Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Лахденпохья Республика Карелия 18 февраля 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск предъявлен по тем основаниям, что на основании письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 05.04.2019 № 5065 «О направлении информации» и в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.02.2013 № 54-П была проведена проверка территории лесного фонда ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».
Лесничим Куркиекского участкового лесничества ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО4 в присутствии государственного инспектора по охране леса ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр лесного фонда в квартале ДД.ММ.ГГГГ выдел ДД.ММ.ГГГГ участкового лесничества. По факту проверки обнаружено незаконное использование земель лесного фонда в целях рекреации на площади ДД.ММ.ГГГГ га (ДД.ММ.ГГГГ кв.м.), а именно строительство избушки (сруб из круглых бревен ветровала) размером ДД.ММ.ГГГГ метра.
По факту выявленного лесонарушения был составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в отделение МВД России по Лахденпохскому району по факту выявленного самовольного использования земель лесного фонда.
Из письма ОМВД России по Лахденпохскому району от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) следует, что гражданин ФИО1 возвел самовольное строение на землях лесного фонда без разрешительных на то документов, чем причинил ущерб лесному хозяйству в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
В адрес ФИО1 были направлены претензия с требованием добровольно оплатить ущерб, причиненный лесному хозяйству, а также требование о приведении земель лесного фонда в квартале ДД.ММ.ГГГГ выдел ДД.ММ.ГГГГ участкового лесничества в пригодное для ведения лесного хозяйства состояние путем сноса за свой счет самовольно возведенных построек. До настоящего времени данные требования не исполнены.
На основании вышеизложенного, ссылаясь на статьи 15, 222, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8, 83, 94, 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), истец просил возложить на ответчика обязанность по приведению земельного участка государственного лесного фонда в квартале ДД.ММ.ГГГГ выдел ДД.ММ.ГГГГ участкового лесничества на площади ДД.ММ.ГГГГ га в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем сноса за свой счет самовольно возведенной постройки (бани); обязать ответчика вывезти с лесного участка все имеющиеся отделимые объекты недвижимости (столы, скамейки и т.д.), а также взыскать ДД.ММ.ГГГГ рублей причиненного ущерба.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», действующая на основании доверенностей ФИО6, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что самовольные постройки находятся на лесном участке, расположенном на территории национального парка «Ладожские шхеры». В настоящее время все полномочия по распоряжению землями лесного фонда на территории созданного национального парка «Ладожские шхеры» находятся у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, доверенности от которого на представление интересов в настоящем деле не имеется.
Участие ответчика ФИО1, извещенного надлежащим образом, в судебном заседании в <адрес> районном суде <адрес> посредством видеоконференц-связи обеспечено не было в виду отсутствия организационной возможности.
Заслушав позицию представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Между тем в рассматриваемом случае Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не может быть признано таким заинтересованным лицом и, следовательно, не имеет субъективного права на обращение в суд с настоящим исковым заявлением ввиду нижеследующего.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684 создан национальный парк «Ладожские шхеры» общей площадью 122 008,3 гектара, включая земли лесного фонда площадью 66 047 гектаров, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52 854,3 гектара, земли запаса (горный массив Петсевара) площадью 2 026 гектаров и земли особо охраняемых территорий и объектов (остров Путсари) площадью 1 081 гектар в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Этим же постановлением национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства основаниями заявленных требований послужило самовольное использование ФИО1 земельного участка государственного лесного фонда, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации включен в границы созданного национального парка «Ладожские шхеры». Факт того, что земельный участок государственного лесного фонда, расположенный в квартале ДД.ММ.ГГГГ выдел ДД.ММ.ГГГГ участкового лесничества на площади ДД.ММ.ГГГГ га, включен в границы национального парка «Ладожские шхеры» подтвержден в судебном заседании представителем истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п.п. 5.2.69 и 5.2.70 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; порядок утверждения и использования символики федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.
В соответствии с п. 5 Положения о национальных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
Вместе с тем, в соответствии с пп. 7 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
С учетом изложенных выше норм права, суд приходит к выводу об отсутствии у истца Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия полномочий на предъявление заявленного иска, поскольку все полномочия относительно использования земель особо охраняемых природных территорий федерального значения (в данном случае земель национального парка «Ладожские шхеры») отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в свою очередь Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия такими полномочиями не наделяло.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Исходя из вышеизложенного, с учетом вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству и понуждении к действиям, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.А. Сущевская