Дело № 2-677\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыжановского О. В. к администрации города Зеи и министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии и о выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец Крыжановский О.В. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и состоит на учете в администрации города Зеи в качестве граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «<данные изъяты>» с 19 ноября 2007 года.
В рамках реализации данной подпрограммы администрация города Зеи направила в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее -министерство ЖКХ) копию учетного дела Крыжановского О.В.
В соответствии с заключением министерства ЖКХ от 17 февраля 2018 года <Номер обезличен> в выдаче государственного жилищного сертификата Крыжановскому О.В. отказано в связи с получением им в 2007 году социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с иском о признании права на получение жилищной субсидии и выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указано, что Крыжановский О.В. является <данные изъяты>, родился в <адрес> <Дата обезличена> году, зарегистрирован по месту жительства и проживает в г. Зея, не имеет жилья как за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 12 февраля 2007 года (более 10 лет назад) Крыжановский О.В. приобрел в городе Зея 1/3 доли в праве собственности на квартиру с использованием средств субсидии в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семьей». Размер субсидии составлял 145000 рублей на трех членов семьи. В октябре - ноябре 2007 года ему стало известно о том, что он, как <данные изъяты> имеет право на получение субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и встал на учет в администрации г. Зея. В августе 2012 года (более 5 лет назад) был подписан договор отчуждения квартиры в г. Зея, приобретенной с использованием субсидии в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семьей». Считает, что сам по себе факт приобретения Крыжановским О.В. в 2007 году 1/3 доли в праве собственности на квартиру в г. Зея с использованием средств субсидии в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семьей», не может являться основанием для лишения инвалида права на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и отказа в выдаче сертификата.
Заявлением от 18 июня 2018 года истец уточнил исковые требования, предъявил требование к министерству ЖКХ Амурской области о выдаче ему государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Определением суда от 21 июня 2018 года министерство ЖКХ Амурской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В судебное заседание истец, его представитель Крыжановская С.И. не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в предыдущем судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации города Зеи Игнатюк Н.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по иску не имеет.
Представитель ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, из отзыва на иск следует, что в
учетном деле Крыжановского О.В. предоставлено свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» (далее - подпрограмма), в котором указано, что Крыжановский О.В. с составом семьи 3 человека получил субсидию на приобретение (строительство) жилья. Так же имеется договор купли-продажи квартиры от 12.02.2007 за счет средств субсидии в рамках реализации подпрограммы. Администрация города Зея, установив факт получения ФИО4 субсидии на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», должна была снять его с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году по категории «инвалиды» на 2018 год очередность Крыжановского О.В. с даты постановки на учет 19.11.2007 - <Номер обезличен>. В случае признания за Крыжановским О.В. права на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей он имел бы возможность на получение субсидии в 2018 году.
Третьи лица Крыжановская С.И. и Крыжановский Г.В. в судебное заседание не явились, на удовлетворении иска настаивают.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (статья 3 названного закона).
Согласно ст.4 названного федерального закона №125-ФЗ, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления (ст.3 Федерального закона № 125-ФЗ).
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 предусматривается, что в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 21 Положения).
Из толкования данных норм права следует, что снятие граждан с учета и утрата ими права на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей производится после получения жилищах субсидий исключительно на цели переселения их северных районов.
Из материалов дела следует, что Крыжановский О.В. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и состоит на учете в администрации города Зеи в качестве граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «<данные изъяты>» с 19 ноября 2007 года.
В рамках реализации данной подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения в 2018 году государственных жилищных сертификатов министерство ЖКХ запросило в администрации города Зеи копию учетного дела Крыжановского О.В.
В соответствии с заключением министерства ЖКХ от 17 февраля 2018 года <Номер обезличен> в выдаче государственного жилищного сертификата Крыжановскому О.В. отказано в связи с получением им в 2007 году социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей».
О данном решении Крыжановский О.В. уведомлен письмом от 7 марта 2018 года.
Другие основания для отказа в выдаче Крыжановскому О.В. государственного жилищного сертификата в заключении министерства ЖКХ не указаны, в сводном Списке граждан – получателей сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по городу Зее Амурской области на 2018 год, в категории <данные изъяты>» Крыжановский О.В. значится под номером <Номер обезличен>
На момент рассмотрения дела, решение о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрацией города Зеи, не принято.
Из материалов учетного дела Крыжановского О.В. следует, что Крыжановский О.В. являлся получателем субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, на основании свидетельства о праве получения субсидии на приобретение (строительство) жилья серии <Номер обезличен> от 18 декабря 2006 года Крыжановскому О.В., его супруге ФИО5 и сыну ФИО6 была предоставлена субсидия на приобретение жилья в городе Зее в размере 145800 руб.
Данная социальная поддержка была оказана истцу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
С использованием предоставленной субсидии семья истца приобрела жилое помещение по адресу: <адрес> по договору от 12 февраля 2007 года.
Указанный факт истцом не оспаривается.
Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не препятствует предоставлению истцу жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку доказательства получения истцом жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сторонами спора не представлено.
При этом следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ жилищная субсидия представляется гражданам при условии безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, а в случае отчуждения жилья в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по сделке.
В п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (Далее- Правила) перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пункт "з").
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п. 32 Правил).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (п. 11 правил).
В соответствии с п. 22 пдп. «г» Правил, реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, является одним из оснований для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия.
Вместе с тем, судом установлено, к категории граждан, перечисленных в пункте 5 Правил (за исключением лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) истец не относится, в рамках действия федеральной целевой программы «Жилище» социальные выплаты или субсидии ему не предоставлялись, как в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и по другим основаниям, предусмотренным упомянутой программой.
Таким образом, суд находит, что истец отвечает условиям, необходимым для признания за ним права на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, он правомерно был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и включен в соответствующие списки по категории «Инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» по дате подачи первоначального заявления, поэтому истец имеет право на получение жилищной субсидии, предоставляемой гражданам, переезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
С учетом изложенного, исходя из характера спора и преследуемого истцом материально-правового интереса, принципа справедливости, необходимости восстановления положения, существовавшего до нарушения прав истца, суд находит исковые требования Крыжановского О.В. о признании права на получение жилищной субсидии подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, решение о выдаче сертификатов принимает орган исполнительной власти субъекта, в данном случае - министерство ЖКХ Амурской области.
Поскольку истец состоит в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году по категории «инвалиды» на 2018 год, он имеет право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеются основания для возложения на министерство ЖКХ Амурской области обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крыжановского О. В. удовлетворить.
Признать за Крыжановским О. В. право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «<данные изъяты>».
Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать Крыжановскому О. В. – участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий О.Б. Ворсина