Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-285/2013 ~ М-280/2013 от 01.08.2013

<данные изъяты> РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2013 г.                                                                                               г. Воронеж

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Котляренко В.В.,

ФИО7

с участием заявителя Шпота ФИО8 и его представителя Злобина ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные изъяты> Шпота ФИО10 об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны РФ, связанных с отказом предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Шпот обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что в период прохождения военной службы в 1995 году получил от Министерства обороны РФ на состав семьи 4 человека по договору социального найма двухкомнатную квартиру <адрес>, которую после развода в 1998 году оставил бывшей супруге. По решению командующего войсками Московского военного округа от 25 ноября 2009 г. указанная квартира была закреплена за его бывшей супругой, а он был внесён в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек. 23 января 2013 г. ему распределили однокомнатную квартиру <адрес> <адрес>, однако решением начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. № 01-21/30/13 ему было отказано в предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.

При этом он считает указанное решение незаконным, поскольку был признан нуждающимся в жилом помещении по решению полномочного должностного лица, а предоставленная ему в 1995 году на состав семьи 4 человека двухкомнатная квартира жилой площадью 29 кв.м не соответствовала установленной на тот момент норме предоставления - 12 кв.м. жилой площади на одного человека.

Считая свои права нарушенными, заявитель просил суд признать незаконными действия начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ, связанные с отказом предоставить ему по договору социального найма жилое помещение по адресу <адрес> и обязать указанное должностное лицо заключить с ним договор социального найма указанной квартиры.

Шпот в судебном заседании настаивал на удовлетворении своих требований.

Представитель заявителя Злобин поддержал требования своего доверителя.

Начальник 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ в письменном заявлении суду требования Шпота не признал и просил рассмотреть дело без его участия.

Рассмотрев дело, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из послужного списка Шпот с 30 января 1992 г. проходит военную службу в Воронежской области.

В соответствии с копиями справки жилищной комиссии воинской части и ордера от 24 ноября 1995 г. Шпоту на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира <адрес>

Согласно копии договора купли-продажи от 11 декабря 1998 г. Шпот продал гражданке Прохоровой ФИО11 принадлежащую ему на праве собственности 1/4 долю указанной квартиры, принадлежащей ему на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 9.12.1998 г.

Из копии договора мены от 11 декабря 1998 г. с гражданкой Прохоровой ФИО12 следует, что бывшая супруга заявителя и двое детей произвели обмен принадлежащих им 3/4 доли квартиры <адрес>.

Согласно копии вступившего в законную силу решения Воронежского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2008 г.в удовлетворении заявления Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом признать его нуждающимся в получении жилого помещения и зарегистрировать по адресу воинской части, судом было отказано. При этом в решении указано, что предоставленная Шпоту в 1995 году Министерством обороны РФ на состав семьи 4 человека двухкомнатная квартира <адрес> была приватизирована заявителем и членами его семьи в равных долях. Бывшая супруга и двое детей обменяли свои доли на квартиру <адрес>, а заявитель в декабре 1998 г. продал свою 1/4 долю вышеуказанной квартиры, решив купить небольшую комнату в коммунальной квартире. Однако в связи с финансовым кризисом 1998 г. ему не удалось приобрести жильё, и вырученные от продажи своей доли квартиры денежные средства он потратил.

Из копии вступившего в законную силу решения Воронежского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2009 г. следует, что в удовлетворении заявления Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом включить его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, было отказано, поскольку заявителю в 1995 году от Министерства обороны РФ предоставлялось жилое помещение, свою долю в котором он продал, распорядившись деньгами по своему усмотрению, а для повторного получения им жилья в соответствии с действующим в Министерстве обороны РФ порядком ему необходимо предоставить справку о сдаче ранее полученного жилья. В связи с тем, что он указанную справку не предоставил, отказ начальника Борисоглебской КЭЧ района во включении его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 30 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80) входит в его компетенцию и является законным и обоснованным.

Согласно извещению заместителя начальника ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 23 января 2013 г. Шпоту на состав семьи 1 человек распределена однокомнатная квартира <адрес>.

Из решения начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. № 01-21/30/13 следует, что Шпоту отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку в 1995 году от Министерства обороны РФ на состав семьи 4 человека ему была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес>, которая после развода заявителя с супругой по решению Командующего войсками округа от 25 ноября 2009 г. была закреплена за бывшей супругой заявителя, а он утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что в 1995 году Шпоту на состав семьи 4 человека Министерством обороны РФ по месту службы была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира <адрес> В 1997 году Шпот расторг брак с супругой и после приватизации указанной квартиры всеми членами семьи в равных долях в 1998 году его бывшая супруга и дети произвели обмен принадлежащей им 3/4 доли указанной квартиры на другое жильё, а Шпот продал принадлежащую ему 1/4 её доли, распорядившись полученными от продажи квартиры деньгами по своему усмотрению. Вступившими в законную силу решениями Воронежского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2008 г. и от 3 сентября 2009 г. в удовлетворении заявлений Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом признать его нуждающимся в получении жилого помещения, а также отказом включить его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, было отказано.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. “т” ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона “О статусе военнослужащих”, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.

Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение № 1 к приказу Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280) в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.

Из пункта 1 Инструкции о выдаче, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений (приложение к Приказу Министра обороны РФ от 12 июля 2011 г. № 1133) следует, что справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи.

А поскольку Шпот не может сдать ранее предоставленное ему по договору социального найма Министерством обороны РФ жильё, своей долей в котором он распорядился по своему усмотрению, то решение начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. об отказе заявителю в предоставлении однокомнатной квартиры <адрес>, по существу является законным и обоснованным, несмотря на иные указанные в нём мотивы принятого решения.

Более того, со Шпотом не может быть заключен договор социального найма указанной квартиры общей площадью 39 кв.м., поскольку в 1998 году он уже распорядился ранее выделенным ему Министерством обороны РФ жилым помещением общей площадью 51 кв.м., продав свою долю в указанном жилом помещении в размере 1/4, что составляет 12,75 кв.м.

Ссылка заявителя на решение командующего войсками Московского военного округа от 25 ноября 2009 г. о закреплении за бывшей супругой заявителя кв. № 114 (правильно № 109) в доме № 87 по ул. Павловского в г. Борисоглебске Воронежской области и внесении заявителя в автоматизированную компьютерную базу “Учёт” с последующим предоставлением жилой площади согласно норм является несостоятельной, поскольку указанное решение нарушает требования ст.ст. 51 и 53 Жилищного кодекса РФ о порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и последствиях намеренного ухудшения ими своих жилищных условий, а также противоречит вступившему в законную силу решению Воронежского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2009 г., согласно которому заявителю отказано во включении в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, указанное решение командующего войсками Московского военного округа является некорректным, поскольку бывшие члены семьи Шпота ещё в 1998 году произвели обмен своей доли в указанной квартире на другое жильё и в ней не проживают.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления военнослужащего <данные изъяты> Шпота ФИО13 об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны РФ, связанных с отказом предоставить жилое помещение по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий по делу                                         В.В. Котляренко

ФИО14

<данные изъяты> РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2013 г.                                                                                               г. Воронеж

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Котляренко В.В.,

ФИО7

с участием заявителя Шпота ФИО8 и его представителя Злобина ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные изъяты> Шпота ФИО10 об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны РФ, связанных с отказом предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Шпот обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что в период прохождения военной службы в 1995 году получил от Министерства обороны РФ на состав семьи 4 человека по договору социального найма двухкомнатную квартиру <адрес>, которую после развода в 1998 году оставил бывшей супруге. По решению командующего войсками Московского военного округа от 25 ноября 2009 г. указанная квартира была закреплена за его бывшей супругой, а он был внесён в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек. 23 января 2013 г. ему распределили однокомнатную квартиру <адрес> <адрес>, однако решением начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. № 01-21/30/13 ему было отказано в предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.

При этом он считает указанное решение незаконным, поскольку был признан нуждающимся в жилом помещении по решению полномочного должностного лица, а предоставленная ему в 1995 году на состав семьи 4 человека двухкомнатная квартира жилой площадью 29 кв.м не соответствовала установленной на тот момент норме предоставления - 12 кв.м. жилой площади на одного человека.

Считая свои права нарушенными, заявитель просил суд признать незаконными действия начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ, связанные с отказом предоставить ему по договору социального найма жилое помещение по адресу <адрес> и обязать указанное должностное лицо заключить с ним договор социального найма указанной квартиры.

Шпот в судебном заседании настаивал на удовлетворении своих требований.

Представитель заявителя Злобин поддержал требования своего доверителя.

Начальник 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ в письменном заявлении суду требования Шпота не признал и просил рассмотреть дело без его участия.

Рассмотрев дело, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из послужного списка Шпот с 30 января 1992 г. проходит военную службу в Воронежской области.

В соответствии с копиями справки жилищной комиссии воинской части и ордера от 24 ноября 1995 г. Шпоту на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира <адрес>

Согласно копии договора купли-продажи от 11 декабря 1998 г. Шпот продал гражданке Прохоровой ФИО11 принадлежащую ему на праве собственности 1/4 долю указанной квартиры, принадлежащей ему на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 9.12.1998 г.

Из копии договора мены от 11 декабря 1998 г. с гражданкой Прохоровой ФИО12 следует, что бывшая супруга заявителя и двое детей произвели обмен принадлежащих им 3/4 доли квартиры <адрес>.

Согласно копии вступившего в законную силу решения Воронежского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2008 г.в удовлетворении заявления Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом признать его нуждающимся в получении жилого помещения и зарегистрировать по адресу воинской части, судом было отказано. При этом в решении указано, что предоставленная Шпоту в 1995 году Министерством обороны РФ на состав семьи 4 человека двухкомнатная квартира <адрес> была приватизирована заявителем и членами его семьи в равных долях. Бывшая супруга и двое детей обменяли свои доли на квартиру <адрес>, а заявитель в декабре 1998 г. продал свою 1/4 долю вышеуказанной квартиры, решив купить небольшую комнату в коммунальной квартире. Однако в связи с финансовым кризисом 1998 г. ему не удалось приобрести жильё, и вырученные от продажи своей доли квартиры денежные средства он потратил.

Из копии вступившего в законную силу решения Воронежского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2009 г. следует, что в удовлетворении заявления Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом включить его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, было отказано, поскольку заявителю в 1995 году от Министерства обороны РФ предоставлялось жилое помещение, свою долю в котором он продал, распорядившись деньгами по своему усмотрению, а для повторного получения им жилья в соответствии с действующим в Министерстве обороны РФ порядком ему необходимо предоставить справку о сдаче ранее полученного жилья. В связи с тем, что он указанную справку не предоставил, отказ начальника Борисоглебской КЭЧ района во включении его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 30 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80) входит в его компетенцию и является законным и обоснованным.

Согласно извещению заместителя начальника ФГКУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 23 января 2013 г. Шпоту на состав семьи 1 человек распределена однокомнатная квартира <адрес>.

Из решения начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. № 01-21/30/13 следует, что Шпоту отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку в 1995 году от Министерства обороны РФ на состав семьи 4 человека ему была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес>, которая после развода заявителя с супругой по решению Командующего войсками округа от 25 ноября 2009 г. была закреплена за бывшей супругой заявителя, а он утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что в 1995 году Шпоту на состав семьи 4 человека Министерством обороны РФ по месту службы была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира <адрес> В 1997 году Шпот расторг брак с супругой и после приватизации указанной квартиры всеми членами семьи в равных долях в 1998 году его бывшая супруга и дети произвели обмен принадлежащей им 3/4 доли указанной квартиры на другое жильё, а Шпот продал принадлежащую ему 1/4 её доли, распорядившись полученными от продажи квартиры деньгами по своему усмотрению. Вступившими в законную силу решениями Воронежского гарнизонного военного суда от 3 ноября 2008 г. и от 3 сентября 2009 г. в удовлетворении заявлений Шпота об оспаривании действий начальника Борисоглебской КЭЧ района, связанных с отказом признать его нуждающимся в получении жилого помещения, а также отказом включить его в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, было отказано.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. “т” ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона “О статусе военнослужащих”, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определён в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.

Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий не может сдать в установленном порядке ранее предоставленное ему Министерством обороны жильё, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение № 1 к приказу Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280) в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.

Из пункта 1 Инструкции о выдаче, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений (приложение к Приказу Министра обороны РФ от 12 июля 2011 г. № 1133) следует, что справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи.

А поскольку Шпот не может сдать ранее предоставленное ему по договору социального найма Министерством обороны РФ жильё, своей долей в котором он распорядился по своему усмотрению, то решение начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГУ “Западное региональное управление жилищного обеспечения” МО РФ от 24 мая 2013 г. об отказе заявителю в предоставлении однокомнатной квартиры <адрес>, по существу является законным и обоснованным, несмотря на иные указанные в нём мотивы принятого решения.

Более того, со Шпотом не может быть заключен договор социального найма указанной квартиры общей площадью 39 кв.м., поскольку в 1998 году он уже распорядился ранее выделенным ему Министерством обороны РФ жилым помещением общей площадью 51 кв.м., продав свою долю в указанном жилом помещении в размере 1/4, что составляет 12,75 кв.м.

Ссылка заявителя на решение командующего войсками Московского военного округа от 25 ноября 2009 г. о закреплении за бывшей супругой заявителя кв. № 114 (правильно № 109) в доме № 87 по ул. Павловского в г. Борисоглебске Воронежской области и внесении заявителя в автоматизированную компьютерную базу “Учёт” с последующим предоставлением жилой площади согласно норм является несостоятельной, поскольку указанное решение нарушает требования ст.ст. 51 и 53 Жилищного кодекса РФ о порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и последствиях намеренного ухудшения ими своих жилищных условий, а также противоречит вступившему в законную силу решению Воронежского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2009 г., согласно которому заявителю отказано во включении в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, указанное решение командующего войсками Московского военного округа является некорректным, поскольку бывшие члены семьи Шпота ещё в 1998 году произвели обмен своей доли в указанной квартире на другое жильё и в ней не проживают.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления военнослужащего <данные изъяты> Шпота ФИО13 об оспаривании действий начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения “Западное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны РФ, связанных с отказом предоставить жилое помещение по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий по делу                                         В.В. Котляренко

ФИО14

1версия для печати

2-285/2013 ~ М-280/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шпот Игорь Иванович
Другие
Руководитель 3 отдела (г.Воронеж) ФГКУ ЗРУ ЖО МО РФ
Суд
Воронежский гарнизонный военный суд (Воронежская область)
Судья
Котляренко Виктор Викторович
Дело на странице суда
gvs--vrn.sudrf.ru
01.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2013Передача материалов судье
01.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее