Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1854/2019 ~ М-1303/2019 от 04.04.2019

№ 2-1854/19 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Коротких Ю.Ю.,

с участием:

истицы Васильевой С.Л.,

представителя истицы Васильевой С.Л. на основании ордера адвоката Морозовой Г.А.,

представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Мельниковой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Светланы Леонидовны к ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже о включении в специальный стаж периода работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 28 декабря 2018 года, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости с 28 декабря 2018 года, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

установил:

28 декабря 2018 года Васильева С.Л. обратилась в ГУ – УПФ в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 60-63).

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Васильевой С.Л. было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет (л.д. 15-16).

Не согласившись с данными решением, Васильева С.Л. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже (л.д. 5-14).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 29.04.2019, к производству суд приняты уточненные исковые требования, в которых истица уточнила спорный период работы, подлежащий включению в спецстаж - с 12.10.1993 по 31.12.1995 в должности музыкального руководителя в ясли саду АООТ «Воронежшина», за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней (л.д. 44).

В судебном заседании истица Васильева С.Л. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в спорный период работала в должности музыкального руководителя на полную ставку.

В судебном заседании представитель истицы Васильевой С.Л. на основании ордера адвокат Морозова Г.А. поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 48-49).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

В специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход).

Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.

Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года с приложением (л.д. 15-16) истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен период работы с 12.10.1993 по 31.12.1995 (2 года 2 месяца 20 дней) в яслях-саду АООТ «Воронежшина», так как из представленных документов, невозможно установить наименование должности, в которой протекала педагогическая деятельность, поскольку согласно трудовой книжке имеется перевод на должность музыкального руководителя, а в архивной справке от 23.10.2019 № 697 отражено наименование должности «воспитатель»; кроме того, работа в должности музыкального руководителя включается при условии выполнения (суммарного по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, что предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже, а в соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов.

Подтвержденный ответчиком спецстаж истицы на 28 декабря 2018 года составил 23 года 24 дня с учетом Постановления № 781 от 29.10.2002, что послужило основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 30 указанного выше Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Отказывая истице во включении в специальный стаж периода работы в яслях-саду АООТ «Воронежшина» с 12.10.1993 по 31.12.1995, ответчик исходил из того, что имеются разночтения в указании должности Васильевой С.Л. в трудовой книжке – музыкальный руководитель и архивной справке № 697 от 23.01.2019, где указано, что Васильева С.Л. работала с сентября 1993 года по декабрь 1995 года в качестве воспитателя.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа, принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Иное толкование норм Закона противоречит их действительному смыслу и предназначению, а также создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, поскольку приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Данные трудовой книжки свидетельствуют о работе истицы в период с 12.10.1993 по 31.12.1995 в яслях-саду АООТ «Воронежшина» в должности музыкального руководителя (л.д. 17), что подтверждается также копией приказа работодателя № 460к от 30.10.1993 (л.д. 23), а также архивными справками КУВО «Государственный архив Воронежской области по личному составу» от 25.04.2018 № 4053-В, от 18.02.2019 № 1927-В (л.д. 21-22).

Запись в трудовой книжке истицы в отношении спорного периода работы содержит наименование профессии в точном соответствии со Списком, указание на неполную ставку рабочего дня не содержится.

Из содержания приказа о переводе (№ 460к от 30.10.1993) не следует, что истица была переведена на неполную ставку музыкального руководителя.

Действовавшей в спорный период инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 не предусматривалось указание полной ставки при занятии должности.

Каких-либо доказательств, в опровержение записям в трудовой книжке, а также письменных документов о том, что Васильева С.Л. в спорный период была отстранена от основной работы, либо находилась в учебном отпуске, либо в отпуске без сохранения заработной платы, суду не представлено.

Согласно диплому от 23.06.1993 истица окончила в 1993 году Воронежское педагогическое училище с базовой школой-интернатом музвоспитания по специальности музыкальное воспитание (л.д. 31).

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит отказ пенсионного органа во включении в спецстаж истицы спорного периода работы по причине разночтений в должностях, указанных в архивной справке и трудовой книжке несостоятельным, поскольку первичными документами установлено, что Васильева С.Л. была переведена с ее согласия с 12.10.1993 в яслях-саду с должности воспитателя на должность музыкального руководителя с окладом согласно тарификационному листу, приказом № 486к от 29.12.1995 на основании заявления в порядке перевода по согласованию между руководителями Васильева С.Л. – музыкальный руководитель, уволена из яслей-сада АООТ «Воронежшина» в ясли-сад отдела образования администрации Левобережного района г. Воронежа (л.д. 24-26).

На основании п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании действовавшего в спорный период приказа Министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.

Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 года N 662 было утверждено Разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

В указанном разъяснении говорится, что согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 N 1-63-И.

Указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления льготного стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 01.10.1993, с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, т.е. после окончания спорного периода трудовой деятельности истицы.

В период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, данный пробел законодателем был ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с 1 ноября 2002 года, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие.

Требование о выполнении педагогической или учебной нагрузки педагогическими работниками законодательно введено с 1 сентября 2000 года пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, согласно которому периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Суд также учитывает, что постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности и персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" установлены нормативы численности работников, занятых воспитательно-педагогической деятельностью, в соответствии с которыми на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет, наполняемостью 15 - 20 чел. полагается 0,25 ставки музыкального руководителя (п. 2.3.3). При таких данных, 1 полная ставка музыкального руководителя при соблюдении прочих условий полагается на четыре детские группы.

Согласно объяснениям истицы и представленным доказательствам в ясли-саду «139 АООТ «Воронежшина» (а затем в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад ») было 13 групп детей. Воспитателем истица была принята на работу на 0,5 ставки, впоследствии переведена на полную ставку музыкальным руководителем и осуществляла работу в 5 группах, при том, что ставка составляла 4 группы. Из архивной справки о фактической сумме заработной платы следует, что с октября 1993 года размер заработной платы значительно увеличился (л.д. 45).

Анализ заработной платы истицы, в подтверждение которой представлена архивная справка КУ ВО «ГАВОДЛС» от 28.03.2019 № 3463-В о фактической сумме заработной платы Васильевой С.Л. в периоды работы с октября 1993 года по декабрь 1995 года позволяет сделать вывод о том, что в спорные периоды истица, работая в должности музыкального руководителя в АООТ «Воронежшина», выполняла норму педагогической нагрузки на полную ставку.

Сведений о том, что Васильева <данные изъяты> была принята не на полную ставку в АООТ «Воронежшина» и доказательств осуществления ею трудовой деятельности в спорные периоды в иных учреждениях по совместительству трудовая книжка и иные представленные в ходе рассмотрения дела доказательства не содержат.

Характер работы истицы по осуществлению педагогической деятельности в рассматриваемой должности представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, а также учитывая положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает обоснованным требование истицы о включении периода работы истицы 12.10.1993г. по 31.12.1995г. в должности музыкального руководителя в ясли-саду АООТ «Воронежшина» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней (периодов отпусков без сохранения заработной платы согласно архивной справке КУВО «ГАВОДЛС» от 18.02.2019) (л.д. 22)).

То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее право на досрочную пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, при удовлетворении исковых требований суд принимает во внимание, что истица в силу объективных причин не имеет возможности представить льготные справки работодателя, подтверждающие факт выполнения нормы рабочего времени в спорные периоды, поскольку документы по личному составу не сохранились. Между тем, по сведениям трудовой книжки истица в оспариваемый период работала в должности музыкального руководителя АООТ «Воронежшина» в яслях-саду , которые являлись основным местом работы, сведений о работе на неполную ставку, совмещений, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица представила доказательства того, что в спорные периоды выполняла в должности музыкального руководителя норму рабочего времени (педагогическую нагрузку), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад). Соответственно, данные периоды за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

Суд также учитывает, что согласно материалам дела истица состоит на персонифицированном учете у ответчика с 2002 года.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Согласно ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Положениями названных Правил установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии (п. 38).

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из материалов дела и объяснений представителя ответчика следует, что ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже претензий к оформлению трудовой книжки не имеет, а факт работы истицы в спорный период подтверждается помимо трудовой книжки, представленными в материалы дела копиями приказов о переводе и увольнении, архивными справками, личной карточкой, сведения о заработной плате.

Таким образом, с учетом изложенного, требование истицы о включении спорного периода работы является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, решения об отказе в назначении пенсии № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истица обратилась в ГУ-УПФ города Воронежа с заявлением о назначении пенсии досрочно 28 декабря 2018 года. В связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, истица обратилась в установленном законом порядке в ПФ и представила все необходимые для назначения пенсии документы, право на назначение пенсии у истицы по состоянию на 28 декабря 2018 года имелось, суд считает возможным удовлетворить требование Васильевой С.Л. о назначении и выплате пенсии с 28 декабря 2018 года.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3, 4) с учетом удовлетворения исковых требований также подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васильевой Светланы Леонидовны к ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже удовлетворить.

Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже включить Васильевой Светлане Леонидовне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 12.10.1993 по 31.12.1995 в должности музыкального руководителя в яслях-саду АООТ «Воронежшина», за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней.

Признать за Васильевой Светланой Леонидовной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», с 28 декабря 2018 года.

Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать Васильевой Светлане Леонидовне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 28 декабря 2018 года.

Взыскать с ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже в пользу Васильевой Светланы Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Панин С.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 06 мая 2019 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

№ 2-1854/19 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Коротких Ю.Ю.,

с участием:

истицы Васильевой С.Л.,

представителя истицы Васильевой С.Л. на основании ордера адвоката Морозовой Г.А.,

представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Мельниковой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Светланы Леонидовны к ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже о включении в специальный стаж периода работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 28 декабря 2018 года, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости с 28 декабря 2018 года, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

установил:

28 декабря 2018 года Васильева С.Л. обратилась в ГУ – УПФ в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 60-63).

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Васильевой С.Л. было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет (л.д. 15-16).

Не согласившись с данными решением, Васильева С.Л. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже (л.д. 5-14).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 29.04.2019, к производству суд приняты уточненные исковые требования, в которых истица уточнила спорный период работы, подлежащий включению в спецстаж - с 12.10.1993 по 31.12.1995 в должности музыкального руководителя в ясли саду АООТ «Воронежшина», за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней (л.д. 44).

В судебном заседании истица Васильева С.Л. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в спорный период работала в должности музыкального руководителя на полную ставку.

В судебном заседании представитель истицы Васильевой С.Л. на основании ордера адвокат Морозова Г.А. поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 48-49).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

В специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход).

Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.

Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года с приложением (л.д. 15-16) истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен период работы с 12.10.1993 по 31.12.1995 (2 года 2 месяца 20 дней) в яслях-саду АООТ «Воронежшина», так как из представленных документов, невозможно установить наименование должности, в которой протекала педагогическая деятельность, поскольку согласно трудовой книжке имеется перевод на должность музыкального руководителя, а в архивной справке от 23.10.2019 № 697 отражено наименование должности «воспитатель»; кроме того, работа в должности музыкального руководителя включается при условии выполнения (суммарного по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, что предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже, а в соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и документов.

Подтвержденный ответчиком спецстаж истицы на 28 декабря 2018 года составил 23 года 24 дня с учетом Постановления № 781 от 29.10.2002, что послужило основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 30 указанного выше Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Отказывая истице во включении в специальный стаж периода работы в яслях-саду АООТ «Воронежшина» с 12.10.1993 по 31.12.1995, ответчик исходил из того, что имеются разночтения в указании должности Васильевой С.Л. в трудовой книжке – музыкальный руководитель и архивной справке № 697 от 23.01.2019, где указано, что Васильева С.Л. работала с сентября 1993 года по декабрь 1995 года в качестве воспитателя.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа, принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Иное толкование норм Закона противоречит их действительному смыслу и предназначению, а также создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, поскольку приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Данные трудовой книжки свидетельствуют о работе истицы в период с 12.10.1993 по 31.12.1995 в яслях-саду АООТ «Воронежшина» в должности музыкального руководителя (л.д. 17), что подтверждается также копией приказа работодателя № 460к от 30.10.1993 (л.д. 23), а также архивными справками КУВО «Государственный архив Воронежской области по личному составу» от 25.04.2018 № 4053-В, от 18.02.2019 № 1927-В (л.д. 21-22).

Запись в трудовой книжке истицы в отношении спорного периода работы содержит наименование профессии в точном соответствии со Списком, указание на неполную ставку рабочего дня не содержится.

Из содержания приказа о переводе (№ 460к от 30.10.1993) не следует, что истица была переведена на неполную ставку музыкального руководителя.

Действовавшей в спорный период инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 не предусматривалось указание полной ставки при занятии должности.

Каких-либо доказательств, в опровержение записям в трудовой книжке, а также письменных документов о том, что Васильева С.Л. в спорный период была отстранена от основной работы, либо находилась в учебном отпуске, либо в отпуске без сохранения заработной платы, суду не представлено.

Согласно диплому от 23.06.1993 истица окончила в 1993 году Воронежское педагогическое училище с базовой школой-интернатом музвоспитания по специальности музыкальное воспитание (л.д. 31).

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит отказ пенсионного органа во включении в спецстаж истицы спорного периода работы по причине разночтений в должностях, указанных в архивной справке и трудовой книжке несостоятельным, поскольку первичными документами установлено, что Васильева С.Л. была переведена с ее согласия с 12.10.1993 в яслях-саду с должности воспитателя на должность музыкального руководителя с окладом согласно тарификационному листу, приказом № 486к от 29.12.1995 на основании заявления в порядке перевода по согласованию между руководителями Васильева С.Л. – музыкальный руководитель, уволена из яслей-сада АООТ «Воронежшина» в ясли-сад отдела образования администрации Левобережного района г. Воронежа (л.д. 24-26).

На основании п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании действовавшего в спорный период приказа Министра просвещения СССР от 31.12.1971 N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.

Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 года N 662 было утверждено Разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

В указанном разъяснении говорится, что согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 N 1-63-И.

Указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления льготного стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 01.10.1993, с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, т.е. после окончания спорного периода трудовой деятельности истицы.

В период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, данный пробел законодателем был ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с 1 ноября 2002 года, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие.

Требование о выполнении педагогической или учебной нагрузки педагогическими работниками законодательно введено с 1 сентября 2000 года пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, согласно которому периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Суд также учитывает, что постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности и персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" установлены нормативы численности работников, занятых воспитательно-педагогической деятельностью, в соответствии с которыми на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет, наполняемостью 15 - 20 чел. полагается 0,25 ставки музыкального руководителя (п. 2.3.3). При таких данных, 1 полная ставка музыкального руководителя при соблюдении прочих условий полагается на четыре детские группы.

Согласно объяснениям истицы и представленным доказательствам в ясли-саду «139 АООТ «Воронежшина» (а затем в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад ») было 13 групп детей. Воспитателем истица была принята на работу на 0,5 ставки, впоследствии переведена на полную ставку музыкальным руководителем и осуществляла работу в 5 группах, при том, что ставка составляла 4 группы. Из архивной справки о фактической сумме заработной платы следует, что с октября 1993 года размер заработной платы значительно увеличился (л.д. 45).

Анализ заработной платы истицы, в подтверждение которой представлена архивная справка КУ ВО «ГАВОДЛС» от 28.03.2019 № 3463-В о фактической сумме заработной платы Васильевой С.Л. в периоды работы с октября 1993 года по декабрь 1995 года позволяет сделать вывод о том, что в спорные периоды истица, работая в должности музыкального руководителя в АООТ «Воронежшина», выполняла норму педагогической нагрузки на полную ставку.

Сведений о том, что Васильева <данные изъяты> была принята не на полную ставку в АООТ «Воронежшина» и доказательств осуществления ею трудовой деятельности в спорные периоды в иных учреждениях по совместительству трудовая книжка и иные представленные в ходе рассмотрения дела доказательства не содержат.

Характер работы истицы по осуществлению педагогической деятельности в рассматриваемой должности представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, а также учитывая положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает обоснованным требование истицы о включении периода работы истицы 12.10.1993г. по 31.12.1995г. в должности музыкального руководителя в ясли-саду АООТ «Воронежшина» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней (периодов отпусков без сохранения заработной платы согласно архивной справке КУВО «ГАВОДЛС» от 18.02.2019) (л.д. 22)).

То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее право на досрочную пенсию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, при удовлетворении исковых требований суд принимает во внимание, что истица в силу объективных причин не имеет возможности представить льготные справки работодателя, подтверждающие факт выполнения нормы рабочего времени в спорные периоды, поскольку документы по личному составу не сохранились. Между тем, по сведениям трудовой книжки истица в оспариваемый период работала в должности музыкального руководителя АООТ «Воронежшина» в яслях-саду , которые являлись основным местом работы, сведений о работе на неполную ставку, совмещений, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица представила доказательства того, что в спорные периоды выполняла в должности музыкального руководителя норму рабочего времени (педагогическую нагрузку), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад). Соответственно, данные периоды за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

Суд также учитывает, что согласно материалам дела истица состоит на персонифицированном учете у ответчика с 2002 года.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Согласно ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Положениями названных Правил установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии (п. 38).

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из материалов дела и объяснений представителя ответчика следует, что ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже претензий к оформлению трудовой книжки не имеет, а факт работы истицы в спорный период подтверждается помимо трудовой книжки, представленными в материалы дела копиями приказов о переводе и увольнении, архивными справками, личной карточкой, сведения о заработной плате.

Таким образом, с учетом изложенного, требование истицы о включении спорного периода работы является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, решения об отказе в назначении пенсии № 190000003436/983794/18 от 25 января 2019 года, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истица обратилась в ГУ-УПФ города Воронежа с заявлением о назначении пенсии досрочно 28 декабря 2018 года. В связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, истица обратилась в установленном законом порядке в ПФ и представила все необходимые для назначения пенсии документы, право на назначение пенсии у истицы по состоянию на 28 декабря 2018 года имелось, суд считает возможным удовлетворить требование Васильевой С.Л. о назначении и выплате пенсии с 28 декабря 2018 года.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3, 4) с учетом удовлетворения исковых требований также подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васильевой Светланы Леонидовны к ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже удовлетворить.

Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже включить Васильевой Светлане Леонидовне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 12.10.1993 по 31.12.1995 в должности музыкального руководителя в яслях-саду АООТ «Воронежшина», за исключением в 1994 году – 9 дней, в 1995 году – 92 дней.

Признать за Васильевой Светланой Леонидовной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», с 28 декабря 2018 года.

Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать Васильевой Светлане Леонидовне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 28 декабря 2018 года.

Взыскать с ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже в пользу Васильевой Светланы Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Панин С.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 06 мая 2019 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-1854/2019 ~ М-1303/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Светлана Леонидовна
Ответчики
УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Панин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
04.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2019Дело оформлено
14.06.2019Дело передано в архив
01.07.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.07.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.08.2019Судебное заседание
30.09.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее