РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кравченко Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> об обязании назначить и выплатить ежемесячное денежное пособие на ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> об обязании назначить и выплатить ежемесячное денежное пособие на ребенка.
В обоснование заявленных требований указала, что она постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Её сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянной регистрации не имеет.
Истица с ребенком зарегистрированы по месту пребывания в <адрес> по адресу: <адрес>.
Для решения вопроса по оформлению пособия на ребенка она обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения, однако получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что зарегистрирована с ребенком в <адрес> по месту пребывания.
По мнению истцы, отказ ответчика является незаконным, нарушающим её права и интересы, поскольку они с ребенком фактически проживают на территории <адрес>.
Просила суд обязать ответчика назначить и выплатить ей ежемесячное денежное пособие на ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истца в полном объеме поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (л.д.19), в судебном заседании не признала исковые требования, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что обязательным условием для назначения и выплаты ежемесячного денежного пособия на ребенка является факт регистрации заявителя и ребенка по месту жительства на территории <адрес>. Таким образом, поскольку истица и её ребенок зарегистрированы в <адрес> по месту пребывания, предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Закона Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением частей3, 4 статьи16, части2 статьи19.
Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
В силу ст.21 настоящего Закона, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 14.08.2012 г. №989/30, ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
В этой связи, предоставление мер социальной поддержки непосредственно связано с наличием юридически значимого обстоятельства – наличие у гражданина места жительства на территории Московской области.
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона от 25.06.1993 г. №5242-1, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06.02.2003 г. №105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Таким образом, требование органа социальной защиты населения <адрес> к истице о предоставлении сведений о регистрации (учете) по месту жительства направленно на обеспечение организационных условий реализации <адрес> «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков <адрес> от неправомерного расходования средств на предоставления мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, истица и ее ребенок не зарегистрированы (не учтены) на территории <адрес> по месту жительства, они имеют временную регистрацию в <адрес>, но такая регистрация связана лишь с временным местом их пребывания, что уже само по себе не дает права на получение пособий на детей, гарантированных именно для жителей <адрес>, а не временно пребывающих граждан.
Более того, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что с учетом порядка регистрации граждан по месту пребывания таких мест одновременно может быть несколько, единой базы учета такой регистрации на каждого гражданина не существует, а в документе, удостоверяющем личность, - в паспорте гражданина Российской Федерации - в обязательном порядке делается лишь отметка о регистрации гражданина по месту жительства.
По мнению суда, истица, будучи зарегистрированной по месту жительства в <адрес>, не лишена права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в <адрес>, а само по себе отсутствие у неё желания на их получение в указанном субъекте РФ не может являться основанием для обязания ответчика предоставить ей меры социальной поддержки как лицу, временно пребывающему по определенному адресу на территории <адрес>, и не имеет правового значения временной промежуток такого пребывания.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> об обязании назначить и выплатить ежемесячное денежное пособие на ребенка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Н.Н. Кравченко