Дело № 2-752/2021
УИД 24RS0024-01-2021-000183-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» (МБДОУ № 8) о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением об обеспечении антитеррористической защищенности объекта, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций города Канска и Канского района.
В результате проверки было установлено, что МБДОУ № 8 в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.п. «д» п. 24, п.п. «а,г,д» п.25 Требований не обеспечено: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечен системой видеонаблюдения; основные входы в здание, входящее в состав объекта, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не оборудованы; стационарными или ручными металлоискателями не оснащены, т.е. не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может, способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников.
По факту выявленных нарушений 21.08.2020 г. в адрес Управления образования города Канска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако, меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
С учетом уточнения исковых требований, истец просит суд возложить на ответчика МБДОУ № 8 обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащения системой видеонаблюдения, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию города Канска обязанность обеспечить финансирование МБДОУ № 8 для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 1006 от 02.08.2019 г.
В судебном заседании представитель истца - помощник Канского межрайпрокурора Никитин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом сделанных уточнений, исходя из того, что металлоискателями учреждение уже обеспечено, а с учетом архитектурных особенностей здания детского сада оборудовать основной вход в здание постом охраны не представляется возможным, равно как и выделить под это какое-либо помещение.
Представители ответчиков МБДОУ № 8, Администрации г. Канска в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, от представителя МБДОУ № 8 также были направлены в адрес суда пояснения и приложенные в обоснование этого документы. Представители третьего лица – Управления образования Администрации города Канска в судебном заседании также участия не принимали, будучи извещенными надлежащим образом, также заявив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических
лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин и условий, способствующих совершению террористических
актов (ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В письме Министерства образования и науки РФ от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» указано на необходимость незамедлительного принятия мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечение дополнительных мер по охране организации, ужесточении пропускного режима на объекте.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с 17 августа 2019 года (далее - Требования).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий
по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности,
территориальными органами Министерства внутренних дел Российской
Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск
национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц,
находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе
совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление
контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных
сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации
или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому
номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и
управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного
оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте
(территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и
инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях)
посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения
террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений,
систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая
проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п. 25 вышеуказанного постановления в отношении объекта© (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной
сигнализации;б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных
охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск
национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и
сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной
службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или
подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной
власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем
систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных
сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации
(подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов
(территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными
металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30 Требований).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).
Канской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений города Канска и Канского района установлено, что Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» (МБДОУ № 8) по результатам проведенного комиссионного обследования и категорирования присвоена 3 категория опасности, получен соответствующий паспорт безопасности объекта.
Также было установлено, что МБДОУ № 8 в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.п. «д» п. 24, п.п. «а, г, д» п.25 Требований не обеспечено: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечен системой видеонаблюдения.
Осуществление деятельности МБДОУ № 8 в отсутствие вышеуказанных технических средств обеспечения антитеррористической защищенности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может, способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников.
По факту выявленных нарушений 21.08.2020 г. в адрес Управления образования города Канска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат.
На момент рассмотрения дела суду представлен акт осмотра комиссией здания МБДОУ «Детский сад № 8 «Лесная сказка», в ходе осмотра установлено, что приобретены металлодетекторы, а именно металлоискатель портативный ВМ-612 (ВМ-612ПРО), представлены сертификат соответствия, декларация о соответствии, оборудование поста охраны невозможно в связи с отсутствием необходимой площади. Кроме этого, составлен План устранения нарушений законодательства по антитеррористической защищенности, согласованный заведующим и руководителем Управления образования администрации г. Канска. Согласно акта осмотра здания от 02.02.2021 г., специализированной комиссией сделаны выводы относительно невозможности оборудовать пост охраны, также невозможно выделить какое-либо помещение для этого.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.13.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 36 ч. 1 ст. 6 Устава города Канска, к вопросам местного значения города относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления Отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию г. Канска как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием. Таким образом, возложение обязанности на администрацию города Канска по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа. При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований пи обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Помимо этого, в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, и подлежат удовлетворению - в части необходимости оснащения учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения. При этом, срок, в который прокурор просит суд обязать ответчика произвести определенные действия – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, представляется суду разумным и обоснованным.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывает сторона ответчика, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц. Также суд отдельно отмечает, что решение суда об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в том числе, по вопросам антитеррористической защищенности в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» (МБДОУ № 8) о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г., путем проведения следующих мероприятий:
- оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оснащение системой видеонаблюдения;
в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию г. Канска обеспечить финансирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка» для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г., путем проведения следующих мероприятий:
- оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оснащение системой видеонаблюдения;
в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2021 года
Судья А.М. Блошкина