Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Улан-Удэ 19 декабря 2012 года
Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Н.Л. Гармаева, при секретаре Цыдыповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Цыреторова Н.Б. об обжаловании действий Военного комиссариата Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Цыреторов Н.Б. просит признать незаконным действия Военного комиссариата Республики Бурятия по призыву его на военную службу.
В судебном заседании Цыреторов Н.Б. жалобу поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учёт военным комиссариатом РБ по Октябрьскому району г. Улан-Удэ, по состоянию здоровья был признан годным в военной службе, хотя у него есть заболевание – <данные изъяты>. Считает, что врачи военной комиссии не квалифицированы и он имеет право на освобождение от службы в армии.
Представитель ВК РБ по доверенности Полещук М.В. с жалобой не согласна. Пояснил, что в соответствии с Положением о военных комиссариатах», утвержденном Указом Президента РФ № 1132 от 01.09.2007 г. «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» основными задачами военных комиссариатов, в т.ч., являются: организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (пп.18 п. 11); проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением граждан на военную службу по контракту, призывом на военные сборы...(пп.22 п.11). Между тем, сама по себе обязанность Военного комиссариата по организации призыва граждан на военную службу не влечет его ответственности за действия призывной комиссии. Также пояснила, что на основании справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Цыреторову Н.Б. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период обучения в высшем учебном заведении до ДД.ММ.ГГГГ На основании выписки из приказа ректора № от ДД.ММ.ГГГГ Цыреторов Н.Б. отчислен из университета по собственному желанию. При отчислении из ВУЗа гражданин теряет право на предоставленную ранее отсрочку от призыва. Предоставленная позднее Цыреторовым Н.Б. справка из <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о поступлении на 1 курс по очной форме обучения со сроком обучения до ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для предоставления ему новой отсрочки от призыва. Предусмотренная вышеуказанным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз. В вышеуказанном законе четко расписаны условия сохранения за гражданином права на предоставленную ранее отсрочку. О чем было подробно разъяснено Цыреторову Н.Б. на заседании призывной комиссии, а также в ответе на его письменное обращение (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ прилагаю). Но в своем заявлении в суд. Цыреторов Н.Б. почему-то указывает уже совсем другое обстоятельство не освобождения его от призыва - заболевание «<данные изъяты>». Организация медицинского освидетельствования указанной категории граждан производится также на основании совместного Приказа Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ №. При определении категории годности гражданина к военной службе врачи руководствуются Требованиями к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу. Данные Требования являются приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе и содержат расписание болезней. При постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачи дают заключение о годности к военной службе по категориям. Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с Расписанием болезней и Таблицей дополнительных требований определяется показатель предназначения для прохождения военной службы. В связи с этим годность к военной службе с незначительными ограничениями обозначается буквой с цифрой: Б-1, Б-2, Б-3. Цифрой обозначены показатели предназначения для службы в определенных родах войск, установленные графой «а» Таблицы дополнительных требований. Например, граждане с категорией Б-4 не могут быть призваны в спецназ, ВДВ, пограничные войска. Указанный врачом-специалистом показатель предназначения для прохождения военной службы не препятствует направлению гражданина в рода войск и воинские части, для которых установлен более высокий (в цифровом выражении) показатель предназначения.
В разделе «Итоговое заключение...» учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи Расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы. Результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в книгу протоколов заседания призывной комиссии. Призывнику Цыреторову Н.Б. по результатам медицинского обследования решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол № была определена категория годности А-4 (диагноз: близорукость 1 степени 2,75 д обоих глаз) с зачислением в команду на отправку ДД.ММ.ГГГГ в сухопутные войска. Для подтверждения своего права на освобождение от призыва на военную службу на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья) в призывную комиссию призывник должен представить: акт исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписку из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и оттиском печати медицинского учреждения: лист медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Согласно п. 2 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае несогласия граждан с заключением о его годности к военной службе, вынесенным призывной комиссии районного военного комиссариата, призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр таких граждан. Никаких дополнительных медицинских документов, подтверждающих какие-либо заболевания призывника, Цыреторов Н.Б. на заседание комиссии не представлял, жалоб не предъявлял.
Считает, что поведение и действия Цыреторова Н.Б. свидетельствуют об уклонении от прохождения военной службы в обход действующего законодательства.
Заместитель председателя призывной комиссии Капинос Н.Н. с жалобой не согласен, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя ВК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, изучив материал дела, считает, что жалоба заявлена необоснованно.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно п.3 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О воинской обязанности и военной службе", «Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом».
Статьёй 5.1 данного закона предусмотрено, что «1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе».
По ст. 22 ФЗ № 53-ФЗ, «1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу».
От призыва на военную службу, в силу ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ, освобождаются граждане
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
По ст. 26 ФЗ № 53-ФЗ, «1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара».
Статья 28 ФЗ № 53-ФЗ предусматривает следующее:
«1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда».
Таким образом, заявитель, обжалуя действия военного комиссариата РБ, избрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку призыв на военную службу может быть обжалован только в виде обжалования решения призывной комиссии.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что из гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) права каждого на судебную защиту прав и свобод не следует возможности выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ федеральным законом (Определение КС РФ от 24 мая 2005 г. N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"). Данное правило применимо и к настоящему спору на основании ч.3 ст.11 ГПК РФ.
Сама по себе обязанность Военного комиссариата по организации призыва граждан на военную службу не влечет его ответственности за действия призывной комиссии.
Кроме того, под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123).
Порядок медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу определен гл. II Положения о военно-врачебной экспертизе. Организация медицинского освидетельствования указанной категории граждан производится также на основании совместного Приказа Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» от 23.05.2001 г. № 240/168.
При определении категории годности гражданина к военной службе врачи руководствуются Требованиями к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу. Данные Требования являются приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе и содержат расписание болезней.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с Расписанием болезней и Таблицей дополнительных требований определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
В разделе «Итоговое заключение...» учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи Расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы. Результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в книгу протоколов заседания призывной комиссии. Призывнику Цыреторову Н.Б. по результатам медицинского обследования решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол № была определена категория годности А-4 (диагноз: <данные изъяты>) с зачислением в команду на отправку ДД.ММ.ГГГГ в сухопутные войска.
Судом была допрошена в качестве свидетеля врач-<данные изъяты> ФИО7, которая пояснила, что была прикомандирована к призывной комиссии на основании Указа Президента РБ. Подчиненности Военному комиссариату РБ не имеется, т.к. является штатным врачом <данные изъяты>. У Цыреторова Н.Б. была обнаружена <данные изъяты> позволяет признать его годным в военной службе, <данные изъяты>, о чём свидетельствуют документы из филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которые он при проведении медосвидетельствования не предъявлял. Медицинских оснований для освобождения или отсрочки от военной службы – не имеется.
Для подтверждения своего права на освобождение от призыва на военную службу на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья) в призывную комиссию призывник должен представить: акт исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписку из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и оттиском печати медицинского учреждения; лист медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Согласно п. 2 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае несогласия граждан с заключением о его годности к военной службе, вынесенным призывной комиссии районного военного комиссариата, призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр таких граждан. Однако, никаких дополнительных медицинских документов, подтверждающих какие-либо заболевания призывника, Цыреторов Н.Б. на заседание комиссии не представлял, жалоб не предъявлял. Представленная в суд выписка из медицинской карты №, во-первых, не опровергает выводов призывной комиссии, во-вторых, датирована ДД.ММ.ГГГГ, т.е. датой более поздней, чем проведение ВВК и принятия решения о годности к военной службе (ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, могут быть признаны незаконными, если в результате ими: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В данном случае, суд не усматривает таких обстоятельств, что влечет за собой отказ в удовлетворении жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 193-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении жалобы Цыреторова Н.Б. об обжаловании действий Военного комиссариата Республики Бурятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: Н.Л. Гармаева