Дело №2-664/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яскиной Т.А.
при секретаре Самсоновой А.В.,
с участием истца Исламгуловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламгуловой Натальи Викторовны к администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Исламгулова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование иска указала, что 09.10.2007 г. между истцом и ответчиком заключен договор №№ аренды земельного участка. Земельный участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства площадью 1655 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Срок аренды земельного участка установлен с 08.10.2007 г. до 08.10.2017 г.
27.12.2011 г. администрацией муниципального район Ишимбайский район истцу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства- 1 этажного, 2-х комнатного бревенчатого жилого дома со шлакоблочным пристроем, облицованным кирпичом. Отделом архитектуры и градостроительства администрации МР ИР РБ подготовлен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №.
На основании постановления администрации МР ИР РБ №№ от 13.09.2017 г. срок действия договора аренды земельного участка продлен по 08.10.2020 года.
В 2018 году жилой дом был построен, оформлен технический план здания и межевой план на земельный участок. Площадь земельного участка составила 1749 кв.м., границы участка согласованы с соседями.
После завершения строительства обратившись к ответчику за получением акта ввода дома в эксплуатацию установлено несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку расстояние до границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее : от усадебного, одно-двух квартирного и блокированного дома-3 метра. Фактически жилой дом выстроен в 1 м от границы земельного участка.
Меры, предпринятые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, положительных результатов не принесли. Жилой дом является самовольной постройкой, право собственности на который может быть признано в судебном порядке. Истец просил признать за ним право собственности на жилой дом в порядке, предусмотренном ст.222 Гражданского кодекса РФ.
Определением суда от 08.04.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "<данные изъяты>", поскольку на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости имеются ограничения в связи с установлением охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Истец Исламгулова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что выстроенный жилой дом соответствует требованиям СНиП, угрозу жизни и здоровью граждан не представляет, правообладатель соседнего участка возражений относительно установления права собственности не возражает.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что 09.10.2007 г. между Администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ и Исламгуловой Н.В. заключен договор №№ аренды земельного участка, кадастровый номер № площадью 1655 кв.м.
Согласно п.1.1 заключенного договора земельный участок предоставлен истцу для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Срок аренды земельного участка установлен с 08.10.2007 г. до 08.10.2017 года.
13.09.2017 г. между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к договору аренду земельного участка №№ от 09.10.2007 г., согласно которому срок действия договора аренды на земельный участок продлен по 08.10.2020 г.27.12.2011 г. Исламгуловой Н.В. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства 1 этажного 2-х комнатного бревенчатого жилого дома со шлакоблочным пристроем, облицованным кирпичом на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>
Согласно техническому паспорту жилой дом (литера А) по адресу <адрес> построен в 2018 году, общая площадь жилого дома составляет 89.1 кв. м., жилая площадь – 60.9 кв.м.
Согласно градостроительному заключению №№ от 20.03.2019 года жилой дом (литера А) выстроен с нарушением нормативов градостроительного проектирования муниципального района Ишимбайский район РБ, утвержденных решением Совета муниципального района Ишимбайский район РБ №№ от 24.07.2015 года. Согласно п.3.14 "до границы соседнего земельного участка расстояния по санитарно-бытовым и зооветеринарным требованиям должны быть не менее:
-от усадебного, одно- двухквартирного дома-3 м." Фактически жилой дом (литера А) выстроен в 1 м от границы соседнего земельного участка.
Согласно справки №№ от 27.03.2019 г., выданной администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ, разрешение на ввод объекта, расположенного на земельном участке по адресу <адрес>, в эксплуатацию Исламгуловой Н.В. не выдавалось.
В соответствии с пунктом 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Истцом представлено техническое заключение №3399-19, из которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям СНиП, ГОСТов и другим строительным нормам для жилых помещений. Техническое состояние конструкций и объемно-планировочные решения обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Здание пригодно для места постоянного проживания граждан при условии переустройства части коридора под кухню, обеспечения инженерным оборудованием, проведения отделочных работ. Жилой дом соответствует противопожарным, строительно-техническим, санитарно- эпидемиологическим нормам и требованиям.
При соблюдении правил технической эксплуатации здания в целом, при контроле состояния строительных конструкций, соблюдения требований пожарной безопасности, угрозу жизни и здоровью граждан не представляет.
Суд принимает данное техническое заключение как достоверное и допустимое доказательство, поскольку выводы специалиста мотивированны, противоречий не имеют.
В соответствии со взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Материалами дела установлено, что целевое назначение земельного участка истцом не изменено (ст.260 Гражданского кодекса РФ).
Из выписки ЕГРН от 04.04.2019 следует, что на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, установлены ограничения в связи с тем, что земельный участок расположен в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства ООО "<данные изъяты>".
Согласно ситуационному плану жилой дом в охранную зону не входит.
Специалистом, проводившим техническое обследование спорного жилого дома установлено, что угрозы жизни и здоровью окружающих объект строительства не представляет.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Принимая во внимание, что истец на законных основаниях владеет земельным участком, на котором осуществлена самовольная постройка, возведенная постройка не нарушает интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и признании права собственности истца на возведенный жилой дом.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Исламгуловой Натальи Викторовны удовлетворить.
Признать за Исламгуловой Натальей Викторовной право собственности на жилой дом площадью всех частей здания 89.1 кв.м., общей площадью жилого помещения 89.1 кв.м., жилой площадью 60.9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 12.05.2019 года.
Судья подпись Яскина Т.А.