Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2346/2022 ~ М-1587/2022 от 14.04.2022

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2346/22 по иску Беляева В. Д., Настиной Т. В. и Удаловой Л. Б. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу Беляева В. Д. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу Настиной Т. В. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу Удаловой Л. Б. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                            В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2346/22 по иску Беляева В. Д., Настиной Т. В. и Удаловой Л. Б. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда,

установил:

Беляева В.Д., Настиной Т.В. и Удаловой Л.Б. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с иском к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о возмещении вреда. В обоснование иска указывают, что являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. 6.10.2021 г. произошло затопление квартиры в результате разрыва корпуса шарового крана на врезке ГВС в <адрес>. В 2020 г. производилась замена инженерных коммуникаций в рамках программы капитального ремонта. По заключению ООО «Агентство независимых экспертиз «Гранд Истейт» №2021.12- 000299 от 12.01.2022 г. стоимость восстановительного ремонта квартиры составила 149 031 рубль 10 копеек. Просили взыскать в равных долях указанную сумму в возмещение вреда, причинённого имуществу, и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 17 000 рублей.

В судебном заседании истица Удалова Л.Б., представитель истцов Беляева В.Д. по доверенности от 11.04.2022 г., Настиной Т.В. по доверенности от 12.04.2022 г., Удаловой Л.Б. по доверенности от 5.03.2022 г. Головачёв А.А. заявленные требования поддержали.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, причины неявки не сообщил, отзыва на иск не представил.

Третьи лица ООО «Промстройконтакт-Поволжье», ООО «Тепломонтаж-Самара», АО «Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела признаются извещёнными применительно к положениям п.2 ст.117 ГПК РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов, суд приходит к следующему.

Истцам на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит квартира по адресу: <адрес> (л.д. 34).

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с 1.01.2009 г. осуществляет АО «Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района» на основании соответствующего договора.

Согласно акту от 11.10.2021 г. №1673 (л.д. 47), составленному АО «Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района» и истицей Удаловой Л.Б., 6.10.2021 г. в квартире истцов произошло пролитие. Зафиксированы повреждения стен и потолка в комнате площадью 12,7 м2 и на кухне. Причиной пролития назван разрыв корпуса шарового крана на врезке горячего водоснабжения.

Согласно пп.3 п.1 ст.36 ЖК РФ, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, в состав общего имущества в многоквартирном доме входят стояки, ответвления от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, сами отключающие устройства, коллективные (общедомовые) приборы учета воды, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на этих сетях.

Лица, участвующие в деле, не оспаривали, что шаровый кран в <адрес>, разрушение которого вызвало протечку в квартире истцов, является первым отключающим устройством на ответвлении от стояка и, соответственно, относится к общему имуществу многоквартирного дома.

За вред, причинённый ненадлежащим содержанием общего имущества многоквартирного дома, отвечает организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.

Однако, как установлено в ходе разбирательства дела, 16.05.2018 г. между Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» и ООО «Промстройконтакт-Поволжье» был заключён договор подряда №ЭА499-19, предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе, внутридомовых инженерных систем <адрес> в Самаре (л.д. 103-125).

Лица, участвующие в деле, не отрицали, что в ходе выполнения работ по договору было установлен шаровой кран в <адрес>, вышедший из строя 6.10.2021 г.

Непосредственно работы по ремонту систем водоснабжения осуществляло ООО «Тепломонтаж-Самара» на основании договора субподряда от 22.04.2019 г. №МШ103-127/О (л.д. 126-152).

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Следовательно, ответчик имеет предусмотренный главой 17 ЖК РФ правовой статус регионального оператора – особого субъекта правоотношений, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора;

2) открытие на своё имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счёта. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на своё имя такого счёта;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирного дома, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора;

В соответствии с п.1 ст.181 ЖК РФ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками многоквартирных домов, в случае принятия ими решения о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, а также в случае, если собственники не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта.

Согласно ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счёт иных не запрещённых законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные п.3 ст.189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объёме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за её качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счёт и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

5) осуществлять приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

6) в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счёт или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учёт средств, поступивших на счёт регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своём официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований ЖК РФ, нормативных правовых актов субъекта РФ, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

В силу п.6 ст.182 ЖК РФ региональный оператор несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлечёнными региональным оператором.

При этом убытки, причинённые собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (п.5 ст.178 ЖК РФ).

В силу ст.722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на всё, составляющее результат работы.

Согласно п.3 ст.724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.

Подрядчик в пределах гарантийного срока несёт ответственность за качество работ, если не докажет, что недостатки возникли после приёмки работ заказчиком по причинам нарушения правил хранения, эксплуатации, транспортировки результата работ, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

Гарантийный срок на работы по ремонту крыши установлен в 5 лет, подрядчик несёт ответственность за любые выявленные в течение этого срока недостатки, если не докажет наличие указанных выше обстоятельств, исключающих его ответственность.

При таких обстоятельствах ответственным за причинение вреда имуществу истицы вследствие протекания воды с крыши следует признать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»».

Для определения размера причинённого вреда истица обратилась в ООО «Агентство независимых экспертиз «Гранд истейт»». Согласно заключению от 12.01.2022 г. №2021.12-000299 (л.д. 5-32) стоимость восстановительного ремонта квартиры без учёта износа составила 149 031 рубль 10 копеек.

По ходатайству ответчика для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, его доаварийной стоимости и его стоимости в повреждённом состоянии была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Град-оценка».

У суда не имеется оснований не доверять представленному заключению, поскольку оно удовлетворяет предъявляемым требованиям, квалификация оценщика подтверждена документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется, стоимостные показатели, использованные оценщиком, обоснованы. Ответчик представленную оценку не оспаривал, о назначении судебной экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта квартиры истцов не ходатайствовал.

Таким образом, следует признать за истцами право на возмещение вреда в размере, определённом заключением ООО «Агентство независимых экспертиз «Гранд истейт»». По смыслу п.13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», размер восстановительных расходов надлежит определять без учёта износа.

Истцы как участники общей долевой собственности на квартиру являются долевыми кредиторами по деликтному обязательству.

В силу ст.15 ГК РФ возмещению подлежат также понесенные истцами необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся расходы на оплату экспертно-оценочных услуг ООО «Агентство независимых экспертиз «Гранд истейт»» по договору возмездного оказания услуг от 23.12.2021 г. №2021.12-299 (л.д. 43-45) в размере 17 000 рублей, подтверждённые чеком от 28.12.2021 г. (л.д. 46).

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта»» в пользу Беляева В. Д. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта»» в пользу Настиной Т. В. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта»» в пользу Удаловой Л. Б. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 49 677 рублей и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 5 666 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 5.08.2022 г.

Судья            (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-2346/2022 ~ М-1587/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Настина Т.В.
Беляев В.Д.
Удалова Л.Б.
Ответчики
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Другие
ООО "ТеплоМонтаж Самара"
ООО "ПромСтройКонтакт-Поволжье"
АО "Производственно жилищно-ремонтный трест Промышленного района"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2022Предварительное судебное заседание
19.05.2022Предварительное судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее