Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2015 ~ М-253/2015 от 21.07.2015

Дело 2-291/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> Карелия 24 сентября 2015 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Лахденпохского муниципального района, Правительству Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района, Правительству Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РК, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерство образования РК.

Иск мотивирован тем, что истец признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда и внесен в список нуждающихся граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по <адрес> под номером 8. В связи с отсутствием денежных средств у администрации Лахденпохского муниципального района, истец до настоящего времени не обеспечен жильем, фактически состоит в очереди на получение жилья по договору найма специализированного жилого фонда. Поскольку жилищное законодательство, а также Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит вопрос предоставления жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у органа местного самоуправления, истец в исковом заявлении просил суд обязать администрацию Лахденпохского муниципального района, Правительство РК обеспечить истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах Лахденпохского муниципального района за счет средств бюджета РК.

В последующем истец увеличил исковые требования. Кроме ранее заявленных требований, просил обязать Министерство финансов РК выделить денежные средства в срок до конца 2015 года для предоставления жилого помещения ФИО1, обязать администрацию Лахденпохского муниципального района предоставить жилое помещение на территории <адрес>, соответствующее санитарным требованиям.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме с учетом увеличения исковых требований. Пояснил, что в настоящее время он обучается по очной форме обучения в «Индустриальном колледже» в <адрес>, проживает в общежитии. Вместе с тем, в январе 2016 года он заканчивает обучение, и ему негде будет жить.

Представитель администрации Лахденпохского муниципального района, исполняющей полномочия по опеки и попечительству несовершеннолетних детей, ФИО5, действующая на основании доверенности, требования истца не признала, при этом подтвердила, что истец действительно не может проживать в том жилом помещении, которое было за ним закреплено. Он включен в списки нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем, с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения в орган опеки и попечительства ФИО1 не обращался, обратился устно, в мае-июне 2015 года. Также пояснила, что истец стоит в очереди на предоставление жилья в 2016 году, никто в предоставлении ему жилья не отказывает, и оно будет предоставлено в порядке очередности. Граждане, которые раньше истца обратились к ним с такими заявлениями, также до сих пор жильем не обеспечены из-за отсутствия финансирования. Кроме того, истец не окончил профессиональное обучение в колледже.

Представитель ответчика Правительства Республики Карелия извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, направил письменный отзыв по иску, из которого следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены, в том числе, государственными полномочиями РК по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений данным лицам. Орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК. ФИО1 подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Лахденпохского муниципального района как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации Лахденпохского муниципального района на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда состоит 23 гражданина данной категории, из них 11 имеют право на предоставление жилого помещения в 2015 году. Законом РК от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О бюджете РК на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов, однако из-за сложной экономической ситуации их недостаточно. Возможность увеличения утвержденных назначений на соответствующие цели за счет средств бюджета Республики Карелия в настоящее время отсутствует, в связи с чем просили в удовлетворении исковых требований к Правительству РК ФИО1 отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, направил письменный отзыв по иску, согласно которому Министерство финансов РК не осуществляет ведение списка детей-сирот и не осуществляет перечисление органам местного самоуправления средств субвенции на предоставление детям-сиротам жилых помещений, а лишь устанавливает требования к отчетности и контролирует в пределах своей компетенции использование финансовых средств. На основании изложенного, Министерство финансов РК просило отказать в удовлетворении требований, адресованных к Министерству.

Представитель третьего лица Министерства образования Республики Карелия извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, об отложении дела не ходатайствовал, возражений не направил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено следующее.

Истец – ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Карелия (л.д. 23).

Решением Лахденпохского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ФИО2, лишена родительских прав в отношении троих сыновей, в том числе и истца (л.д.25-26). Из материалов гражданского дела 2-28/2001 следует, что отец истца – ФИО3 погиб в 1993 году.

Из справки МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником данного учреждения и находился на полном государственном обеспечении (л.д.34).

Согласно ответу органа опеки и попечительства администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда, ФИО1 является выпускником 2013 года МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом». Состоит на учете в органе опеки и попечительства Лахденпохского муниципального района в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма на территории Лахденпохского муниципального района. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обеспечен жилым помещением. Является студентом 3 курса и находится на полном государственном обеспечении в ГАПОУ РК «Индустриальный колледж» (л.д.20).

Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> ФИО1 признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма на территории Лахденпохского муниципального района (л.д.21).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО1 отсутствуют в собственности объекты недвижимости (л.д. 48).

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пунктами 1,8,9 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона ч. 1 ст. 4 Закона).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1). Согласно п. 2 Порядка лица, указанные в п. 1, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Суд, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку установлено, что истец, достиг возраста 18 лет, относится к категории лиц, имеющих право на предоставление указанного жилого помещения, никакого иного жилья не имеет, проживание в закрепленном жилом помещении невозможно в силу несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании установлено, что проживать по месту регистрации истец не имеет возможности, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (л.д. 28). Постановлением АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1 в указанном жилом помещении. Также установлено, что в мае 2015 года истец устно обратился в орган опеки и попечительства с вопросом о предоставлении ему жилого помещения, однако получил устный отказ в связи с отсутствием финансирования.

Не может быть принят во внимание довод представителя ответчика об отсутствии письменного заявления истца о предоставлении жилого помещения.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При разрешении настоящего спора суд учитывает положения Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Согласно сведениям, предоставленным АЛМР, ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения. Несмотря на утверждение об отсутствии письменного заявления ФИО1 о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, представитель АЛМР в судебном заседании подтвердил, что ФИО1 обращался в устной форме с вопросом предоставления ему жилого помещения, следовательно, по мнению суда, истец выразил сою волю на получение специализированного жилого помещения, вместе с тем, истцу было отказано с устным разъяснением об очередности предоставления специализированных жилых помещений, а также об отсутствии достаточного финансирования для реализации такого права в 2016 году.

    Несостоятельным является довод представителя АЛМР о преждевременности требований ответчика в связи с его обучением в Индустриальном колледже, поскольку истец не обращался в порядке абзаца 3 п.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ с письменным заявлением (не выразил свою волю) о предоставлении ему жилого помещения по завершении им получения профессионального образования.

    Учитывая изложенные выше положения закона суд приходит к выводу, что требования истца о предоставлении жилого помещения, верно адресованы к ответчику – Администрации Лахденпохского муниципального района, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по обеспечению муниципальным специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Не может быть удовлетворено требование, адресованное к Министерству финансов РК, о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение жилого помещения для истца, поскольку Министерство финансов РК не является главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, связанных с осуществлением указанных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района предоставить ФИО1 (по завершении получения профессионального образования) благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации Лахденпохского муниципального района в пользу ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере 300 (триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья:                      И.В.Жданкина

2-291/2015 ~ М-253/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Митрофанов Валентин Николаевич
Ответчики
Министерство финансов РК
Правительство Республики Карелия
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Министерство образования РК
Орган опеки и попечительства Лахденпохского района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
21.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.08.2015Предварительное судебное заседание
19.08.2015Судебное заседание
24.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2015Дело оформлено
03.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее