Дело № 2-34/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018г. г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Сиренева М.И.
при секретаре Шемякиной Е.А., с участием представителя истицы Михайлова В.А., представителя 3 лица не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора Администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстова В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаповой Натальи Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Агапова Н.В. предъявила иск к Министерству имущественных и земельных отношений Республики предоставить бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1000 кв.м. расположенный в кадастровом квартале <данные изъяты> в г. Медвежьегорске согласно предоставленной схеме. В процессе рассмотрения иска Агапова Н.В. основания иска поменяла, настаивает предоставить бесплатно в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м, условный номер земельного участка на схеме :ЗУ1, который обозначен точками 1-2-3-4. согласно предоставленной ею схеме и который находится в кадастром квартале <данные изъяты>, но не в кадастровом квартале <данные изъяты> в г. Медвежьегорске.
Иск предъявлен по тем основаниям, что 20.09.2017г. истица обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность как многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты> в г. Медвежьегорске. Предоставила схему, просила утвердить место расположения испрашиваемого земельного участка. Условный номер земельного участка на схеме :ЗУ1, обозначен точками 1-2-3-4, испрашиваемая площадь 1000 кв.м, характерные точки границ определены в системе координат МСК -10. Схема расположения земельного участка по ее заявке составлена кадастровым инженером.
В письме № 20370/12.4-21 от 06.10.2017 г. ответчик принял решение об отказе в утверждении представленной схемы расположения земельного участка ссылаясь на тот факт, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности. Истец не согласен с решением государственного органа и считает, что отсутствуют основания для выводов, что земельный участок находится в установленных границах зоны подтопления. Соседний земельный участок обозначенный на схеме условно <данные изъяты> уже передан в собственность для ИЖЗ. Испрашиваемый участок находится в том же месте и не относится к зоне подтопления.
В судебное заседание истица Агапова Н.В. не явилась, доверила представлять интересы представителю.
Представитель истицы Михайлов В.А. исковые требования поддержал, пояснил, что истица является многодетной матерью, имеет на иждивении 4-х детей, имеет право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Истица обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия предоставить земельный участок, предоставила схему. При детальном рассмотрении публичной кадастровой карты в большем масштабе оказалось, что земельный участок на который она претендует, находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, но не в кадастровом квартале <данные изъяты> в г. Медвежьегорске. По этому основанию заключение землеустроительной экспертизы следует признать не имеющее отношение к делу, т.к., выводы эксперта о размещении испрашиваемого участка, степени затопления делались относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, предоставил отзыв. Из содержания отзыва следует, что полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находятся в ведении Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее - Учреждение).
По результатам рассмотрения заявления Агаповой Н.В. и приложенных к нему документов, Комитетом принято решение об отказе в утверждении представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Имеет место быть наложение схемы расположения испрашиваемого земельного участка, картографических материалов, содержащихся в документах территориального планирования, в соответствующем масштабе с данным публичной кадастровой карты и геоинформационной системы ГИС «Ингео». Комитетом было установлено, что испрашиваемый Агаповой Н.В. земельный участок расположен в береговой полосе Онежского озера.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Министерство полагает, отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 06.10.2017 № 20370/12.4-21, является законным и обоснованным, поскольку положениями вышеуказанных норм установлен запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в береговой полосе водного объекта.
Определением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 25.12.2017г. к участию в деле в качестве 3-х лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска по ходатайству истицы привлечены Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» и Администрация Медвежьегорского городского поселения.
Представитель ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, предоставил отзыв из содержания которого следует, что решений о предоставлении земельного участка расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты> в соответствии со схемой которую Агапова Н.В. предоставила, иным лицам не принималось.
Представитель администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстов В.А. в судебном заседании возражений по существу иска не высказал, пояснил, что вопросы представления земельных участков для ИЖС в ведении городского поселения не находятся.
Определением Медвежьегорского районного суда Республики Карели от 14.03.2018г. к участию в деле в качестве 3 лица не заявляющего самостоятельных требований по ходатайству истицы привлечен ее супруг Агапов Е.А.
Агапов Е.А. в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, о причинах неявки не сообщил, отзыв по иску не предоставил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее также - Закон N 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01 января 2016 г., полномочия по распоряжению земельными участками переданы исполнительным органам Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. N 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
На основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 827р-П в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, было создано государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее - Учреждение).
В соответствии со ст. 4 Закона № 2101-ЗРК заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством).
Согласно пп. 3 п. 16 сг. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункта 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, пункта 6 статьи 11.9 и статьи 102 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельного участка в границах зоны затопления, подтопления без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
В силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что 20.09.2017г. истица Агапова Н.В. обратилась с заявлением в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о предоставлении без проведения торгов земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства (ИЖС). К заявлению приложила схему испрашиваемого земельного участка, удостоверение «Многодетной семьи», документы о составе семьи.
Из содержания предоставленной схемы следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом квартале <данные изъяты>, границы земельного участка обозначены точками 1-2-3-4.
Согласно заключению землеустроительной экспертизы испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, испрашиваемый земельный участок находится полностью (100%) в зоне затопления паводковыми водами с 1% обеспеченности.
Суд приходит к выводу, что пользование земельным участком, который находится в зоне затопления паводковыми водами, исключает его пользование. Предоставление земельного участка влечет нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, влечет нарушение прав несовершеннолетних, в интересах которых заявлено требование о предоставлении земельного участка права на безопасное пользование земельным участком.
Таким образом, отказ в согласовании и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории с указанными истцом характеристиками является правомерным и соответствует требованиям пп. 3 п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ.
Доводы представителя истца, что испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты> суд оценивает как несостоятельные. Из содержания кадастровой карты, схемы расположения земельного участка, заключения землеустроительной экспертизы следует, что испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, кадастровый квартал <данные изъяты> является смежным относительно кадастрового квартала <данные изъяты>.
Оснований для назначения повторной землеустроительной экспертизы суд не усматривает, т.к. в заключении проведенной землеустроительной экспертизы содержатся ответы по обстоятельствам, имеющих отношение к делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Агаповой Наталье Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья М.И. Сиренев
Решение в окончательной форме составлено 28.05.2018г.