Дело № 2-146/2021
УИД 24RS0024-01-2020-002340-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Лобановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека № 11) о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО2 с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека №11) о взыскании денежных средств, обязании выдать лекарственное средство, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ФИО2 является матерью ребенка-инвалида ФИО9, 2015 г. рождения, который нуждается в медицинской реабилитации. Ребенку для лечения необходимо парадигматическое устройство для инфузионно-трансфузионной терапии, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был выдан рецепт на данное медицинское устройство. При обращении ФИО2 в ЦРА № в выдаче устройства было отказано в связи с его отсутствием. ФИО2 неоднократно обращалась в вышеуказанную аптеку, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и другие дни в связи с острой необходимостью ее сына в данном устройстве, вместе с тем, до ДД.ММ.ГГГГ парадигматическим устройством для инфузионно-трансфузионной терапии не была обеспечена. Поскольку данное устройство для ФИО9 является жизненно необходимым, благодаря которому у ребенка-инвалида поддерживается нормальный уровень инсулина, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за счет собственных средств приобрела данный препарат на сумму 16 980 рублей. В связи с чем, с учетом уточнений, Канский межрайонный прокурор просит взыскать в солидарном порядке с Министерства здравоохранения и филиала АО «Губернские аптеки» ЦРА № в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., а также взыскать с министерства здравоохранения Красноярского края 16 980 руб. и обязать министерство здравоохранения Красноярского края выдать парадигматическим устройством для инфузионно-трансфузионной терапии в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Иванюшин И.Ю. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» Кочеткова С.И. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку органом, уполномоченным на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, является министерство здравоохранения Красноярского края. Между министерством (заказчик) и АО «Губернские аптеки» (исполнитель) были заключены, в том числе, государственные контракты об оказании услуг уполномоченного склада в отношении федеральных льготополучателей и в отношении региональных льготополучателей. Обязанность по обеспечению льготополучателей за пределами предмета государственных контрактов у АО «Губернские аптеки» не может возникнуть, так как коммерческая организация не наделена государственными полномочиями и бюджетными средствами для осуществления закупа лекарственных препаратов для обеспечения льготополучателей. ФИО6 обратилась в аптеку с рецептом на парадигматическое устройство для инфузионно-трансфузилонной терапии. В связи с отсутствием медицинского изделия в аптеке и на уполномоченном складе, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. АО «Губернские аптеки» направило обращение в министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой решить вопрос по обеспечению рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, в том числе на указанное устройство. Ответ на обращение АО «Губернские аптеки» от министерства здравоохранения Красноярского края не поступил. В адрес АО «Губернские аптеки» поступило письмо КГБУЗ «Канская МДБ», согласно которому медицинская организация просит снять с отложенного спроса указанный рецепт серии 04 КФ № от ДД.ММ.ГГГГ, выписанный на имя ФИО7, на медицинское устройство, в связи с тем, что пациент обеспечен из другого источника. Рецепт возращен в детскую поликлинику. В настоящее время у АО «Губернские аптеки» отсутствуют основания для обеспечения рецепта, выписанного на имя Караулыцикова C.Л., так как данный рецепт аннулирован. АО «Губернские аптеки» со своей стороны предприняло все меры по организации отсроченного обслуживания ФИО7 в порядке, установленном действующим законодательством:
Представитель ответчика министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку по утверждению КГБУЗ «Канская межрайоная детская больница» законный представитель ребенка отказалась от получения парадигматического устройства для инфузий (ММТ-943) и настаивала на выписке рецепта на устройство ММТ-394. В связи с отсутствием устройства рецепт был взят на отсроченное обслуживание. При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ две упаковки данного устройства находились в аптеке г. Канск. Поскольку в рамках благотворительной помощи ребёнок был обеспечен необходимым медицинским устройством, рецепт был аннулирован. Кроме того, в течение 2020 г. ФИО9 неоднократно выписывались рецепты на парадигматическое устройство для инфузий за счет средств краевого бюджета, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено 7 упаковок, этого было достаточно для обеспечения потребности ребенка в расходных материалах к инсулиновой помпе. Необеспечение рецепта от ДД.ММ.ГГГГ не влияло на своевременность лечения пациента. Кроме того, законным представителем приобретено устройство для инфузий ММТ-399 в количестве 20 шт., не предусмотренное выписанным рецептом и в количестве, не соответствующем рецепту. Полагает, что истец злоупотребляет правом. В части требований о взыскании компенсации морального вреда указывает, что необеспечение рецепта по вышеизложенным основаниям не влияло на своевременность получения лечения пациентом и не ставило жизнь ребёнка под угрозу.
Суд, с учетом мнения помощника Канского межрайонного прокурора Иванюшина И.Ю., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, с учетом заявленных ходатайств и представленных возражений.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Иванюшина И.Ю., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции РФ). Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 4 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Кроме того, ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Так, постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Сахарный диабет, согласно вышеуказанной Федеральной программы, входит в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В силу п. 6 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно Указа Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. № 272-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. №31-п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.
На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.
Между министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключен Договор о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости № 1 от 02.12.2019 г., а также государственные контракты об оказании услуг уполномоченного склада от ДД.ММ.ГГГГ №-УМС (в отношении региональных льготополучателей), в рамках которых на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в пунктах отпуска товара, а также государственный контракт №-УМС от ДД.ММ.ГГГГ и 2020/1/112-УМС от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг в области медицины прочих, не включённых в другие группировки.Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является матерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
ФИО9 является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, нуждается в медицинской реабилитации, исполнителем которой является министерство здравоохранения Красноярского края, что подтверждается индивидуальной программой реабилитации №.28.24/2018.
Согласно справке УПФ РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.
Согласно выписке из истории болезни № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства» ФИО9 проведено лечение, в том числе, помповая инсулинотерапия.
В связи с медицинскими показаниями, ФИО9 был выдан рецепт серии 04 КФ № от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие – парадигматическое устройство для инфузий ММТ-394-45 на 6 мм №.
ФИО2, законный представитель ребенка, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в филиал АО «Губернские аптеки» ЦРА № с указанным рецептом, однако в выдаче медицинского изделия было отказано в связи с его отсутствием в аптеке, рецепт зарегистрирован в журнале неудовлетворённого спроса.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра здравоохранения Красноярского края АО «Губернские аптеки» заявлено о необходимости решить вопрос по обеспечению рецептов, зарегистрированных на отложенном спросе.
В соответствии с п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Вместе с тем, ФИО9 не было предоставлено указанное медицинское изделие в установленный срок.
Поскольку что парадигматическое устройство для инфузионно- трансфузионной терапии для ребенка-инвалида ФИО9 является жизненно необходимым, благодаря которому у ребенка-инвалида поддерживается нормальный уровень инсулина, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за счет собственных средств приобрела устройство для инфузий ММТ-399 на сумму 16 980 рублей, что подтверждается копией чека от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму КГБУЗ «Канская межрайонная больница» от ДД.ММ.ГГГГ администрация просит снять с отложенного спроса рецепт серии 04 КФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 C.Л., на медицинское изделие – парадигматическое устройство для инфузий ММТ-394-45 на 6 мм №, в связи с тем, что пациент обеспечен из другого источника. Рецепт возвращен в детскую поликлинику.
По информации КГБУЗ «Канская межрайонная больница», предоставленной на судебный запрос, пациент ФИО9 не был обеспечен медицинским изделием по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием в аптечной организации, маме ребенка была предложена замена препарата на Metrodonic mio PE ММТ-943, канюля 6 мм, катетер 60 мл, после согласования в телефонном режиме с эндокринологом КГЬБУЗ «КККЦОМД», от замены мама отказалась. ДД.ММ.ГГГГ рецепт на медицинское изделие снят с отложенного спроса в связи с обеспечением с другого источника Министерством здравоохранения отделом лекарственного обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем обособленного подразделения ООО «ДИАЛЭНД» в г. Красноярске безвозмездно была передана одна упаковка медицинского изделия «Устройство для инфузии MiNi Med Quick-set МММТ-394 (6/45) №» (Парадигм.устройство д/инфуз. ММТ-394) для ФИО9 через законного представителя (отец). Передача медицинского изделия была произведена без оформления документов по месту нахождения офиса организации в г. Красноярске.
Суд полагает установленным, что после установления факта отсутствия медицинского изделия парадигматическое устройство для инфузий ММТ-394-45 на 6 мм № для обеспечения ФИО9 по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ АО «Губернские аптеки» предприняло меры по организации отсроченного обслуживания пациента, поставив рецепт на отсроченное обслуживание.
Суд полагает, что с учетом установленных обстоятельств, АО «Губернские аптеки» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований к АО «Губернские аптеки» отсутствуют.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Красноярского края о том, что ФИО10 приобрела иное медицинское изделие, не указанное в рецепте, суд полагает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно информации министерства здравоохранения Красноярского края согласно регистрационному удостоверению № ФСЗ 2011/10169 от ДД.ММ.ГГГГ медицинское изделие «Устройство для инфузии MiniMed Quick- set к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm» выпускается в разных вариантах исполнения (модели): ММТ-386, ММТ-387, ММТ-394, ММТ-396, ММТ-397, ММТ-398, ММТ-399. По виду медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, данные устройства во всех вариантах исполнения отнесены к коду 351940 «Набор для введения инсулина амбулаторный» (Набор изделий, предназначенных для использования вместе с электронной амбулаторной инсулиновой инфузионной помпой для самостоятельного подкожного введения инсулина пациентами с сахарным диабетом. Состоит из стерильной иглы/канюли внутри корпуса, кожного пластыря/держателя, предназначенного ля удержания инсулиновой инфузионной помпы и корпуса для иглы/канюли в месте инъекции; набор предназначен для ручной установки пациентом для последующего введения инсулина). В то же время, технические характеристики указанных медицинских изделий отличаются: устройство для инфузии MiniMed Quick-set в варианте исполнения ММТ-399 состоит из канюли длиной 6мм и трубки, которая соединяет резервуар с инсулином и место инфузии длиной 60 см; устройство для инфузии MiniMed Quick-set в варианте исполнения ММТ-394 состоит из канюли длиной 6мм и трубки, которая соединяет резервуар с инсулином и место инфузии, длиной 45 см. Длина применяемого катетера (трубки) зависит от места установки помпы и возраста пациента. Указанные медицинские изделия имеют эквивалентное назначение, но отличаются по техническим характеристикам. Тем не менее, в случае, если длина катетера не имеет значения для пациента, указанные варианты исполнения инсулинового набора могут быть признаны взаимозаменяемыми.
Учитывая, что ФИО9 не был обеспечен медицинским изделием по имеющемуся рецепту на бесплатное получение парадигматического устройства для инфузий, суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно устройством, необходимым ему по жизненным показаниям в связи с имеющимся заболеванием.
При этом, поскольку законодателем на министерство здравоохранения края возложены полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе бесплатно, то соблюдение установленного законом порядка подготовки мероприятий по закупу лекарственных препаратов не освобождает министерство здравоохранения Красноярского края от обязанности обеспечить граждан лекарствами, у ответчика в установленном законом порядке имелась возможность организовать закупку необходимого лекарства в необходимом количестве заранее.
Учитывая, что ФИО9, имеющему право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям медицинским устройством для инфузионно-трансфузионной терапии, обеспечение пациента указанным препаратом в соответствии с предоставленными государством гарантиями не осуществлено, по этой причине законным представителем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ устройство приобретено за счет личных средств, что законом не допускается, приобретено было взаимозаменяемое медицинское изделие, что подтверждено Министерством здравоохранения Красноярского края, суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно медицинским препаратом, необходимым ребенку по жизненным показаниям в связи с имеющимся у него заболеванием, в связи с чем, расходы на приобретение медицинского устройства в размере 16 890 руб. подлежат взысканию в пользу ФИО2 с Министерства здравоохранения Красноярского края.
При этом, факт выдачи ДД.ММ.ГГГГ рецепта на указанное устройство подтверждает необходимость в обеспечении ФИО9 медицинским препаратам по жизненным показаниям.
Доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края о том, что закупка товаров в рамках Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует времени, связанного с процедурами запроса коммерческих предложений, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении обоснованно заявленных требований, поскольку законодателем на министерство здравоохранения края возложены полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе бесплатно. Соблюдение установленного законом порядка подготовки мероприятий по закупу лекарственных препаратов не освобождает министерство здравоохранения Красноярского края от обязанности обеспечить граждан лекарствами, у ответчика в установленном законом порядке имелась возможность организовать закупку необходимого лекарства в необходимом количестве заранее, с учетом того факта, что препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год.
Между тем, поскольку препарат приобретён ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем, в связи с предоставлением ребенку ООО «ДИАЛЭНД» в сентябре 2020 г. парадигматического устройства рецепт был аннулирован, то оснований для возложения на Министерство здравоохранения обязанности в выдаче парадигматического устройства течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 ГК РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком - Министерством здравоохранения Красноярского края не предпринято надлежащих мер к организации обеспечения ФИО9 указанным медицинским устройством, необходимого по жизненным показаниям, в связи с чем, материальному истцу причинены нравственные страдания, которые, с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий, обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, мер, предпринятых по поводу поиска средств на приобретение лекарства и самого лекарственного препарата, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 1 000 руб., подлежащих взысканию с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека №11) о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда – 1000 рублей, а также расходы, понесенные в связи с приобретением парадигматического устройства для инфузий ММТ-399 в размере 16 980 руб.
В остальной части исковых требований, в том числе, к ответчику АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека № 11) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2021 г.