Дело № 2-2549/2019
....
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,
при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 11 октября 2019 года гражданское дело по иску Каневой Е.В., действующей в интересах ... ФИО1, к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации МОГО «Ухта» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Канева Е.В., действуя в интересах ... ФИО1, обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее Комитет) о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в пределах города Ухта, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Требования мотивированы тем, что является опекуном ФИО1, который состоит на «...» учете по ..., является инвалидом ..., решением Ухтинского городского суда от <...> г. .... С <...> г. основным местом жительства ФИО1 является город .... где он обучается, проходит медицинское лечение. В то же время по месту жительства ФИО1 жильем не обеспечен. Представитель истца полагает, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания. В связи с чем заявлены вышеуказанные требования.
Определением Ухтинского городского суда РК от <...> г. к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района «..».
В судебное заседание представитель истца Канева Е.В., представитель третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя истца, третьего лица.
В судебном заседании представитель истца Канев Б.Б., действующий по доверенности, на исковых требованиях настаивал. Полагал, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма в соответствии с п.3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта»Хомец А.В., действующая по доверенности, с иском не согласилась, представила возражения согласно отзыву на исковое заявление.
Представитель Комитета по доверенности Саливон Н.А. с иском не согласилась, указывая на отсутствие оснований для предоставлении жилого помещения ФИО1, поскольку истец на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, семья истца малоимущей не признана.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом ... группы, причина инвалидности – ....
Решением Ухтинского городского суда от <...> г. ФИО1 .... Распоряжением отдела опеки и попечительства по городу Ухте Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми .... от <...> г. над ФИО1 установлена опека, опекуном назначена Канева Е.В.
Из материалов дела, пояснений представителя истца следует, что ФИО1 совместно с опекуном Каневой Е.В. с <...> г. постоянно проживает в городе ...., зарегистрирован по месту жительства .....
На основании постановления администрации муниципального района «..» от <...> г. .... Канева Е.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «семьи, имеющие детей-инвалидов» в соответствии с Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
Представитель недееспособного истца полагает, что наличие данного заболевания обязывает ответчиков предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При разрешении указанного требования суд учитывает следующее.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то есть право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено и подтверждено представителем истца, что семья истца на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, данная семья малоимущей в установленном законом порядке не признана, в связи с чем оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма ФИО1 не имеется.
Само по себе наличие заболевания, входящего в установленный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что Канева Е.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения социальной выплаты для строительства или приобретения жилья в МР «...» не свидетельствует о постановке на жилищный учет в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного исковые требования Каневой Е.П., заявленные в интересах ФИО1, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Каневой Е.В., действующей в интересах .... ФИО1, к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с 21 октября 2019 года.
Судья Н.В. Курлапова