дело № 12-62/2018
РЕШЕНИЕ
20 июля 2018 года город Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурдуковская Л.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Юрьевой И.В.,
государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В.,
помощника прокурора г. Лесосибирска Козак Т.Ю.,
рассмотрев жалобу Юрьевой И.В. на постановление государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. от 14 июня 2018 года № 73 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Юрьевой И.В.,
установил:
Постановлением государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. от 14 июня 2018 года № 73 должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность ООО «Остин», Юрьева И.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Юрьева И.В. обратилась с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление от 14.06.2018, мотивируя это тем, что Постановление администрации г. Лесосибирска № 80 от 30.01.2018 о введении на территории города Леоссибирска особого противопожарного режима с 10.00 30.01.201 до нормализации пожарной обстановки в городе, не было официально опубликовано. Кроме того, считает, что требования пожарной безопасности не были нарушены, поскольку общее количество огнетушителей на магазин «Остин» составляет не менее двух, вместе с тем, в магазине было 4 полностью исправных огнетушителя. Считает, что ей действия должны быть квалифицированы по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения. Также полагает, что вывод о её виновности сделан без учета ст. 2.4 КоАП РФ, вопрос о том, на кого из должностных лиц торговой организации возложены обязанности по организации и контролю за соблюдением законодательства, не выяснен.
В судебном заседании Юрьева И.В. доводы жалобы поддержала, суду показала, что в помещении магазина имелось в наличии 9 огнетушителей, 4 из которых полностью соответствовали требованиям пожарной безопасности и были установлены рядом с пожарными гидрантами, а также пять огнетушителей, которым требовалась перезарядка. Поскольку магазин по нормативам был обеспечен исправными огнетушителями, полагает, что в ее действиях состав административного правонарушения отсутствует.
Государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. и защитник помощник прокурора г. Лесосибирска Суслов И.В. полагают, что оснований к отмене постановления о привлечении к административной ответственности не имеется.
Государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. в судебном заседании подтвердил, что действительно в магазине «Остин» на момент проверки имелось 4 исправных огнетушителя, соответствующих требованиям пожарной безопасности, и являющихся достаточными по нормативам для указанного помещения. Однако наличие в помещении огнетушителей, с просроченным сроком перезарядки, в количестве 5 штук является основанием доля привлечения Юрьевой И.В. к ответственности. Также указал, что нарушение пункта 57 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» Юрьева И.В. не допускала о чем он указал в мотивировочной части постановления.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под требованиями пожарной безопасности подразумевается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно п. 4.3.11 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 КоАП РФ и частями 3-8 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Юрьева И.В. является ответственным лицом за пожарную безопасность в магазине Сибирского филиала ООО «Остин» на основании приказа № 12-0187/18 от 09.02.2018.
Из материалов дела следует, что на основании решения № 1-370В от 03.04.2018 прокурора г. Лесосибирска помощником прокурора г. Лесосибирска Козак Т.Ю. проведена проверка территории, зданий и помещений ООО «Остин», осуществляющий свою деятельность по адресу: 662540, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы 31 Б, по вопросам исполнения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой прокурором г. Лесосибирско вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2018 года.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2018 года Юрьевой И.В. допущены нарушения требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года «О противопожарной безопасности» (далее ФЗ «О пожарной безопасности»), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее правил).
На основании выявленных нарушений инспектором г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкиным В.В. 14 июня 2018 года вынесено постановление № 73 о привлечении Юрьева И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения правил пожарной безопасности, которые выразились в том, что 03 апреля 2018 года г. в 16 час. 20 мин. при проведении внеплановой выездной проверки противопожарного состояния помещения магазина «Остин», расположенного по адресу г. Лесосибирск, ул. Победы 31 Б, Юрьева И.В., являющаяся должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность на основании приказа № 12-0187/18 от 09.02.2018 года, допустила эксплуатацию огнетушителей выпущенных в марте 2011 года, не прошедших перезарядку, тем самым нарушила пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. № ФЗ-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.3.11 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» в помещениях магазина «Остин».
Виновность Юрьевой И.В. в совершении административного правонарушения подтверждается решением прокурора г. Лесосибирска № 1-370В от 03.04.2018 о проведении внеплановой проверки соблюдения правил пожарной безопасности на объекте ООО «Остин», актом проверки, объяснениями Юрьевой И.В. в настоящем судебном заседании, заключением специалиста ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 04.04.2018, приказом ООО «Остин» от 01.07.2013 № 1664кс о приеме Юрьевой И.В. на должность управляющей магазином, приказом ООО «Остин» от 09.02.2018 года № 12-0187/18 о возложении на Юрьеву И.В. ответственности за соблюдение требований пожарной безопасности.
Порядок и срок давности привлечения Юрьевой И.В. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления ор привлечении к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Вместе с тем имеются основания для изменения акта должностного лица.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Исходя из положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 47 Закона N 131-ФЗ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 21 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в соответствии с уставом муниципального образования.
Порядок опубликования муниципальных нормативных правовых актов г. Лесосибирска установлен п. 7 ст. 5 Устава муниципального образования г. Лесосибирск, утвержденного Решением Лесосибирского городского Совета от 30.04.1997 года № №19 ( в редакции от 16 апреля 2015 года № 520), которая предусматривает, что муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования в газете «Заря «Енисея», если иное не оговорено самим муниципальным нормативным правовым актом.
Как установлено судом Постановление администрации г. Лесосибирска № 80 от 30.01.2018 о введении на территории города Леоссибирска особого противопожарного режима на момент проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в магазине ООО «Остин» опубликовано не было, следовательно, данное постановление Администрации г. Лесосибирска, являющееся нормативно-правовым актом, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, на момент проведения проверки являлось недействующим. При указанных обстоятельствах деяние Юрьевой, выразившееся в нарушении пункта 4.3.11 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», не может быть квалифицировано по ч. 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация действий Юрьевой согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания суд учитывает характер совершенного Юрьевой правонарушения, то обстоятельство, что она впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить ей за данное правонарушение наказание в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. от 14 июня 2018 года № 73 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Юрьевой И.В., подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора г. Лесосибирска по пожарному надзору Горячкина В.В. от 14 июня 2018 года № 73 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Юрьевой И.В., изменить, действия Юрьевой И.В. в части нарушения пункта 4.3.11 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» переквалифицировать с части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Назначить Юрьевой И.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Л.А. Бурдуковская