ИЗБЕРБАШСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. № 12-55/2016
Мировой судья Гамзаев И.М. |
Дело № 5-559/2016 |
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Муртазалиев М.М., рассмотрев 23.11.2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Мамаевой М.А. административное дело по жалобе начальника территориального отдела Управления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Избербаш (далее- ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш) на постановление мирового судьи судебного участка №26 г.Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №26 г.Избербаш РД от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица- ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш Лукманов М.З. обратился с жалобой в Избербашский городской суд об отмене постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с незаконностью.
В обоснование жалобы указал, что в соответствии ч.2 ст.25 Федерального закона №294 от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» за не выполнение предписаний индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность, установленную законодательством.
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш ДД.ММ.ГГГГ. за № было выдано предписание со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ., однако на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. выявлено, что из 35 пунктов с более 60 мероприятиями не выполненными остаются 30 пунктов с 50 мероприятими, что подтверждается протоколом об административном правонарушении за № от ДД.ММ.ГГГГ. Мировой судья, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что поводом невыполнения юридическим лицом ГБУ РД «ИЦГБ» предписания за № от ДД.ММ.ГГГГ. явилось отсутствие финансирования со стороны ТФМОС по РД на эти цели. Однако, судья не учел тот факт, что нарушения, выявленные в ходе проверки, являются длящимися и устранение которых возможно было без финансовых затрат таких как п.6, 8, 9, 10, 13, 18 ч.2,3,4; 18.1, 21, 24 ч.1, 25 указанных в постановлении. Не выполнение данных пунктов осложняют работу медицинскому персоналу для выполнения возложенных на них государством функций, которые заключаются в оказании медицинской помощи населению, затрагивая при этом права граждан. Кроме того, мировой судья указал, что ГБУ РД «ИЦГБ» является казенным учреждением, хотя данное юридическое лицо, исходя из его фирменного наименования и Устава, является бюджетным учреждением. В качестве оснований для прекращения производства по делу, предусмотренным ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие финансовых средств не указано.
В судебное заседание представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» (далее- ГБУ РД ИЦГБ) Исакова Э.Х., действующая на основании доверенности, с жалобой не согласилась, просила оставить ее без удовлетворения, утверждая, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным. Выполнение предписаний зависело от финансирования, а оно отсутствовало, так как необходимые средства должно было выделить Министерство здравоохранения РД через ТФОМС. На многочисленные их обращения финансирование по настоящее время не выделено, а проводить капитальные ремонты отделений, на которые нужны значительные финансовые средства, не возможно. Даже требования об установлении рукомойников в палатах, требуют значительных финансовых затрат, так как для этого необходимо создавать систему водоснабжения, водоотведения, канализации, которые вообще отсутствуют в этих помещениях. ГБУ ИЦГБ является бюджетным учреждением, своих доходов не имеет и зависит от выделяемых ей финансовых средств.
Указанные доводы поддержал и главный врач ИЦГБ ФИО10.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении № по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУ РД ИЦГБ, согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 30 мин. в ходе внеплановой выездной проверки выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, обнаружено, что юридическим лицом ГБУ РД ИЦГБ не выполнены ряд пунктов предписания, что является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Постановлением мирового судьи судебного участка №26 г.Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица- ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, полагая, что невыполнение предписания ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш связано исключительно с отсутствием финансирования, выделяемых ТФОМС на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки, и указанных в предписании. Исходя из этого, мировой судья пришел к выводу об отсутствии умысла и вины юридического лица ИЦГБ на невыполнение предписаний, соответственно и об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким выводом мирового судьи нужно согласиться, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое настоящим кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Диспозиция ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроле муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В силу п.70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764 (далее - административный регламент), в предписании об устранении выявленных нарушений должны быть указаны положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и срок их исполнения.
Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Таким образом, предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (ст. 19.5 КоАП РФ).
Следовательно, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
По смыслу приведенных нормативных положений исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. и материалов дела усматривается, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подписанное начальником ТО Управления Роспотренадзора по РД в г. Избербаш, содержит 35 пунктов с более 60 мероприятиями. Срок выполнения предписания указан до ДД.ММ.ГГГГ. Частично нарушения, указанные в данном предписании, устранены.
В большинстве своем, в предписании указано на необходимость проведения практически во всех отделения ИЦГБ капитального и косметического ремонтов с заменой твердого оборудования, с установлением систем канализации и водоснабжения, оборудованием палат умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением, увеличением койко-мест и т.д.
Так, в предписании было указано на необходимость проведения капитального ремонта:
а) в реанимационном отделении с заменой кровли, санитарно-технического оборудования, систем канализации и водоснабжения, обеспечением соблюдения нормы площади на 1 койку, обеспечением отделения необходимым набором помещений (не предусмотрен изолятор (боксированная палата);
б) в неврологическом отделении - с заменой санитарно-технического оборудования, с обеспечением соблюдение нормы площади на одну койку в палатах, с установкой в палатах стульев и шкафов для хранения личных вещей, выделением помещения для временного хранения грязного белья.
в) в Центральном стерилизационном отделении (ЦСО) необходимо провести косметический ремонт (п 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10);
г) в приемном отделении провести косметический ремонт (побелка стен в палатах, пост мед.сестры, коридоры), установить локальные очистные сооружения для полной биологической очистке сточных вод, приобрести двухсекционные шкафы для хранения верхней и санитарной одежды (п. 15.11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10), приобрести достаточное количество твердого инвентаря;
д) в Пищеблоке частично заменить твердый инвентарь.
Доводам представителей юридического лица мировым судьей дана надлежащая оценка, выводы его мотивированы со ссылкой на показания свидетелей и материалы дела.
Суд соглашается с доводами представителей юридического лица о том, что выполнить капитальные и косметические ремонты одновременно за короткое время с февраля по июнь в нескольких отделениях практически невозможно в отсутствие, заранее выделенных для этого финансовых средств.
Данные пункты предписаний не могут быть реальными и исполнимыми, соответственно, отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности юридическое лицо – ГБУ РД ИЦГБ по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в силу ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: наличие у лица возможности для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; непринятие данным лицом всех зависящих от него мер для соблюдения указанных норм.
Как было указано, рассматривая данное дело об административном правонарушении, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что должностными лицами юридического лица- ГБУ РД ИЦГБ были приняты меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и устранения выявленных нарушений, а причиной их допущения и не устранения явилось недостаточное финансирование учреждения со стороны ТФОМС по РД.
Не полное выполнение мероприятий указанных в предписания №5 ТО Роспотребнадзора ГБУ РД «ИЦГБ» связано только лишь дефицитом финансирования на текущие расходы учреждения, так как выполнение мероприятий требуют больших финансовых затрат. Из доводов представителя ИЦГБ усматривается, что в период с марта по июнь 2016 г. включительно финансирование учреждения проводилось только по защищенным статьям, а именно, для выплаты зарплат, приобретение медикаментов, продуктов питания. Средства на содержание, на технический ремонт имущества и выполнение других мероприятий, указанных в предписании, не оставались.
С учетом изложенного, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии вины и соответственно состава административного правонарушения в действиях юридического лица- ГБУ РД ИЦГБ и необходимости прекращения производства по делу.
Суд не усматривает оснований для отмены данного решения мирового судьи и удовлетворения жалобы руководителя ТО Управления Роспоотребнадзора РФ по РД в г. Избербаш.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №26 г.Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица- ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,- оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Судья Муртазалиев М.М.