Дело № 2-9089-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Москва 23 октября 2013 года
Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кененова А. А., при секретаре Гостевой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9089-13 по иску Кондратенко С. И. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Заявленные требования Кондратенков С. И. обосновал тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения – Главного управления ПФР № 4 по городу Москве и Московской области ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который ответчик не включил ряд периодов трудовой деятельности.
Считая действия ответчика неправомерными, истец в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Суд, выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не включены следующие периоды его трудовой деятельности:
– с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего ординатора хирургического отделения № военного госпиталя;
– с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего ординатора проктологического отделения № окружного военного клинического госпиталя МВО.
В соответствии с ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. ст. 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее – Закон № 173-ФЗ) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Закона № 173-ФЗ.
Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года предусмотрено назначение трудовых пенсий по старости ранее достижения возраста лицам, имеющим не менее 25 лет специального стажа работы в сельской и поселках городского типа и не менее 30 лет стажа работы в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от возраста.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года для назначения пенсии могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования, в том числе нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии со ст. 83 нормативные и правовые акты, которыми следует руководствоваться (Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П).
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в наименовании структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля стационаров, операционные отделения и отделения анестезиологии-реанимации.
Ранее действующим Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года, Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник, высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и утратившим силу в связи с принятием вышеуказанного Постановления, был предусмотрен аналогичный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии со штатными нормативами медицинского персонала и типовыми штатами больниц и поликлинических учреждений, утвержденными Приказом Министраздравоохранения СССР от 26 декабря 1955 года № 282-м, в разделе «врачебный персонал» указаны врачи-ординаторы. Ординатор – это врач лечебно-профилактического учреждения, непосредственно занимающийся лечебной и профилактической работой. Врачом-ординатором могло быть лицо, имеющее высшее медицинское образование.
В соответствии с приведенным Постановлением № 464 и п. 1 Списка от 06 сентября 1991 года в период до 01 н6оября 1999 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности и независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) всех форм собственности.
Из представленных суду документов следует, что истец в периоды работы ординатором занимался лечебной деятельностью и принимал непосредственное участие в хирургических операциях.
Таким образом, учитывая, что тождество наименований должностей ординатор и врач-ординатор не вызывает сомнений и установлено судом, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кондратенко С. И. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области назначить Кондратенко С. И. досрочную трудовую пенсию с даты первичного обращения за назначением пенсии, включив в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:
В льготном исчислении (01 год за 01 год и 06 месяцев):
– с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего ординатора хирургического отделения № военного госпиталя;
– с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего ординатора проктологического отделения № окружного военного клинического госпиталя МВО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Люблинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья