Дело № 2-3206/2021
УИД 50RS0<№ обезличен>-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., с участием представителя ответчика по доверенности ФИО3, при секретаре Коробановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом всех полагающихся надбавок, региональных социальных доплат, а также всего трудового стажа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, <дата> г. рождения, обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на то, что она с <дата> г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда. Размер страховой пенсии по старости с <дата> г. составляет <данные изъяты> руб., который не соответствует достойному проживанию и существованию.
Истец просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом всех полагающихся надбавок, региональных социальных доплат, а также всего трудового стажа.
В судебное заседание истец ФИО1, извещалась о дате и времени надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, при этом направленное в ее адрес судебное извещение было возвращено в адрес отправителя в связи с неудачной попыткой вручения, что в силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствует о надлежащем извещении истца, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ГУ-ГУ ПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований иска по доводам, изложенным в письме от <дата> г., а также с учетом письменных пояснений.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
До 01 января 2002 года действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 указанного выше Закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Исключения из данного правила предусмотрены, в частности, пунктом 4 этой же статьи, в силу которой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, - со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы; при установлении группы инвалидности, влекущей за собой перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
В соответствии с частью пятой указанной статьи перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста без истребования от него заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Аналогичная правовая норма содержалась в части первой статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <дата> г. ФИО1, <дата> г. рождения, установлена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Оценка пенсионных прав произведена в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Общий трудовой стаж составил <данные изъяты>, стажевый коэффициент – <данные изъяты>. В подсчет общего трудового стажа вошли следующие периоды: с <дата> г. по <дата> г.; с <дата> г. по <дата> г.; с <дата> г. по <дата> г.; с <дата> г. по <дата> г.
Отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране учтено за период с 1999 г. по 2001 г. в максимальном размере - 1,2 (фактическое - 3,040). Ограничение установлено п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку оценка пенсионных прав произведена в соответствии с указанной нормой.
С <дата> г. размер страховой пенсии истца по старости составил <данные изъяты> руб.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица, либо в порядке, установленном п. 3 данной статьи, либо по п. 4 этой же статьи. При этом выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант. Оценка пенсионных прав одновременно по п. 3 и по п. 4 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ не предусмотрена.
Согласно ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном п. 3 ст. 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности и не включается период учебы; либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, при этом периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, также включается обучение. Соответственно для расчета применяются формулы, указанные в данных пунктах - при расчете по п. 3 применяются формулы, указанные в п. 3, при расчете по п. 4 применяются формулы, указанные в п. 4.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный вариант расчета размера трудовой пенсии по старости. Применение при расчете пенсии положений п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ влечет уменьшение суммы выплаты (пенсия будет составлять 13 336,29 руб.), что является недопустимым, поскольку сводится к ущемлению пенсионных прав истца. На данное обстоятельство также указывает ответчик в ответе на обращение истца по вопросу перерасчета пенсии.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом всех полагающихся надбавок, региональных социальных доплат, а также всего трудового стажа, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2021 г.
Судья: Н.Н. Тягай