Дело № 2-8830/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области
в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.
с участием представителя истца Пнева А.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Амурской области Шалминой Я.Ю., представителя третьего лица ГБУЗ АО «Октябрьская больница» Набисова Р.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района, действующего в интересах Макарова А. В. к Министерству здравоохранения Амурской области о понуждении к обеспечению лекарственными средствами,
установил:
Прокурор Октябрьского района, действующий в интересах Макарова А.В., обратился в суд с данным иском, указав, что в прокуратуру Октябрьского района с заявлением о не предоставлении жизненно важного лекарственного препарата обратился Макаров А.В. В ходе проверки установлено, что Макаров А.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию. Согласно справки № 332360/17 от 12 июля 2017 года УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное» КС в Октябрьском районе, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года Макаров А.В. имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. На основании рецепта № 701401 от 9 августа 2017 года имеет право на получение лекарственного средства Циклоспорин 100. Необеспечение Макарова А.В. лекарственными препаратами, необходимыми для его лечения, привело к нарушению его конституционных прав на получением лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.
Прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Макарова А.В. лекарственным препаратом Циклоспорин (сандиммун), решение суда в части обеспечения Макарова А.В. лекарственным препаратом Циклоспорин (сандиммун) обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель прокурора Октябрьского района на иске настаивал по изложенным в нем доводам.
Представитель Министерства здравоохранения Амурской области иск не признала. Пояснила, что Макаров А.В. состоит в Федеральном регистре лиц, страдающих жизнеугрожающим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанным) заболеванием, является инвалидом I группы. На 2017 год заявка на обеспечение Макарова А.В. заявленным лекарственным препаратом из ГБУЗ АО «Октябрьская больница» не поступала. Потребность Макарова А.В. в лекарственном препарате «Циклоспарим» министерством здравоохранения области была рассчитана в соответствии с заявкой 2016 года. Для обеспечения Макарова А.В. заявленным лекарственным препаратом в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Амурской области на 2014-2020 годы» министерством здравоохранения области были проведены торги по итогам которых заключен государственный контакт и по разнарядке от 27 июня 2017 года в адрес ГБУЗ АО «Октябрьская больница» для Макарова А.В. направлено 4 упаковки Панимум Биорал капс. 25 мг.№50.
Представитель третьего лица – ГБУЗ АО «Октябрьская больница» в судебном заседании указал, что Макаров А.В., 1988 года рождения, является инвалидом 1 группы и входит с июня 2016 года в регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Макаров А.В. регулярно наблюдается у гематолога Амурской областной клинической больницы. Во 2 полугодии 2016 года ему рекомендован препарат Сандиммун Неорал (Циклоспарин) 100 мг. № 50, по 250 мг/сутки. После обращения Макарова А.В. к терапевту ГБУЗ «Октябрьская больница» на прием, была сделана дополнительная заявка в министерство здравоохранения Амурской области по данному пациенту и выписан рецепт на получение необходимого лекарственного препарата. При выявлении отсутствия вышеуказанного препарата в аптеке, ГБУЗ «Октябрьская больница» проводились звонки в министерство здравоохранения Амурской области с целью уточнения сроков выдачи препарата пациенту. В декабре 2016 данный препарат в количестве 3 упаковок был распределен министерством здравоохранения Амурской области на ГБУЗ АО «Октябрьская больница» и выдан Макарову А.В. Дополнительная заявка была сделана ГБУЗ «Октябрьская больница» в 2017 году по которой, ввиду отсутствия данного препарата в Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области закупило указанный препарат, направив в ГБУЗ АО «Октябрьская больница» 4 упаковки. Лекарственный препарат выдан Макарову А.В.
Представитель третьего лица - ОАО «Амурфармация» в письменном отзыве указала, что 11 января 2017 года ОАО «Амурфармация» заключило государственный контракт №40 с Министерством здравоохранения Амурской области на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных средств и изделиями медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. В рамках исполнения государственных контрактов ОАО «Амурфармация» в 2017 году производит обеспечение граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи», при этом поставка ЛС на аптечный склад производится несколькими поставщиками (поставщики ЛС в 2017 году определялись путем проведения аукционов, по результатам которых, были заключены государственные контракты). ОАО «Амурфармация» в рамках заключенных государственных контрактов производит только приемку лекарственных средств от поставщиков и согласно предоставленной разнарядки Министерством здравоохранения Амурской области, составленной в разрезе районов и городов, распределяет полученные лекарственные средства по аптечным учреждениям в объемах, указанных в разнарядках. Макаров А.В. обратился 9 августа 2017 года в ФЦРА №18 с. Екатеринославка с указанным рецептом, однако в связи с тем, что на момент обращения указанного лекарственного средства не было, рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение, что подтверждается журналом отсроченного обеспечения от 9 августа 2017 года. Согласно отчета о движение товара Циклоспорина и его аналогов, прихода по федеральной льготе в 2017 года не было. ЦРА №18 направлялась информация о нахождении рецепта на отсроченном обеспечении, согласно ответа ЛПУ (письмо от 25 августа 2017 года), указанный рецепт оставлен на отсроченном обеспечении. По состоянию на 6 октября 2017 года указанный рецепт не значится на отстроченном обеспечении, так как согласно протокола заседания ВК №14 от 6 сентября 2017 года, указанный рецепт снят с отсроченного обеспечения по основанию - Макаров А.В. обеспечивается Циклоспорином в поликлинике.
Истец Макаров А.В., представитель третьего лица ООО «Амурформация», будучи извещенными о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель третьего лица ООО «Амурформация» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.
В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2008 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).
В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Согласно п. 53 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).
Приложением № 1 к перечню № 890 гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний, в том числе «инвалидам I группы»
Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке инвалидом вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Аналогичная норма установлена постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 28 апреля 2008 года «О порядке лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты для медицинского применения которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан при министерстве здравоохранения Амурской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты для медицинского применения отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно».
Судом установлено, что Макаров А.В. является инвалидом I группы по общему заболеванию.
Из справки № 332360/17 от 12 сентября 2017 года УПФР в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) КС в Октябрьском районе следует, что Макаров А.В. имеет право с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинские изделия по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно выписке из истории болезни № 3005 Макарову А.В. поставлен диагноз: Апластическая анемия тяжелой степени. Вторичная тромбоцитопения.
На основании рецепта № 701401 от 9 августа 2017 года Макаров А.В. имеет право на получение лекарственного средства Циклоспорин (сандиммун) 100 мг № 100, который является для Макарова А.В. жизненно важным лекарственным препаратом. При обращении лекарства выданы не были и поставлены на отсроченное обслуживание, что подтверждается Журналом отсроченного обеспечения от 9 августа 2017 года.
В соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии № 13 от 25 августа 2017 года, рассмотрен список рецептов, представленный аптекой № 18, находящихся на отсроченном обслуживании. Препарат Циклоспарин является жизненно важным препаратом, входит в персонифицированную заявку, замене не подлежит.
Из пояснений ответчика заявка на обеспечение Макарова А.В. заявленным препаратом на 2017 год из ГБУЗ АО «Октябрьская больница» не поступала.
По доводам представителя третьего лица – ГБУЗ АО «Октябрьская больница» в 2017 году была сделана дополнительная заявка, министерство здравоохранения закупило указанный препарат в количестве 4 упаковок, которые были выданы Макарову А.В.
Из довода представителя ООО «Амурформация» следует и подтверждается материалами дела, что информация по рецептам, стоящим на отсроченное обеспечение, направлена в адрес Министерства здравоохранения Амурской области, рецепт снят с отсроченного обслуживания, поскольку Макаров А.В. получает Циклоспарин в поликлинике.
На основании п. 3.1.18. Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 № 458, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области Министерство здравоохранения Амурской области осуществляет функции государственного заказчика областных целевых программ и проектов в сфере деятельности министерства, в том числе обеспечивает граждан лекарственными препаратами в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 и пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), а процедура получения инвалидами лекарственных препаратов - пунктами 2.1 - 2.8 указанного Порядка.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Таким образом, Государством четко регламентирован порядок реализации права инвалида на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Суд считает обоснованными доводы истца о том, что необеспечение Макарова А.В. лекарственными препаратами, необходимыми для его лечения, привело к нарушению его конституционных прав на получением лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие препарата, невключение препарата в заявку, суд не принимает, так как обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не умаляют законных прав Макарова А.В. на своевременное обеспечение лекарственными препаратами бесплатно.
Требования Прокурора Октябрьского района подлежат удовлетворению, так как ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по обеспечению Макарова А.В. препаратом Циклоспорин (сандиммун).
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Длительное отсутствие в терапии лекарственного препарата Циклоспорин (сандиммун) может повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу жизни Макарова А.В., в связи с чем решение в части обеспечения Макарова А.В. лекарственным препаратом Циклоспорин (сандиммун) подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194,199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Макарова А. В. лекарственным препаратом Циклоспорин (сандиммун)
Решение в части понуждения Министерство здравоохранения Амурской области обеспечить Макарова А. В. лекарственным препаратом Циклоспорин (сандиммун) подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 19 октября 2017 года.
Судья Н.Н. Матюханова