Дело №2-298/16
Строка №22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Буслаевой В.И.,
при секретаре Телегиной Е.В.,
с участием:
представителя истца Струкова А.В., действующей на основании ордера адвоката Сычевой Н.В.,
представителя ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, действующей на основании доверенности Наливкиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Струкова ФИО6 к Администрации городского округа города Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Струков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что он является нанимателем комнат № и № в <адрес>. Указанный многоквартирный дом ранее находился в собственности ОАО «Электросигнал», в связи с банкротством предприятия в 2008 году передан в муниципальную собственность. Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилых помещений по адресу: <адрес> непригодными для проживания. На управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> была возложена обязанность по переселению граждан из жилых помещений <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Однако переселение до настоящего времени не произведено. Истец полагает, что дальнейшее проживание в доме, признанном непригодным для проживания, создает опасность для жизни и здоровья, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта городского округа <адрес>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению: не менее 40,50 кв.м. общей площади жилого помещения, в том числе жилой 40,50 кв.м., состоящее из двух комнат и находящееся в черте населенного пункта городского округа <адрес> (л.д. 5-9).
В судебное заседание истец Струков А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Струкова А.В., действующая на основании ордера адвокат Сычева Н.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, действующая на основании доверенности Наливкина С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.57-58).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Струков А.В. является нанимателем комнат № и № площадью 40,50 кв.м в <адрес>.
В данном жилом помещении зарегистрирован 1 человек – наниматель ФИО1, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 11), копией лицевого счета (л.д. 10).
Помещения № и № в <адрес>, относятся к муниципальному жилищному фонду, что подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признано, что жилые помещения общежития по адресу: <адрес> непригодны для проживания вследствие физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 19-20).
Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено вышеуказанное заключение межведомственной комиссии, на управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> была возложена обязанность по переселению граждан из общежития <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно выписки из акта от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда из разряда общежитий коридорного типа. Ранее находился в собственности ОАО «Электросигнал», в связи с банкротством предприятия передан на баланс МКП «ВЖКК» в 2008 году (л.д.17-18).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что до настоящего времени переселение жильцов из аварийного непригодного для проживания жилого помещения не произведено.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения,… обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина
нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2014 года №33-КГ14-12).
Струков А.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что не отрицалось его представителем в судебном заседании.
Суду представлены доказательства, подтверждающие отсутствие на территории Российской Федерации зарегистрированного права на жилое помещение, пригодное для постоянного проживания у истца (л.д. 16). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания. Проживание граждан в указанном жилом помещении создает реальную угрозу их жизни и здоровью, при этом иное жилое помещение для проживания у истца отсутствует.
Истец Струков А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ года является <данные изъяты> (л.д.51).
Указанные обстоятельства являются основанием в соответствии со ст. 57 ЖК РФ для внеочередного предоставления истцу другого жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет и предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращался, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Как видно из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение представляет собой две комнаты общей площадью 40,50 кв.м.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возложении на Администрацию городского округа город Воронеж обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению, так как именно на данный орган местного самоуправления действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживания. При этом предоставляемое истцу жилое помещение должно быть расположено в границах городского округа город Воронеж, не может иметь общую площадь менее 40,50 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского округа г. Воронеж предоставить Струкову ФИО7 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, комнат № и №: не менее 40,50 кв.м площади жилого помещения, в том числе жилой – 40,50 кв.м, состоящее из двух комнат и находящееся в черте населенного пункта городского округа <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение суда составлено в окончательной форме 18 января 2016 года.
Дело №2-298/16
Строка №22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Буслаевой В.И.,
при секретаре Телегиной Е.В.,
с участием:
представителя истца Струкова А.В., действующей на основании ордера адвоката Сычевой Н.В.,
представителя ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, действующей на основании доверенности Наливкиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Струкова ФИО6 к Администрации городского округа города Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Струков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что он является нанимателем комнат № и № в <адрес>. Указанный многоквартирный дом ранее находился в собственности ОАО «Электросигнал», в связи с банкротством предприятия в 2008 году передан в муниципальную собственность. Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилых помещений по адресу: <адрес> непригодными для проживания. На управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> была возложена обязанность по переселению граждан из жилых помещений <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Однако переселение до настоящего времени не произведено. Истец полагает, что дальнейшее проживание в доме, признанном непригодным для проживания, создает опасность для жизни и здоровья, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта городского округа <адрес>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению: не менее 40,50 кв.м. общей площади жилого помещения, в том числе жилой 40,50 кв.м., состоящее из двух комнат и находящееся в черте населенного пункта городского округа <адрес> (л.д. 5-9).
В судебное заседание истец Струков А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Струкова А.В., действующая на основании ордера адвокат Сычева Н.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Воронеж, действующая на основании доверенности Наливкина С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.57-58).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Струков А.В. является нанимателем комнат № и № площадью 40,50 кв.м в <адрес>.
В данном жилом помещении зарегистрирован 1 человек – наниматель ФИО1, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 11), копией лицевого счета (л.д. 10).
Помещения № и № в <адрес>, относятся к муниципальному жилищному фонду, что подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признано, что жилые помещения общежития по адресу: <адрес> непригодны для проживания вследствие физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 19-20).
Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено вышеуказанное заключение межведомственной комиссии, на управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> была возложена обязанность по переселению граждан из общежития <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно выписки из акта от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда из разряда общежитий коридорного типа. Ранее находился в собственности ОАО «Электросигнал», в связи с банкротством предприятия передан на баланс МКП «ВЖКК» в 2008 году (л.д.17-18).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что до настоящего времени переселение жильцов из аварийного непригодного для проживания жилого помещения не произведено.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения,… обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина
нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2014 года №33-КГ14-12).
Струков А.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что не отрицалось его представителем в судебном заседании.
Суду представлены доказательства, подтверждающие отсутствие на территории Российской Федерации зарегистрированного права на жилое помещение, пригодное для постоянного проживания у истца (л.д. 16). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания. Проживание граждан в указанном жилом помещении создает реальную угрозу их жизни и здоровью, при этом иное жилое помещение для проживания у истца отсутствует.
Истец Струков А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ года является <данные изъяты> (л.д.51).
Указанные обстоятельства являются основанием в соответствии со ст. 57 ЖК РФ для внеочередного предоставления истцу другого жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет и предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращался, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Как видно из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение представляет собой две комнаты общей площадью 40,50 кв.м.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истца о возложении на Администрацию городского округа город Воронеж обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению, так как именно на данный орган местного самоуправления действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживания. При этом предоставляемое истцу жилое помещение должно быть расположено в границах городского округа город Воронеж, не может иметь общую площадь менее 40,50 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского округа г. Воронеж предоставить Струкову ФИО7 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, комнат № и №: не менее 40,50 кв.м площади жилого помещения, в том числе жилой – 40,50 кв.м, состоящее из двух комнат и находящееся в черте населенного пункта городского округа <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Буслаева В.И.
Решение суда составлено в окончательной форме 18 января 2016 года.