УИД 28RS0008-01-2021-000677-31 Дело № 2-415/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 15 июня 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азаренко РА к администрации <адрес> о признании права на получение социальных выплат, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «работающие» с датой постановке на учет <Дата обезличена>,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании за ним права на получение социальных выплат, в связи с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию <адрес> восстановить Азаренко РА как члена семьи умершего ФИО3 в очереди «работающие» на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с датой постановки на учет с <Дата обезличена>. В обоснование заявленных требований указав о том, что в <Дата обезличена> году его отец ФИО3 подал в жилищную комиссию заявление о постановке на учет в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. <Дата обезличена> ФИО3 умер. В <Дата обезличена> года истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на учет в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как наследника заявителя, состоявшего в очереди. В жилищном отделе ему пояснили о том, что он утратил право на получение субсидии в связи со смертью ФИО3 и сменой места регистрации. Считает действия ответчика незаконными, поскольку за истцом Азаренко РА должна сохраниться очередность после смерти наследодателя.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Истец Азаренко РА, его представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании <Дата обезличена> на удовлетворении заявленных требований настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила письменные пояснения, в соответствии с которыми считает, что после смерти ФИО3 его сын Азаренко РА имеет право встать в очередь своего отца на получение социальной субсидии по дате подачи заявления умершего отца.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, согласно которому ФИО3 являлся участником реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и состоял в администрации <адрес> на учете в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «работающие граждане» с <Дата обезличена>. Согласно информации МО МВД России «Зейский» ФИО3 выехал из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес> <Дата обезличена>, а <Дата обезличена> ФИО3 умер. Информация об этом стала известна администрации <адрес> лишь в <Дата обезличена> году (письмо МО МВД России «Зейский» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>). В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Положения (в редакции, действовавшей на момент выезда ФИО3 из <адрес>) выезд в другую местность на постоянное место жительства являлся основанием для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В связи с чем, администрацией <адрес> было принято решение (протокол жилищной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, постановление администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) о снятии ФИО3 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат. Согласно материалам учетного дела ФИО3, в качестве члена семьи при постановке на учет им была заявлена супруга, ФИО5 Вместе с тем, брак между ФИО3 и ФИО5 расторгнут <Дата обезличена>, что подтверждается паспортом ФИО3, копия которого была представлена заявителем при постановке на учет и имеется в материалах учетного дела. Таким образом ФИО5 к членам семьи ФИО3 по смыслу Федерального закона № 125-ФЗ не относится. Иные лица в качестве членов семьи ФИО3 им при постановке на учет указаны не были и соответствующие документы в администрацию города не предоставлялись. При этом истцом документы, подтверждающие, что он являлся членом семьи ФИО3, также не представлены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, по имеющимся в нем доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <Дата обезличена>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <Дата обезличена>, и (или) члены его семьи: не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения; являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 2 и 5 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее <Дата обезличена>;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения, учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от <Дата обезличена> N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 8 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 21 Положения Граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае: выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 153 (ред. от <Дата обезличена>) также утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в соответствии с п. 17 которых членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы (за исключением граждан, указанных в пунктах 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются следующие граждане:
в) в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;
г) в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство; в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что при жизни ФИО3 подал заявление в администрацию <адрес> о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с указанием состава семьи: супруга ФИО5. Решением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО3 поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья категории «работающие граждане».
При этом, из представленных в материалы дела документов следует, что брак между ФИО3 и ФИО5 расторгнут <Дата обезличена>, актовая запись <Номер обезличен>. Из справки КУМИ <адрес> по состоянию на <Дата обезличена> год, в состав семьи ФИО3 по адресу: <адрес> входит супруга ФИО5.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО3 был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (свидетельство о регистрации по месту пребывания <Номер обезличен>). Ранее ФИО3 был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, снят с регистрационного учета по указанному адресу <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> ФИО3 обращался в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче ГЖС в <Дата обезличена> году.
<Дата обезличена> ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ОТ <Номер обезличен>.
Из сообщения МО МВД России «Зейский» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ФИО3 снят с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> с <Дата обезличена> в <адрес>.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО3 был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, согласно справки УМВД России по <адрес> от <Дата обезличена>.
Сведений о возвращении ФИО3 в <адрес> на постоянное место жительства в период с <Дата обезличена> годы в материалах дела не имеется, местом смерти ФИО3 согласно свидетельству о смерти I-ОТ <Номер обезличен>Э также является <адрес>. Сведений о регистрации по месту жительства и проживания совместно с ФИО3 его сына – истца Азаренко РА, как в городе Зея, так и за его пределами, в том числе в <адрес>, в материалах дела не имеется, так согласно справке ОВМ МО МВД России «Зейский» от <Дата обезличена> года Азаренко Р.А. с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года был зарегистрирован в <адрес> согласно справке УВМ УМВД России по <адрес> от <Дата обезличена> – с <Дата обезличена> зарегистрирован в <адрес>.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН от <Дата обезличена> следует, что у Азаренко РА и у ФИО3 (при жизни) недвижимого имущества в собственности не имеется.
Таким образом, материалами дела доказано, что Азаренко РА совместно с ФИО3 (до момента его смерти в 2019 году) не проживал, в том числе после выбытия ФИО3 из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, был зарегистрирован по другому месту жительства, совместное хозяйство не вел. Доказательств обратного истцом не представлено.
Доводы представителя истца о том, что после смерти ФИО3 его сын Азаренко РА имеет право встать в очередь своего отца на получение социальной субсидии по дате подачи заявления умершего отца, так как Азаренко РА является членом семьи ФИО3 на основании свидетельства о рождении Азаренко РА, основаны на неверном толковании норм права и признаются судом несостоятельными.
Наличие прямого родства между Азаренко РА и ФИО3 само по себе не дает оснований для признания истца членом семьи ФИО3, так как в соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина (в том числе прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства). Таким образом, основным условием для признания членом гражданина - участника ведомственной целевой программы семьи именно является постоянное совместное проживание.
Протоколом <Номер обезличен> заседания жилищной комиссии администрации города от <Дата обезличена> рассмотрен вопрос о снятии ФИО3 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.
Постановлением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО3 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Вопреки ошибочному мнению истца, принятие на учет граждан, которые прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до <Дата обезличена>, а затем выехали на постоянное место жительства в другие регионы, в целях получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, приведенными выше нормативными актами не предусмотрено.
Исходя из положений приведенной выше нормы применительно к установленным по делу обстоятельствам, позволяющим квалифицировать длительное - с 2015 года по 2019 год, отсутствие ФИО3 в <адрес> и <адрес>, как выезд в другую местность на постоянное местожительство, с учетом недоказанности совместного проживания истца Азаренко РА и ФИО3, оснований для восстановления истца в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты снятия с учета, не имеется.
Таким образом, заявленные истцом требования подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Азаренко РА к администрации <адрес> о признании права на получение социальных выплат, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «работающие» с датой постановке на учет <Дата обезличена>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его оглашения.
Председательствующий А.А. Плешков