Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3764/2021 ~ М-2958/2021 от 31.05.2021

2а-3764/2021~ М-2958/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2021 г.          г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Ужицыной А.Р.,

при помощнике судьи Черновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

установил :

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району
г. Самары (с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Самарской области) (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, транспортному налогу и пени.

В обоснование требований ссылается на то, что ФИО2 имеет в собственности объекты налогообложения, а именно квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также движимое имущество в виде легкового автомобиля государственный регистрационный знак: М551ЕН163, ФИО1, в связи с чем является налогоплательщиком указанного выше налога. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование о необходимости уплаты налога за вышеуказанный период, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебное заседание административный ответчик не явился, о причинах неявки не сообщил, отложить судебное разбирательство не просил, своевременно и надлежащим образом извещался о его времени и месте и суд определил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 - 6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как следует из содержания пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п. 2 ст. 48 НК РФ.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, ФИО2 имеет в собственности объекты налогообложения, а именно: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также движимое имущество в виде легкового автомобиля государственный регистрационный знак: М551ЕН163, ФИО1, в связи с чем в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Из представленных материалов усматривается, что налоговый орган просил выдать судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате имущественного налога и начисленной пени в общей сумме, составляющей 379 рублей, а также транспортного налога и начисленной пени в общей сумме, составляющей 2434 рублей 47 копеек.

В подтверждение заявленных требований налоговым органом представлены требования об уплате налогов: от ДД.ММ.ГГГГ N 26105, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ N 24592, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ N 27245, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства их отправки в адрес налогоплательщика.

Поскольку общая сумма налогов, заявленная ко взысканию, не превысила 3000 рублей, срок исполнения самого раннего требования об уплате налога был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган имел право в рассматриваемом случае обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требовании об уплате налога (ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ).

С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГг. отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с налогоплательщика.

Учитывая изложенное, приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, исходя из того, что срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа или административным иском истек ДД.ММ.ГГГГг. (по истечению 6 месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании). При этом, доказательств обращения в суд в указанный период материалы дела не содержат. Следовательно, ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском 6-месячного срока, при этом рассмотрение вопроса о восстановлении пропущенного срока в рамках приказного производства действующим законодательством не предусмотрено.

Доказательств невозможности своевременного обращения к мировому судье не представлено.

При этом, соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 НК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный иск ИФНС необходимо оставить без удовлетворения, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, размер которой, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, составит 400 руб., с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

решил :

отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Самарской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Срок принятия мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий п/п А.Р. Ужицына

Решение вступило в законную силу __________________

«КОПИЯ ВЕРНА»

Подпись судьи_____________________________

Наименование должности

уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

_________________________________

«_____»_______ ______________2021 г.

2а-3764/2021 ~ М-2958/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары
Ответчики
Терехов С.А.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Ужицына А. Р.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация административного искового заявления
31.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2021Подготовка дела (собеседование)
30.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее