комиссара Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Шашурину С.Н., с ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.25 приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, прекращена выплата денежной компенсации за поднайм жилого помещения, всвязи с не предоставлением документов о том, что он жилой площади не имеет, а выданная ему справка вызывает сомнения в ее законности.
Данное решение Шашурин С.Н. в установленном законом порядке не обжаловал.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между правлением <адрес> ( продавец) и ФИО6 ( покупатель), проживающей по адресу : <адрес>, был заключен договор, в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. и подвал R -24 площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу <адрес>.
Пункт 1 договора гласил, что квартира оценена в <данные изъяты> рублей.
Пункт 2 договора предусматривал, что вышеуказанная квартира продана за <данные изъяты> рублей из которых: а) <данные изъяты> рублей покупатель уплатил на текущий счет Каунасской приватизационной службы № наличными деньгами, согласно квитанции Сберегательного банка <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ, б) в виде государственных единовременных выплат и целевых компенсаций <данные изъяты> рублей ( сообщение Каунасского отделения Сберегательного банка <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В данном договоре имеется ссылка на тот факт, что в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации квартир, договор вступает в силу со дня его удостоверения, его регистрация производится в Государственном бюро инвентаризации проектирования и оказания услуг ( л.д.93,94 т.1).
Согласно ответу, направленному в адрес начальника управления учета и распределения жилья мэрии гор. Калининграда в ДД.ММ.ГГГГ году, гр. ФИО6 квартиру по адресу : <адрес> ( бывший адрес <адрес> приватизировала в ДД.ММ.ГГГГ году, в собственность администрации <адрес> не передала ( л.д. 78,79 т.1).
Из представленных ответчиком ( представителем по доверенности) выписки из центральной базы данных реестра недвижимости имущества <адрес> республики от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продала вышеуказанное жилое помещение с подвалом по договору купли-продажи в общую собственность супругов ФИО17 ( л.д.132.133 т.1).
Тем самым, судом установлено, что вышеназванное жилое помещение было приватизировано гр. <данные изъяты> ФИО6, проживающей в данном жилом помещении и соответственно, имеющей право пользования им, с частичной оплатой взноса в размере <данные изъяты> рублей ( остальная оплата производилась за счет государственных единовременных выплат и целевых компенсаций, и не являлась денежными средствами ФИО6), которым она в ДД.ММ.ГГГГ году распорядилась по своему усмотрению, путем его продажи.
Всвязи с изложенным, копия представленной Шашуриным С.Н. справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ <адрес> о сдачи им полностью ДД.ММ.ГГГГ года квартиры №, расположенной в <адрес>, не может являться доказательством, подтверждающим сдачу ответчиком в установленном порядке Министерству обороны РФ данного жилого помещения. Подлинность указанной справки вызывает у суда сомнения.
На момент приватизации ФИО6 указанного жилого помещения, Шашурин С.Н. состоял с ФИО6 в браке. до настоящего времени данный брак между ними не расторгнут ( л.д.181 т.1).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Шашурин С.Н. распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ п установленным нормам жилым помещением и не может сдать его в установленном порядке. следовательно, не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Последующее обеспечение Шашурина С.Н. жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного Кодекса РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства ( избранного места жительства после увольнения в запас, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Министерством обороны Российской Федерации исковых требований о признании отсутствующим у Шашурина С.Н. права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства Обороны РФ.
Следовательно, требования военного комиссариата Калининградской области о незаконном получении Шашуриным С.Н. денежной компенсации за поднаем жилого помещения суд также находит обоснованными, поскольку основанием для выплаты такой компенсации являлось наличие у военнослужащего права на обеспечение жильем по линии Министерства Обороны РФ.
Вместе с тем, положениями ст. 195 ГК РФ предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты лица по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давностью составляет три года со дня, определяемого ст. 200 ГК РФ.
В силу ч.1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с иском о взыскании с Шашурина С.Н. денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ (отправлено по почте), при том, что со слов представителя истца, военкомату с 2016 года было известно о том, что супруга Шашурина С.Н. приватизировала квартиру в <адрес>. Также, указанную информацию военный комиссариат имел возможность получить и ранее, в случае своевременного обращения в мэрию гор. Калининграда по данному вопросу, либо организации самостоятельной проверки данного факта, в том числе путем обязания ответчика представить необходимые документы, однако. этого не сделал.
С учетом данного обстоятельства и заявленного Шашуриным С.Н. в письменном виде ходатайства о применении срока исковой давности ( л.д. 58 т.1), суд полагает необходимым удовлетворить требования военного комиссариата Калининградской области в части, взыскав с Шашурина С.Н. в его пользу незаконно полученную компенсацию за поднаем жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ( трехлетний срок с момента обращения в суд).
Размер денежной компенсации за данный период составит: <данные изъяты> рублей ( с ДД.ММ.ГГГГ года-11 мес. х 3600 руб.= <данные изъяты> рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-3 мес. х <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 6 31 день х 21 день=6873,09 4 мес. х 10146 руб.= 40584 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 7 мес. х 9381,36 руб.= <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> рублей).
Кроме того, незаконность получения Шашуриным С.Н. денежной компенсации за поднаем жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ обусловлена тем, что он в этот период времени был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении - квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу : <адрес>, собственником которой являлся его сын ФИО18. (Дудник). ( л.д.168 т.1).
Данное жилое помещение ФИО19. продал своей сожительнице ФИО12, последняя ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала право собственности на данное жилое помещение в управлении Росреестра по Калининградской области ( л.д.112.170 т.1).
Согласно ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Шашурина С.Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей ( от суммы, взысканного судом в пользу военного комиссариата Калининградской области) и в размере <данные изъяты> рублей ( по цене иска неимущественного характера по требованиям Министерства обороны РФ ).
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 185 259,09 ░░░░░░ ( ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 09 ░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4905,18 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.04.2019 ░░░░.