№ 2-6163/16 - 2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.
при секретаре судебного заседания Танцюра Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска в интересах Паппинена С.Э. к администрации Петрозаводского городского округа о признании права на получение жилого помещения,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Паппинена С.Э. по следующим основаниям. В прокуратуру города Петрозаводска обратился Паппинен С.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о нарушении его жилищных прав в части отказа администрации Петрозаводского городского округа включить его в список на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из заявления Паппинена С.Э. установлено, что он был изъят из семьи, помещен в <данные изъяты> детский дом. После выхода из детского дома, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, Паппинен С.Э. обучался в <данные изъяты>» в г.Петрозаводске. В своем заявлении, а также в объяснении Паппинен С.Э. указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ никогда в жилищный комитет для решения своего жилищного вопроса не обращался, так как не знал порядок обращения. Кроме того, в период ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты>. Только после неоднократных разъяснений в СМИ о том, что лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения, обратился к Уполномоченному по правам ребенка в РК. Из ответа Уполномоченного по правам ребенка РК от ДД.ММ.ГГГГ Паппинен С.Э. узнал, что решением Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г.Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № за Паппиненым С.Э. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. Этим же ответом Уполномоченный по правам ребенка в РК посоветовала Паппинену С.Э. обратиться в жилищный комитет администрации Петрозаводского городского округа с целью выяснить, в каком состоянии в настоящее время находится указанное жилое помещение, а также возвратить данное закрепленное жилое помещение. После обращения в администрацию Петрозаводского городского округа Паппинен С.Э. получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация Петрозаводского городского округа приняла отрицательное решение по вопросу предоставления ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что квартира занята. Кроме того, администрация Петрозаводского городского округа отказала Паппинену С.Э. в предоставлении какого-либо жилого помещения, сославшись на положения Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указав при этом, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица до 18 лет, а Паппинен С.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. То есть, по выводам администрации Петрозаводского городского округа предоставлять Паппинену С.Э. жилое помещение отсутствуют правовые основания. По информации МКП «Паспортная служба» в жилом помещении, закрепленном за Паппиненым С.Э. в ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована А.. На запрос прокуратуры города об основаниях нахождения в закрепленном за Паппиненым С.Э. жилом помещении А., администрация Петрозаводского городского округа пояснить ничего не могла. Вместе с тем, данное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ приватизировано семьей А., что подтверждается договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, заключенным между администрацией Петрозаводского городского округа и А. Таким образом, администрация Петрозаводского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ, когда Паппинен С.Э. не достиг своего совершеннолетия, фактически распорядилась закрепленным за Паппиненым С.Э. жилым помещением, предоставив его А. В настоящее время по данным РГЦ «Недвижимость» у Паппинена С.Э. в собственности какого-либо жилого помещения нет. Паппинен С.Э. с момент выхода с детского дома (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время фактически проживает на территории г.Петрозаводска (кроме периода нахождения в местах лишения свободы). Таким образом, Паппинен С.Э., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на получение жилого помещения по месту жительства, до настоящего времени фактически не реализовал свое право на жилое помещение - не обеспечен жильем, и, соответственно, может быть признан нуждающимся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.3 п.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права. При таких обстоятельствах, надлежащим способом защиты жилищного права Паппинена С.Э. будет являться именно признание его права включения в список на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку Паппинен С.Э. до ДД.ММ.ГГГГ не реализовал право на обеспечение жилым помещением, то на него распространяется действие статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изменениями, внесенными от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как указано выше, о закреплении за собой жилого помещения по адресу <адрес>, Паппинен С.Э. узнал только в ДД.ММ.ГГГГ, однако не смог туда вселиться, поскольку квартира по неустановленным причинам в ДД.ММ.ГГГГ была передана администрацией Петрозаводского городского округа иным лицам. Согласно названной норме, Паппинен С.Э. имеет право на дополнительные гарантии на жилое помещение в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.10.2011 № 89-В11-5 указано, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, двадцатитрехлетнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного права на внеочередное предоставление жилья. Прокурор г.Петрозаводска, действующий в интересах Паппинена С.Э., просит признать право Паппинена С.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании прокурор Краснова А.Ю. и истец Паппинен С.Э. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Аникина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку Паппинен С.Э. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не включен, с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном порядке не обращался, также не обращался с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Пояснила, что фактически истец свое право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал.
Третье лицо Министерство образования Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя, ранее представили отзыв на исковое заявление.
Суд, заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, настоящим Федеральным законом установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по письменному заявлению, то есть обязателен заявительный характер.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Частью 4 ст.8 Федерального закона установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно п.3 указанного Порядка орган местного самоуправления образует комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Пунктом 4 данного Порядка определен перечень документов, предоставляемых лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для рассмотрения вопроса об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях. Решение вопроса носит заявительный характер.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии на основании которого орган местного самоуправления принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно взаимосвязи п.8 ч.1 ст.92, ст.99, ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, предоставляются жилые помещения специализированного жилого фонда.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что Паппинен С.Э. был изъят из семьи, помещен в <данные изъяты> детский дом. После выхода из детского дома с ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> в г.Петрозаводске. Мать Паппинена С.Э. лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец с семьей не проживал.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Паппинен С.Э. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г.Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № за Паппиненым С.Э. закреплена жилплощадь по <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что после отчисления из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ Паппинен С.Э. прибыл в <адрес>, проходил обучение в <данные изъяты>, зарегистрирован на период обучения в общежитии, из числа студентов был отчислен, однако как сирота оставался проживать в общежитии.
Согласно пояснениям истца, после окончания периода обучения отец зарегистрировал его у себя, по адресу <адрес>, он проживал с отцом, однако отношения с семьей отца у него не сложились, отец снял его с регистрации по своему месту жительства по причине убытия в <адрес>. Имел регистрацию по <адрес> (регистрация куплена), снят с регистрационного учета на основании решения суда. О том, что за ним закреплено жилое помещение по <адрес> он не знал, в жилое помещение не вселялся и в нем не проживал. В настоящее время указанное помещение оформлено в собственность иными лицами.
Учитывая, что в силу ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура, сам по себе факт регистрации лица в жилом помещении с согласия собственника является административным актом и не означает автоматического приобретения права пользования данным жилым помещением.
Исходя из положений Главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации право пользования жилым помещением по договору социального найма возникает у лица при фактическом вселении в жилое помещение и заключении соответствующего договора социального найма между наймодателем и нанимателем жилого помещения.
Таким образом, поскольку Паппинен С.Э. не вселялся в жилое помещение по адресу <адрес>, договор социального найма указанного помещения между ним и администрацией Петрозаводского городского округа не заключался, в настоящее время данное помещение предоставлено иным лицам и оформлено ими в собственность в порядке приватизации, суд полагает, что истец не приобрел право пользования данным жилым помещением. Сведений о регистрации истца в жилом помещении по адресу <адрес>, после выхода из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
В настоящее время истец регистрации в ином жилом помещении не имеет, в собственности жилого помещения также не имеет, проживает со своей семьей в жилом помещении по <адрес> на основании договора коммерческого найма, что следует из его пояснений в судебном заседании, сведений о наличии у него занимаемого на основании договора социального найма жилого помещения не имеется.
Таким образом, истец не является в настоящее время нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, право на обеспечение жилым помещением по месту жительства не реализовал.
При таких обстоятельствах Паппинен С.Э. в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Указанной нормой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Истец до достижения совершеннолетия проживал в Детском доме <адрес>, после отчисления из Детского дома, проходил обучение и проживал в <адрес>, сначала в общежитии учебного заведения, впоследствии в жилых помещениях по договору найма и у отца, в настоящее время проживает в жилом помещении по <адрес>, таким образом, место его жительства расположено на территории Петрозаводского городского округа, в связи с чем он имеет право на предоставление ему жилого помещения на данной территории.
Как следует из материалов дела, истец неоднократно обращался в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения как гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилое помещение истцу предоставлено не было.
Доводы ответчика о том, что Паппинен С.Э. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не включен, с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда истец в администрацию Петрозаводского городского округа не обращался, за Паппиненым С.Э. имеется закрепленное жилое помещение, однако с заявлением об установлении факта невозможности проживания в нем он также не обращался, судом оцениваются критически в связи с вышеизложенным.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем признания права.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым с целью защиты права истца на обеспечение жилым помещением в границах Петрозаводского городского округа исковые требования прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.08.2013.