Дело № 2а-256/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чамзинка Республика Мордовия 25 июля 2018 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Балясиной И.Г.
с участием в деле:
административного истца – старшего помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спириной Е.Н.,
административного ответчика – администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не организации сбора и вывоза отходов, возложении на администрацию Большеремезенского сельского поселения обязанности организовать сбор и вывоз отходов,
установил:
Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что прокуратурой района 02.07.2018 была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления природоохранного законодательства на территории Большеремезенского сельского поселения, в ходе которой установлено, что земельный участок возле кладбища на расстоянии около 20 м от входа на кладбище, площадью 50 кв.м, захламлен различными твердыми бытовыми отходами: мусор, пластиковые бутылки, ветки деревьев и т.д., что может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Указывает, что указанные нарушения закона приводят к отсутствию гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности и создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не организации сбора и вывоза отходов с земельного участка возле кладбища в с.Большие Ремезенки на расстоянии около 20 м от входа на него, площадью 50 кв.м. Обязать администрацию Большеремезенского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории в течение 14 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спирина Е.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, в письменном заявлении Глава Администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Куторкин В.П. просил рассмотреть дело в его отсутствие и по усмотрению суда.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спириной Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия установлены нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, а именно: в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории Большеремезенского сельского поселения имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора.
Так, согласно акту, составленному старшим помощником прокурора Чамзинского района РМ Спириной Е.Н. 02.07.2018, земельный участок возле кладбища в с.Большие Ремезенки, расположенный на расстоянии около 20 м от входа на кладбище, площадью 50 кв.м, захламлен различными твердыми бытовыми отходами: мусор, пластиковые бутылки, ветки деревьев. К указанному акту приложена фотография, подтверждающая факт захламления территорий твердыми бытовыми отходами.
Данный факт подтверждается представленными административным истцом доказательствами, сторонами не оспаривается. Доказательств того, что на момент рассмотрения административного дела несанкционированная свалка отходов на указанном земельном участке ликвидирована, административным ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка отходов, относится к территории Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В частью 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Устава Большеремезенского сельского поселения к вопросам местного значения Большеремезенского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
В соответствии со статьей 27 Устава Большеремезенского сельского поселения администрация поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории городского поселения, организует и осуществляет мероприятия по охране на территории Большеремезенского сельского поселения экологической среды.
Таким образом, Администрация Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия является органом, осуществляющим, в том числе, организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования.
Учитывая, что на административного ответчика законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории поселения в пределах своей компетенции, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не организации сбора и вывоза отходов и возложить на администрацию Большеремезенского сельского поселения обязанность организовать сбор и вывоз отходов с указанных земельных участков.
Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений экологического законодательства, отвечает требованиям разумности. Начало течения данного срока истцом обоснованно заявлено с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что вне зависимости от заявления прокурором данных требований, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения, а также сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения и в силу закона возложены на соответствующие муниципальные органы, которые обязаны их решать систематически в предусмотренном законом порядке, вне зависимости от заявления требований в судебном порядке.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Большеремезенского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ 50 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ 50 ░░.░ ░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░