Дело № 2-249/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Благовещенский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,
при секретаре Кузьминой В.В.,
с участием истца Волкова В.А., представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы исполнения наказаний – Арчакова А.К., представителей ответчика администрации Чигиринского сельского совета Благовещенского района Амурской области – Устич А.А., Беловой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова Вячеслава Александровича к администрации Чигиринского сельского совета Благовещенского района Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о возложении обязанностей передать и принять в муниципальную собственность жилое помещение (квартиру), заключить договор о передаче указанной квартиры в собственность Волкову В.А. в порядке приватизации,
установил:
Волков В.А. обратился в суд с настоящим иском к администрации Чигиринского сельского совета Благовещенского района Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о возложении обязанностей передать и принять в муниципальную собственность жилое помещение (квартиру), заключить договор о передаче указанной квартиры в собственность Волкову В.А. в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указано, что Волков В.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, в ФИО1 по <адрес>. В период прохождения службы истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учёт в ФИО1 по <адрес>.
С целью улучшения жилищных условий ФИО1 по <адрес> передало истцу в декабре 2013 года <адрес>, расположенную в <адрес>. В декабре 2014 года между истцом и ФИО1 был заключён договор социального найма на указанное жилое помещение.
В дальнейшем, желая реализовать своё право на приватизацию указанной квартиры, истец обратился в суд за защитой своих прав. Однако в удовлетворении исковых требований Волкова В.А. было отказано по причине того, что ФИО1 по <адрес> не является уполномоченным органом по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность, а законом предусмотрен специальный процессуально-правовой порядок реализации прав сотрудников и пенсионеров УИС на жилые помещения в порядке приватизации – предоставление жилого помещения по договору социального найма с последующей передачей в собственность муниципалитета, на территории которого находится жилое помещение.
В этой связи истец обратился в администрацию Чигиринского сельсовета <адрес> с просьбой принять жилое помещение, которое ему было предоставлено ФИО1 по <адрес> и в котором он проживает, в муниципальную собственность с целью реализации права на приватизацию данного жилого помещения.
Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления отказал в принятии квартиры в муниципальную собственность, тем самым лишив истца возможности воспользоваться конституционным правом на жилище.
На основании изложенного просит суд обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по <адрес> передать в муниципальную собственность администрации Чигиринского сельского совета <адрес> жилое помещение – <адрес>, расположенную в <адрес>; обязать администрацию Чигиринского сельского совета <адрес> принять в муниципальную собственность жилое помещение – <адрес>, расположенную в <адрес>; обязать администрацию Чигиринского сельского совета <адрес> заключить с Волковым В.А. договор безвозмездной передачи ему в собственность в порядке приватизации жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес>.
Истец Волков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал, дополнительно пояснил, что не обращался в Чигиринский сельский Совет народных депутатов по вопросу получения от представительного органа согласия на передачу в муниципальную собственность спорного жилого помещения.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по <адрес> и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы исполнения наказаний, Арчаков А.К. не возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что между истцом и ФИО1 по <адрес>, ФСИН ФИО1 отсутствует спор о праве. ФИО1 по <адрес> фактически только ДД.ММ.ГГГГ получил согласие администрации Чигиринского сельсовета <адрес> о принятии спорного помещения в муниципальную собственность. На данный момент необходимо получить согласие от Чигиринского сельского Совета народных депутатов и отправить данное согласие в ФИО1 по <адрес>, ФСИН ФИО1.
Представители ответчика администрации Чигиринского сельского совета <адрес> Устич А.А., Белова Ю.Ф. возражали против удовлетворения иска, пояснили суду, что в ответ на ФИО1 по <адрес> администрация Чигиринского сельсовета сообщила об отсутствии возражений на принятие многоквартирного жилого дома, в котором проживает истец, в муниципальную собственность, указав при этом на необходимость предоставления перечня документов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. Поскольку указанный перечень документов ФИО1 по <адрес> администрации представлен не был, соответственно передача жилого помещения в муниципальную собственность не произошла. Кроме того, отметили, что в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования Чигиринский сельсовет полномочиями по утверждению перечней объектов федеральной собственности, предлагаемых для передачи в муниципальную собственность, обладает Чигиринский сельский Совет народных депутатов. При наличии согласия представительного органа и согласия казны, в которой находится данное государственное имущество, муниципалитет примет жилье в муниципальную собственность. В этой связи, предъявленные к администрации Чигиринского сельсовета <адрес> требования истца выходят за пределы полномочий исполнительного органа, поскольку обязать принять администрацию Чигиринского сельсовета в муниципальную собственность спорное жилое помещение невозможно без соблюдения порядка, предусмотренного законом.
В судебное заседание не явился представитель ТУ Росимущества в <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФИО1 по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было передано ФИО1 по <адрес> на условиях социального найма Волкову В.А., что подтверждено договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Полагая, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ФИО2 имеет право на приватизацию предоставленного ему на условиях социального найма жилого помещения, истец обратился в суд с иском к ФСИН ФИО1, ФИО1 по <адрес> о признании за ним права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Указанным решением суда установлено, что Волков В.А., как сотрудник ФИО1 по <адрес>, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ <номер> истцу было предоставлено на условиях социального найма спорное жилое помещение.
Исходя из указанных обстоятельств дела, суд, руководствуясь правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-КГ16-13, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришёл к выводу, что орган уголовно-исполнительной системы в данном случае не наделен полномочиями по передаче жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в собственность граждан. После предоставления истцу жилого помещения – <адрес> по договору социального найма оно подлежало передаче в муниципальную собственность муниципального образования, в переделах которого расположено, то есть в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета <адрес>, после чего полномочия по распоряжению жилым помещением, в том числе по передаче в собственность граждан, осуществляет указанный орган местного самоуправления.
При этом судом по материалам дела установлено, что ФИО1 по <адрес> в администрацию Чигиринского сельсовета <адрес> по вопросу приёма в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета <адрес> последовало ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, что на момент рассмотрения дела судом ФИО1 по <адрес> получено согласие администрации Чигиринского сельсовета <адрес> о приёме жилого помещения в муниципальную собственность и спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу приведенной нормы обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат доказыванию вновь по настоящему делу лицами, которые участвовали в рассмотрении дела при вынесении указанного решения.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, государственной противопожарной службе таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования названного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона <номер>, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ним членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Волков В.А. приводит доводы об отказе администрации Чигиринского сельсовета <адрес> принять по его заявлению <адрес> в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета в целях последующей реализации истцом права на приватизацию указанного жилого помещения.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Волков В.А. обратился в администрацию Чигиринского сельсовета <адрес> с заявлением о принятии в муниципальную собственность <адрес> с целью реализации его права на дальнейшую приватизацию квартиры.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация Чигиринского сельсовета <адрес> сообщила истцу о нецелесообразности принятия указанного жилого помещения в муниципальную собственность и предложила заключить договор приватизации занимаемого истцом жилого помещения непосредственно с ФИО1 по <адрес>.
Возражая против заявленных требований, администрация Чигиринского сельсовета <адрес> ссылается на отсутствие у исполнительного органа полномочий по разрешению вопросов принятия в муниципальную собственность объектов федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Частью 1 ст. 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 56 Устава Чигиринского сельсовета <адрес>, принятого решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, установлено, что порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым Чигиринским сельским Советом народных депутатов.
В данном случае таким муниципальным правовым актом является Положение «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Чигиринского сельсовета», утверждённое решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и которое определяет общий порядок управления муниципальной собственностью, а также устанавливает разграничение полномочий между органами местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью.
Так, частью 2 ст. 6 названного Положения установлено, что Чигиринский сельский Совет народных депутатов определяет общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в указанных целях к полномочиям представительного органа отнесено среди прочего утверждение перечней объектов федеральной собственности, собственности иных видов собственности, предлагаемых для передачи в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 8 Положения администрация Чигиринского сельсовета организует непосредственное управление муниципальным имуществом, в том числе организует непосредственное выполнение мероприятий, связанных с передачей и приёмом в муниципальную собственность имущества.
Таким образом, приведёнными муниципальными правовыми актами разграничены полномочия между представительным и исполнительным органами местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом следующим образом – Чигиринский сельский Совет народных депутатов утверждает перечень объектов федеральной собственности, предлагаемых для передачи в муниципальную собственность, администрация Чигиринского сельсовета <адрес> организует выполнение мероприятий, связанных с передачей и приёмом в муниципальную собственность имущества.
Как следует из материалов дела, в период 2015-2016 гг. между ФИО1 по <адрес> и администрацией Чигиринского сельсовета велась работа по согласованию передачи части жилых помещений, расположенных в жилом <адрес> (за исключением <адрес>) из федеральной собственности в собственность муниципального образования Чигиринского сельсовета, по итогам которой Чигиринским сельским Советом народных депутатов <адрес> вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о даче согласия на передачу объектов недвижимости – квартир <номер>, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 25, 29, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 45, 53, 57, 58, 65, 67, 69, 70, 74, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 83, 87, 90, расположенных в <адрес>, из собственности ФИО1 по <адрес> в собственность муниципального образования.
ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу передачи в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ передано администрацией Чигиринского сельсовета <адрес> по компетенции для рассмотрения и принятия решения в Чигиринский сельский Совет народных депутатов.
Сведений о том, что на момент рассмотрения дела судом Чигиринским сельским Советом народных депутатов принято решение о включении <адрес> в перечень объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, в материалах дела не имеется.
В отсутствие указанного решения представительного органа местного самоуправления администрация Чигиринского сельсовета <адрес> не вправе осуществлять мероприятия, связанные с передачей и приёмом в муниципальную собственность спорной квартиры.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что истцом не приведены действия Чигиринского сельского Совета народных депутатов, нарушающие его права и законные интересы, а также требования к Чигиринскому сельскому Совету народных депутатов истцом не заявлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Волкова В.А. к администрации Чигиринского сельского совета <адрес>, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по <адрес> о возложении обязанностей передать и принять в муниципальную собственность жилое помещение (квартиру), заключить договор о передаче указанной квартиры в собственность Волкову В.А. в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Волкова Вячеслава Александровича к администрации Чигиринского сельского совета <адрес>, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по <адрес> о возложении обязанностей передать и принять в муниципальную собственность жилое помещение (квартиру), заключить договор о передаче указанной квартиры в собственность Волкову В.А. в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <адрес>
суда <адрес> Н.<адрес>
В окончательной форме решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ