Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
40 гарнизонный военный суд
в составе:
председательствующего – судьи 40 гарнизонного военного суда Терентьева К.А., при секретаре Жуковой М.И.,
без участия сторон, в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению заведующего складом войсковой части 16601 гражданина Республики Казахстан ФИО2 к войсковой части 16601 о взыскании пособия по беременности и родам,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором указала, что с 28 января по ДД.ММ.ГГГГ она находится в отпуске по беременности и родам, однако командир войсковой части 16601 отказал ей в выплате пособия по беременности и родам по причине непредставления листка нетрудоспособности установленного образца и принадлежности к гражданству РК. Истец просит суд взыскать с ответчика указанное пособие, в сумме 133156 рублей 80 копеек.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, стороны в суд не прибыли, при этом истец и представитель ответчика ФИО5 просили рассмотреть дело без их участия.
Рассмотрев дело по существу и оценив исследованные в суде доказательства, суд исходит из следующего.
Пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» предусмотрено, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством, то есть застрахованные лица, при соблюдении условий, предусмотренных этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 13 того же федерального закона определено, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 13 указанного федерального закона назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются по месту работы застрахованного лица его работодателем, который осуществляет выплату этого пособия в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.
Как видно из ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №165-ФЗ
«Об основах обязательного социального страхования» к числу застрахованных лиц относятся иностранные граждане, работающие по трудовым договорам.
Копией трудовой книжки и приказом работодателя о приеме на работу подтверждается, что истец работает в должности заведующей складом войсковой части 16601 с 2009 года.
Из копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ следует (п.3.1.8.), что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Из больничного листа за №, подписанного врачом поликлиники войсковой части 16601 Каржановым видно, что с 28 января по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 следует предоставить дородовый и послеродовый отпуск продолжительностью 140 календарных дней.
Согласно приказу командира войсковой части 16601 от ДД.ММ.ГГГГ № истцу такой отпуск предоставлен на 140 дней с 28 января по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Указанные нормы Трудового кодекса РФ соответствуют положениям ст. 4 Конвенции МОТ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране материнства», согласно которой женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, имеет право на получение денежного пособия.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (Москва, ДД.ММ.ГГГГ) на работу в воинские формирования Российской Федерации могут приниматься граждане Республики Казахстан, при этом трудовые отношения регулируются законодательством о труде РФ и Российская Сторона гарантирует гражданам Республики Казахстан равные со своими гражданами права как в приеме на работу, так и иные права, вытекающие из трудовых правоотношений.
Поскольку пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установил, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Российская Федерация уравнивает в правах, вытекающих из трудовых правоотношений, своих граждан и граждан Республики Казахстан, работающих по трудовому договору в российских воинских формированиях за пределами России независимо от того, застрахованы ли эти иностранные граждане в РФ и уплачивает ли на них работодатель страховые взносы.
В противном случае имела бы место дискриминация, под которой согласно статье 1 п. b) Конвенции Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, ДД.ММ.ГГГГ) понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда, устраненное вышеуказанным международным соглашением 1995 года в отношении совместно работающих в одном воинском формировании граждан России и Казахстана.
Также суд учитывает, что основания для получения пособия истцом от органов социальной защиты Республики Казахстан отсутствуют, поскольку истец в период отпуска по беременности и родам состоит в трудовых отношениях с Российской организацией.
На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что гражданин Республики Казахстан ФИО2 имеет право на получение пособия по беременности и родам в силу приоритета норм вышеуказанного международного соглашения, которое гарантирует гражданам Республики Казахстан, работающим в воинском формировании РФ, равные с гражданами Российской Федерации права, вытекающие из трудовых правоотношений, в том числе и на получение оспариваемого пособия независимо от места жительства.
В отношении несоответствия больничного листка установленному образцу, суд исходит из следующего.
Как видно из пункта 4 статьи 13 федерального закона №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для назначения и выплаты пособий по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Из этих положений закона видно, что обязанность по выдаче листка нетрудоспособности установленной формы возложена только на медицинскую организацию.
Осмотром больничного листа № установлено, что он не в полной мере соответствует установленным требованиям к листкам временной нетрудоспособности, в частности, исполнен не на бланке установленного образца.
Вместе с тем, в нем содержатся основные реквизиты: номер, фамилия имя и отчество работника, его возраст и место работы, диагноз, период освобождения от трудовых обязанностей, подпись врача, печать и по содержанию эта справка, в основном, дублирует реквизиты больничного листа установленного в Российской Федерации образца.
В соответствии с положениями ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Перечнем видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изменениями) федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, подлежит лицензированию медицинская деятельность, работы (услуги), выполняемые при осуществлении экспертизы временной нетрудоспособности.
Учитывая, что каких-либо других медицинских учреждений государственной системы здравоохранения РФ по месту дислокации войсковой части 16601, которые выдавали бы листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца, не имеется, поэтому суд приходит к выводу о том, что обязанность по выдаче листка нетрудоспособности установленного образца возложена законом на медицинское учреждение войсковой части 16601.
Поскольку права и свободы человека являются высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав является обязанностью государства согласно статье 2 Конституции РФ, поэтому суд приходит к выводу о том, что листок нетрудоспособности установленного образца не выдан медицинским учреждением войсковой части 16601 не по вине истца и несоответствие больничного листка установленному образцу не может служить препятствием в осуществлении прав истца на получение оспариваемого пособия.
На основании изложенного суд приходит к убеждению, что обязанность по выплате пособия работнику - гражданину Республики Казахстан возложена действующим законодательством на работодателя, а поэтому требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Сумма, подлежащая взысканию, представителем ответчика до судебного заседания проверена и не оспаривается.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена в соответствии с законом, подлежит взысканию с войсковой части 16601 в доход Федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:Исковое заявление ФИО2 о взыскании с войсковой части 16601 пособия по беременности и родам – удовлетворить.
Взыскать с войсковой части 16601 в пользу ФИО2 пособие по беременности и родам, в сумме 133156 (сто тридцать три тысячи сто пятьдесят шесть) рублей 80 копеек.
Взыскать с войсковой части 16601 в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 3863 (три тысячи восемьсот шестьдесят три) рубля 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 40 гарнизонный военный суд в месячный срок.
Председательствующий по делу