УИД 28RS0008-01-2020-001021-50
Дело № 2а-686/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 сентября 2020 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием представителя административного истца Максимовича С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Духовникова В. Н. к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, по неприятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части, об устранении дефектов покрытия проезжей части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Духовников В.Н. обратился в суд с административным иском к администрации города Зеи, с учетом уточнения требований, просит:
признать незаконным бездействие администрации города Зеи по отсутствию установленного законом муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия на участках дороги в <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в период с 14 июня 2020 года по 30 июля 2020 года, от перекрестка <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в период с 14 июня 2020 года по 15 августа 2020 года;
признать незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию должных мер по устранению недостатков в состоянии дорожного покрытия на участках дороги от перекрестка <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в период с 29 июня 2020 года по 15 августа 2020 года, по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в период с 29 июня 2020 года по 30 июля 2020 года;
обязать администрацию города Зеи принять меры по устранению недостатков в состоянии дорожного покрытия на участке дороги от перекрестка <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что 14 июня 2020года, проезжая по городу Зея на автомобиле, административный истец обнаружил ямы на <адрес> и по обочинам от перекрестка <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес>. 19 июня 2020г. он обнаружил огромные ямы по <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес>. Все ямы не соответствовали по своим размерам требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Нигде не были установлены предупреждающие знаки и знаки ограничения скорости. В связи с этим возникла реальная угроза безопасности дорожного движения. 25 июня 2020г. он обратился к главе администрации г. Зеи с заявлением, в котором указал на обнаруженные дефекты в дорожном покрытии, приложил фотографии и просил провести обследование указанных участков дороги и отразить это в актах, а также принять меры по устранению указанных недостатков в установленный законом срок. После его обращения недостатки попытались устранить, ямы засыпали гравием, который после первого дождя вылетел на проезжую часть и стал представлять угрозу для участников дорожного движения. Гравий и даже небольшие булыжники находятся на проезжей части. Его письменное обращение получено администрацией города 29 июня 2020г., недостатки не устранены. 21 июля 2020г. он обратился с заявлением в МО МВД «Зейский».
В судебное заседание административный истец Духовников В.Н. не явился, обеспечил участие своего представителя Максимовича С.Е.
В судебном заседании представитель административного истца Максимович С.Е. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, из его объяснений следует, что отсутствие муниципального контроля за состоянием дорог нарушает его право на свободное и безопасное передвижением по этим дорогам.
Срок неосуществления администрацией города Зеи муниципального контроля Духовников В.Н. исчисляет с 14 июня 2020 года – даты обнаружения им недостатков дорожного полотна по 30 июля 2020 года – дату устранения недостатков по <адрес> и по <адрес>, и до 15 августа 2020 года – даты уточнения административным истцом исковых требований, поскольку недостатки по <адрес> до сих по не устранены. Срок начала бездействия администрации города Зеи административный истец исчисляет с 29 июня 2020 года – даты получения администрацией города Зеи обращения Духовникова В.Н.
Просит установить администрации города Зеи срок для устранения недостатков дорожного покрытия по <адрес> по 30 сентября 2020 года, в соответствии с датой окончания работ на основании муниципального контракта от 3 июля 2020 года.
Представитель административного ответчика Лазутина Ю.С. с иском не согласна, из ее объяснений и отзывов на иск следует, что работы по улучшению качества автомобильных дорог местного значения начаты администрацией города Зеи и ее структурными подразделениями до обнаружения недостатков дорожного покрытия истцом 14 июня 2020 года и обращения истца с заявлением 28 июня 2020 года. Предварительно управлением архитектуры и градостроительства администрации города Зеи была проведена работа по определению объектов автомобильных дорог, требующих проведения ремонта асфальтобетонного покрытия. 29 апреля 2020 года между министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области и администрацией города Зеи заключено Соглашение <Номер обезличен>/с, предусматривающее предоставление из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования город Зея на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в июне 2020 года были объявлены 10 электронных аукционов на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия улиц города Зеи, в том числе улицы <адрес>.
Данные о проведении торгов были размещены 11 июня 2020 года на сайте rts- tender.ru., то есть до обращения административного истца с заявлением в адрес администрации города Зеи.
По итогам проведенного электронного аукциона <Номер обезличен> 03.07.2020 заключен муниципальный контракт № Ф.2020.0098 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия <адрес>. Срок выполнения работ определен с момента подписания контракта по 30 сентября 2020 года. 26 июня 2020 года на официальном сайте города Зеи размещена информация о проведенных и планируемых мероприятиях по улучшению качества и сохранности автомобильных дорог в г. Зея. Ремонт асфальтобетонного покрытия <адрес> с устройством нового асфальтобетонного покрытия будет произведен в соответствии с заключенным муниципальным контрактом, в настоящее время на <адрес> ведутся ремонтные работы.
29 июня 2020 в администрацию города Зеи поступило заявление Духовникова В.П. о принятии мер по устранению недостатков на <адрес>, <адрес>), <адрес> (напротив <адрес>).
10 июля 2020 года Управлением архитектуры и градостроительства заявителю был дан ответ, в котором указано, что локальные повреждения по указанным объектам, заделаны щебеночно-песчаной смесью, а работы по восстановлению отдельных участков асфальтобетонного покрытия улиц будут выполнены согласно муниципальному заданию и муниципальному контракту.
Перечнем работ от 06 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» подтверждается, что проведена засыпка выбоин дорожного полотна <адрес>.
Перечнем работ от 10 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» подтверждается, что проведена засыпка выбоин дорожного полотна по <адрес>.
30 июля 2020 года произведен ямочный ремонт бетонно-цементной машиной на <адрес>, <адрес>, что подтверждается перечнем работ от 30.07.2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» и представленными фотоматериалами.
23 июля 2020 года начальником ОГИБДД МОМВД России «Зейский» ФИО5 было вынесено предписание МБУ «ЕСпБ города Зеи». в ходе выполнения которого было необходимо произвести работы по очистке проезжей части <адрес> и произвести ямочный ремонт на асфальтном покрытии <адрес> от пер. <адрес> до <адрес>.
Указанные 23 июля 2020 года контролирующим органом недостатки были устранены МБУ «ЕСпБ г. Зеи» 30 июля 2020 года в установленные предписанием сроки и до рассмотрения настоящего дела по существу.
Таким образом, права административного истца на безопасное движение по дорогам на момент обращения в суд не были нарушены.
Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования <адрес> осуществляется в соответствии с Порядком осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея, утвержденным постановлением администрации города Зеи Амурской области <Номер обезличен> от 14.07.2017 и административным регламентом исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея», утвержденным постановлением администрации города Зеи от 16 апреля 2018 года <Номер обезличен>.
На основании постановления администрации города Зеи от 1 1.07.2019 <Номер обезличен> «Об утверждения перечня видов муниципального контроля и органов уполномоченных на их осуществление», уполномоченными органами на осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог являются комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи и управление архитектуры и градостроительства города Зеи. Предметом муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности на автомобильных дорогах в границах полос отвода и придорожных полос требований, установленных Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляемого посредством проверок: плановых и внеплановых (п.5,6 ). При этом, составление актов осмотра предусмотрено только в отношении плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Указанные муниципальные правовые акты не предусматривают проведение «муниципального контроля за состоянием дорожного покрытия», поскольку предметом муниципального контроля являются проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являющихся объектами муниципального контроля. Муниципальный контроль в понимании административного истца, а именно «муниципальный контроль за состоянием дорожного покрытия», с точки зрения нарушения его прав и свобод, не имеет отношения к «муниципальному контролю за сохранностью автомобильных дорог», в связи с чем, данные требования не являются обоснованными.
В 2020 году по линии муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея, в целях осуществления полномочий предусмотренных Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки не проводились (плановые и внеплановые).
Представитель заинтересованного лица МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на административный иск не представил.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом 22 июля 2020 года заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации города Зеи по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и по непринятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части, подлежащие рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.
Трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом об оспаривании бездействия, начавшегося 14 июня 2020 год,а не пропущен.
При рассмотрении вопросов, указанных в ст. 226 ч. 9 КАС РФ, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13, 17, 18, 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и осуществляется за счет средств местного бюджета.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
1 сентября 2018 г. введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст). Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно национальному стандарту выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. (п. 5.2.4 национального стандарта).
Согласно таблице 5.3 стандарта, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более подлежит устранению в срок от 1 до 12 дней.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Устава города Зеи к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.7.2 Правил благоустройства территории города Зеи утвержденных решением Зейского городского Совета народных депутатов от 06.06.2012 года № 77/56 текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными предприятиями на основании муниципальных контрактов с администрацией города в пределах средств, предусмотренных бюджетом города на эти цели.
Согласно регламенту содержания дорог на территории города Зеи в летний период, утвержденному постановлением администрации города Зея <Номер обезличен> от 02.07.2010 года, при организации и выполнении работ по содержанию дорог подрядными организациями соблюдаются следующие приоритеты: 1) виды работ, влияющие на безопасность движения, - восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, ямочный ремонт покрытий (с составлением исполнительных схем); 2) виды работ, влияющие на срок службы элементов дорог и дорожных сооружений, - ремонт обочин, откосов земляного полотна, конусов дорожных сооружений, элементов водоотвода, приведение полосы отвода в нормативное состояние и т.п.; 3) прочие работы.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования городского значения, относящихся к муниципальной собственности города Зеи, дороги по <адрес> относятся к автомобильным дорогам общего пользования городского значения, являются муниципальной собственностью города Зеи.
В соответствии с муниципальным заданием <Номер обезличен> на оказание муниципальных услуг (работ) МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённому приказом управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи от 26.12.2019 <Номер обезличен>-ОД, предусмотрена организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2020 года административный истец Духовников В.Н. обратился в администрацию города Зеи с заявлением о принятии мер по устранению недостатков автомобильных дорог по <адрес>, <адрес> (между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>), <адрес> (напротив <адрес>).
Данное заявление поступило в администрацию города Зеи 29 июня 2020 года, 10 июля 2020 года заявителю был дан ответ, в котором указано, что локальные повреждения по указанным в заявлении объектам заделаны щебеночно-песчаной смесью 06 июля 2020 года, а работы по ремонту асфальтобетонного покрытия улицы <адрес> будут выполнены согласно муниципальному контракту в срок по 30 сентября 2020 года.
21 июля 2020 года Духовников В.Н. обратился с заявлением в МО МВД России «Зейский», в котором просил провести обследование указанных им участков дорог и принять меры по устранению данных недостатков дорожного покрытия.
Из представленного МО МВД России «Зейский» материала по заявлению Духовникова В.Н., зарегистрированного в КУСП <Номер обезличен> от 21 июля 2020 года, следует, что 23 июля 2020 года начальник ОГИБДД МОМВД России «Зейский» ФИО5 в целях устранения нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, выявленных в ходе надзора за дорожным движением 23 июля 2020 года, вынес предписание МБУ «ЕСпБ города Зеи» о проведении работ по очистке от загрязнений (ЩПС) проезжей части <адрес> от пер. <адрес> до <адрес> в течение 3 суток и проведении ямочного ремонта на асфальтовом покрытии данной части <адрес>.
Письмом от 30 июля 2020 года главный инженер МБУ «ЕСпБ г. Зеи» уведомил начальника ОГИБДД МО МВД России «Зейский» о выполнении работ по ремонту дорог по <адрес> в соответствии с предписанием от 23 июля 2020 года.
Согласно Перечню работ от 06 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» проведена засыпка выбоин дорожного полотна по <адрес> <адрес>.
Согласно Перечню работ от 10 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» проведена засыпка ям по <адрес> (по обращению).
Согласно Перечню работ от 30 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи» произведен ямочный ремонт бетонно-цементной машиной на <адрес>.
18 июня 2020 года государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Зейский» ФИО9. в целях устранения нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, выявленных в ходе надзора за дорожным движением 17 июля 2020 года, вынес Предписание МБУ «ЕСпБ города Зеи» о проведении работ по устранению отдельных повреждений дорожного полотна (выбоины, присадки, проломы), в том числе по <адрес> в районе <адрес>, в течение 10 суток.
Согласно представленной в суд информации МО МВД России «Зейский» от 24 августа 2020 года, в предписании от 18 июня 2020 года указано об устранении повреждений дорожного полотна в районе <адрес>, стоящего рядом с домом <Номер обезличен>. Данное предписание не исполнено в срок, по данному факту составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
По информации МО МВД России «Зейский» от 18 августа 2020 года, предоставленной в суд, в настоящий момент по <адрес> ведутся работы по укладке тротуара, дорожные знаки, ограничивающие и предупреждающие водителей автотранспорта о проведении работ по вышеуказанной улице от <адрес> до <адрес>, отсутствуют, 17 августа 2020г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. По <адрес> обслуживающей организации МБУ «ЕСпБ г. Зеи» 18 июня 2020г. выдавалось предписание по устранению отдельных повреждений дорожного полотна сроком до 17 июля 2020 года, предписание не было выполнено в срок. На МБУ «ЕСпБ г. Зеи» составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ. На данный момент вышеуказанный участок улично-дорожной сети соответствует ГОСТ Р 50597-2017. TOC \o "1-3" \h \z По <адрес> в районе <адрес> выдавалось предписание от 23 июля 2020г. Предписание исполнено, состояние улично-дорожной сети соответствует ГОСТ Р 50597-2017.
Таким образом, анализируя представленные в судебное заседания доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент получения администрацией города Зеи 29 июня 2020 года заявления административного истца об обнаружении дефектов дорожного покрытия проезжая часть на указанных в иске участках автомобильных дорог по <адрес> не соответствовала требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Данные обстоятельства подтверждены, в том числе:
ответом от 10 июля 2020 года администрации города Зеи на обращение Духовникова В.Н., в котором административным ответчиком признаны факты наличия дефектов дорожного покрытия, сообщено о выполнении 06 июля 2020 года силами МБУ «ЕСпБ г. Зеи» работ по устранению локальных повреждений на указанных в заявлении Духовникова В.Н. объектах (засыпка щебеночно-песчаной смесью),
заключением 3 июля 2020 года муниципального контракта на ремонт асфальтобетонного покрытия <адрес> в срок по 30 сентября 2020 года,
сведениями МБУ «ЕСпБ г. Зеи» о засыпке выбоин дорожного полотна на указанных в обращении Духовникова В.Н. участках дорог по <адрес> и <адрес> 06 июля 2020 года МБУ «ЕСпБ г. Зеи»,
сведениями МБУ «ЕСпБ г. Зеи» о засыпке 10 июля 2020 года ям по <адрес> (по обращению).
Материалами дела подтверждено, что дефекты покрытия проезжей части на участке дороги от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> на дату рассмотрения дела судом не устранены, на основании муниципального контракта от 3 июля 2020 года проводятся работы по ремонту асфальтобетонного покрытия. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Также судом установлено, что дефекты покрытия проезжей части на участке дороги по ул. по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> устранены 30 июля 2020 года.
Доводы представителя администрации города Зеи об исполнении обязанности по ремонту дорожного полотна на упомянутых участках улиц <адрес> и <адрес> 06 июля 2020 года суд находит несостоятельными, поскольку засыпка в этот день силами МБУ «ЕСпБ г. Зеи» выбоин щебеночно-песчаной смесью не свидетельствует о надлежащем устранении дефектов покрытия проезжей части. При этом суд учитывает, что по обращению Духовникова В.Н. 23 июля 2020 года выдано предписание МБУ «ЕСпБ г. Зеи» об проведении работ по очистке от загрязнений (щебеночно-песчаной смеси) проезжей части <адрес> от пер. <адрес> до <адрес> в течение 3 суток.
Доводы представителя администрации города Зеи о том, что работы по улучшению качества автомобильных дорог местного значения начаты администрацией города Зеи и ее структурными подразделениями до обнаружения недостатков дорожного покрытия 14 июня 2020 года (определение автомобильных дорог, требующих проведения ремонта, решение вопросов финансирования расходов по осуществлению дорожной деятельности, объявление 10 электронных аукционов на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия улиц города Зеи, заключение 3 июля 2020 года муниципального контракта на ремонт асфальтобетонного покрытия <адрес>) не свидетельствуют о надлежащем и своевременном исполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по обеспечению соответствия состояния указанных в иске участков дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
При таких обстоятельствах, суд находит, что администрацией города Зеи без каких-либо объективных причин не предпринималось должных мер по устранению дефектов покрытия проезжей части: по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в период с 29 июня 2020 года по 30 июля 2020 года, от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в период с 29 июня 2020 года по 15 августа 2020 года, что нарушало права административного истца, как жителя г. Зеи и участника дорожного движения.
Данное бездействие административного ответчика суд признает незаконным, противоречащим указанным выше положениям закона. Период бездействия суд устанавливает в пределах заявленных административным истцом требований.
В целях реализации решения суда, в соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать администрацию города Зеи принять меры по устранению дефектов покрытия проезжей части на участке дороги в городе Зее Амурской области от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в срок до 1 октября 2020 года – даты окончания работ по ремонту асфальтобетонного покрытия <адрес> на основании муниципального контракта от 3 июля 2020 года
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации г. Зеи по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, суд учитывает следующее.
Контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения подразумевает обеспечение соблюдения требований законодательства и профилактику правонарушений в области обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
Данный вид муниципального контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также в соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея", утвержденным Постановлением администрации города Зеи от 16 апреля 2018 года N 386.
В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно п.п. 11 абз.1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 2 ст. 13.1 указанного Федерального закона, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Из п. 4 абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 17 Устава города Зеи, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В целях установления порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, постановлением администрации города Зеи от 16 апреля 2018 года № 386 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея".
Согласно п. 1.1 Административного регламента исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Зея", он определяет порядок организации и проведения на территории города Зеи проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований федеральных законов, законов Амурской области и муниципальных правовых актов города Зеи по вопросам обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения при использовании полос отвода автомобильных дорог местного значения, при размещении объектов дорожного сервиса, установке рекламных конструкций, информационных щитов, указателей, прокладке и эксплуатации инженерных коммуникаций, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте пересечений, примыканий других автомобильных дорог и других объектов в полосе отвода автомобильных дорог местного значения, при использовании автомобильных дорог в части недопущения повреждений автомобильных дорог и их элементов, при осуществлении перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения, сроки и последовательность действий (административных процедур) органа муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля.
Согласно п. 1.2. Административного регламента, муниципальный контроль осуществляет администрация города Зеи в лице должностных лиц органа муниципального контроля.
Предметом муниципального контроля является контроль соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их руководителями и должностными лицами, физическими лицами законодательства Российской Федерации в области использования автомобильных дорог местного значения (п. 1.4 Административного регламента).
Осуществление муниципального контроля включает в себя следующие административные процедуры: планирование проверки; подготовка к проведению плановой проверки; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в исполнении муниципальных функций, и запросов проверяемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; проведение плановой проверки в отношении гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя; проведение внеплановой проверки; оформление результатов проверки и вручение (направление) акта проверки.
Таким образом, судом установлено, что организация на территории города Зеи Амурской области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления - администрацию города Зеи.
Установленные судом факты бездействия администрации города Зеи по непринятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части свидетельствуют о неосуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности данных участков автомобильных дорог.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии у администрации города Зеи обязанности по осуществлению муниципального контроля «за состоянием дорожного покрытия», являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, в понятие обеспечения сохранности автомобильных дорог входит весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона в области ремонта и содержания, использования автомобильных дорог владельцами дорог, пользователями дорог, должностными лицами, юридическими и физическими лицами.
Таким образом, имеются правовые и фактические основания для признания незаконным бездействия администрации города Зеи по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог на указанных в иске участках по <адрес>
При определении периода неосуществления муниципального контроля, разрешая административный иск в пределах заявленных требований, суд учитывает, что дефекты покрытия проезжей части на <адрес> и <адрес> в соответствии со сведениями, содержащимися в заявлении административного истца от 23 июня 2020 года, обнаружены 19 июня 2020 года, а не 14 июня 2020 года, устранены административным ответчиком 30 июля 2020 года. Дефекты покрытия на <адрес> обнаружены 14 июля 2020 года, до настоящего времени не устранены.
В связи с изложенным, суд отказывает в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия администрации города Зеи по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, начиная с <Дата обезличена>.
В соответствии с требованиями ст. 227 ч. 3 п. 1 КАС РФ, суд считает необходимым обязать администрацию города Зеи сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Духовникова В. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Зеи по неосуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог в городе Зее Амурской области:
по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в период с 19 июня 2020 года по 30 июля 2020 года;
от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в период с 14 июня 2020 года по 15 августа 2020 года.
Признать незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию мер по устранению дефектов покрытия проезжей части на участках дороги в городе Зее Амурской области:
по <адрес> напротив <адрес> между домами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в период с 29 июня 2020 года по 30 июля 2020 года;
от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес> в период с 29 июня 2020 года по 15 августа 2020 года;
Обязать администрацию города Зеи в срок до 1 октября 2020 года принять меры по устранению дефектов покрытия проезжей части на участке дороги в городе <адрес> от перекрестка <адрес> – <адрес> до перекрестка <адрес> – <адрес>
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Обязать администрацию города Зеи в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Зейский районный суд Амурской области и Духовникову В. Н..
Взыскать с администрации города Зеи в пользу Духовникова В. Н. судебные расходы в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2020 года
Судья О.Б. Ворсина