дело № 2-317/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 14 февраля 2014 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием истцов Щукина В.Н. и Щукиной О.П.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина ВН, Щукиной ОП, Щукина СВ, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Щукиной АС, Щукиной ОВ, действующей своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Щукина ВВ, к администрации Зейского района Амурской области, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области, министерству финансов Амурской области, Правительству Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Щукин В.Н., Щукина О.П., Щукин С.В. и несовершеннолетняя Щукина А.С. на момент возникновения чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Щукин В.Н., Щукина О.П., Щукин С.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Щукиной А.С., Щукина О.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Щукина В.В., обратились в суд с иском к администрации Зейского района, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области, министерству финансов Амурской области, Правительству Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области, просят признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, и обязать администрацию Зейского района включить в списки граждан, пострадавших в ее результате, на получение единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание истцы Щукин С.В. и Щукина О.В. не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивают.
Истцы Щукин В.Н. и Щукина О.П. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, пояснили, что в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Зейского района летом 2013 года, жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором они, а также их дети Щукин С.В., Щукина О.В. и внуки Щукина А.С. и Щукин В.В. постоянно проживают, было подтоплено, вода находилась в его подполье на уровне 1 метр до пола жилого дома, отчего подмыло фундамент отопительной печи, она просела, на ней появились трещины, также трещины появились на фундаменте дома, из-за сырости в подполье, доски которыми оно обшито, стали гнить, поэтому в нем невозможно хранить овощи, на всех деревянных конструкциях подполья развивается плесень и грибок. Иное имущество, кроме жилого дома, не пострадало. Решением Зейского районного суда от 4 февраля 2014 года за Щукиным В.Н. признано право собственности на это жилое помещение в силу приобретательной давности. Щукина О.В. работает в <адрес>, ее сын Щукин В.В. обучается в школе в <адрес>, но собственного жилья они в <адрес> не имеют, постоянно приезжают в <адрес> в выходные и праздники.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ответчик просит в удовлетворении требований отказать, так как истцами не представлено доказательств причинения ущерба их имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указывает, что Щукина О.В. и Щукин В.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации фактически по адресу: <адрес> не проживали, собственностью Алгачинского сельсовета это жилое помещение не является, водами рек Амур, Зея, Алгач подтоплено не было.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, согласно представленному отзыву просит в удовлетворении требований отказать, так как истцами не представлено доказательств причинения ущерба их имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
Представители ответчиков министерства финансов Амурской области и Правительству Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Учитывая отсутствие ходатайств сторон об отложении разбирательства дела, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав истцов, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением исполняющего обязанности главы Зейского района от 20 июля 2013 года № 347-р на территории Зейского района введён режим чрезвычайной ситуации в связи с затоплением автомобильной дороги в районе с. Ивановка.
Распоряжением главы Алгачинского сельсовета Зейского района от 31 июля 2013 года № 25 на территории Алгачинского сельсовета Зейского района с 1 августа 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.
Кроме того, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища в июле-августе 2013 года, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного
характера.
В целях реализации ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со статьей 25 этого Федерального закона и статьей 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В соответствии с положениями указанных Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального и областного бюджетов в связи с частичной или полной утратой имущества.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).
На основании пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214, предусматривается выделение ассигнований из резервного фонда для выплаты пострадавшим гражданам при оказании единовременной материальной помощи 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на семью.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждёнными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 (в редакции от 26 сентября 2013 года).
В соответствии с этими методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом полная утрата имущества фиксируется, если жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, в иных случаях, при соблюдении условий этого пункта утрата имущества признается частичной.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в силу подпункта «б» пункта 2 которого Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, принятым во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в этом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, истцы обратились в суд, в обоснование указав, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором они постоянно проживают, пострадало в результате его подтопления в июле-августе 2013 года.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что Щукин В.Н., Щукина О.П., Щукин С.В. и несовершеннолетняя Щукина А.С. зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживали в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, что подтверждается сведениями, предоставленными отделением УФМС в г. Зее, администрацией Алгачинского сельсовета Зейского района и участковым уполномоченным полиции ГУ МО МВД России «Зейский».
Согласно данным отделения УФМС в г. Зее и администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Щукина О.В. и несовершеннолетний Щукин В.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, в том числе были зарегистрированы по этому адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
Из пояснений истцов Щукина В.Н. и Щукиной О.П. в судебном заседании следует, что Щукина О.В. и несовершеннолетний Щукин В.В. фактически проживают в указанном жилом помещении, в том числе проживали в нем в июле-августе 2013 года.
Вместе с тем, эти доводы опровергаются иными исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Алгачинского сельсовета Зейского района, Щукина О.В. и несовершеннолетний Щукин В.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, но фактически в нем не проживали.
Из справки участкового уполномоченного ГУ МО МВД России «Зейский» следует, что Щукина О.В. и несовершеннолетний Щукин В.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, но фактически по этому адресу не проживают, длительное время проживают в <адрес>, Щукин В.В. учится в школе.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив представленные доказательства, суд оснований ставить под сомнение сведения, предоставленные администрацией Алгачинского сельсовета Зейского района и ГУ МО МВД России «Зейский», не усматривает, они предоставлены должностными лицами при исполнении ими своих должностных обязанностей, поэтому не может признать пояснения истцов Щукина В.Н. и Щукиной О.П., являющихся близкими родственниками Щукиной О.В. и Щукину В.В., достаточными для вывода о фактическом постоянном проживании последних в указанном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации - в июле-августе 2013 года. Кроме того, в судебном заседании Щукин В.Н. и Щукина О.П. пояснили, что Щукина О.В. работает в <адрес>, ее сын Щукин В.В. обучается в школе в <адрес>, но собственного жилья они в <адрес> не имеют, постоянно приезжают в <адрес> в выходные и праздники.
При таких данных суд приходит к выводу, что Щукина О.В. и несовершеннолетний Щукин В.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года в жилом помещении по адресу: <адрес> постоянно не проживали, что является самостоятельным основанием для отказа им в удовлетворении исковых требований.
Согласно решению Зейского районного суда от 4 февраля 2014 года за Щукиным В.Н. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, решение суда обращено к немедленному исполнению. Из пояснений Щукина В.Н. в судебном заседании следует, что право собственности на это жилое помещение им не зарегистрировано.
Доводы истцов о том, что указанное жилое помещение пострадало в результате его подтопления в июле-августе 2013 года, исследованными в судебном заседании доказательствами не подтверждаются.
Согласно актам обследования от 21 октября 2013 года при осмотре жилого помещения по адресу: с<адрес> специалистами межведомственной комиссии при администрации Зейского района установлено отсутствие воды в подполье дома, обрушение всех стенок подполья, плесень. Акты подписаны всеми членами комиссии, утверждены главой Зейского района, в них имеются подписи Щукина В.Н., заключения комиссии отсутствуют.
Согласно акту обследования от 23 января 2014 года при осмотре этого жилого помещения специалистами межведомственной комиссии при администрации Зейского района установлено отсутствие воды в подполье дома, наличие сырости в нем, грибка, плесени, осыпание грунта, трещины на печи и в фундаменте под домом. Акт подписан всеми членами комиссии, утвержден главой Зейского района, в нем имеется подпись Щукина В.Н., заключение комиссии отсутствует.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что доказательств, объективно подтверждающих наличие повреждений указанного жилого помещения, вызванных его подтоплением в июле-августе 2013 года, истцами не представлено.
В представленных администрацией Зейского района актах первоначального обследования от 21 октября 2013 года и повторного обследования жилого помещения истцов от 23 января 2014 года факт его подтопления не зафиксирован, поэтому содержащиеся в них сведения об обрушении стенок подполья, образовании трещин на печи и в фундаменте под домом не позволяют установить причинную связь между этими повреждениями и фактом наводнения на территории <адрес> сельсовета и Зейского района.
Таким образом, данные доказательства – акты обследования жилого помещения с достоверностью не подтверждают как факт подтопления жилого помещения по адресу: <адрес> в результате указанной чрезвычайной ситуации, так и наличие его повреждений в результате такого подтопления.
Из отзыва главы <адрес> сельсовета Зейского района МВА следует, что указанное жилое помещение водами рек Амур, Зея, Алгач подтоплено не было.
Доказательств, опровергающих предоставленные главой Алгачинского сельсовета сведения, истцами не представлено, равно как и доказательств, подтверждающих, что жилое помещение, в котором они проживают, было подтоплено в июле-августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации территории Алгачинского сельсовета и Зейского района.
Из пояснений истцов Щукина В.Н. и Щукиной О.И. следует, что кто-либо из посторонних лиц, кроме истцов, факта подтопления дома не наблюдал, так как к ним в дом никто не приходил, глава администрации Алгачинского сельсовета приходил к ним в сентябре 2013 года, но на момент его посещения воды в подполье уже не было.
Из телефонного сообщения главы Алгачинского сельсовета МВА следует, что сведениями о подтоплении грунтовыми водами жилого дома по <адрес> он не располагает.
Таким образом, установить причинную связь между указанной чрезвычайной ситуацией и имеющимися повреждениями жилого помещения по адресу: <адрес> в отсутствие сведений о его подтоплении в этот промежуток времени не представляется возможным.
При таких данных основания для признания истцов и несовершеннолетних Щукиной А.С. и Щукина В.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, и включения их в списки граждан, пострадавших в ее результате, на получение единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество отсутствуют, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Щукина ВН, Щукиной ОП, Щукина СВ, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Щукиной АС, Щукиной ОВ, действующей своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Щукина ВВ, к администрации Зейского района Амурской области, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области, министерству финансов Амурской области, Правительству Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2014 года
Судья Е.В. Охотская