63RS0039-01-2023-002850-47
2-3893/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Самара 15 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Корабейниковой Г.А., при секретаре Комаровой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3893/2023 по иску Логиновой А. П. к Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Логинова А.П. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 02.08.2010г. ее мать Логинова Е.А. лишена родительских прав в отношении дочери. Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 19.10.2011г. отец Логиновой А.П. – Логинов П.Н. лишен родительских прав в отношении дочери. Логинова А.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, просит обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Логинова А.П. в судебном заседании требования поддержала, при этом пояснила, что с 2021 года включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение не получила, собственного жилья не имеет.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражает против удовлетворения требований истца, указывая на отсутствие оснований.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которого возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на отсутствие оснований.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 17.02.2021) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 06.11.2020) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 06.11.2020) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (в ред. от 06.11.2020) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
В силу ст.ст.5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из материалов дела следует, что Логинова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 28.01.2021 года № 122 Логинова А.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Из предоставленной МП г.о. Самара «ЕИРЦ» справки следует, что Логинова А.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении зарегистрировано 6 человек.
Согласно сведениям ЕГРН, Логиновой А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности ? часть жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора приватизации, выданного 29.01.2008г., до настоящего времени благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда истица не обеспечена.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 (далее - Устав), в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, в том числе, входят:
1) Глава городского округа Самара (сокращенное наименование - Глава г.о. Самара) - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара;
2) Администрация городского округа Самара (сокращенное наименование - Администрация г.о. Самара) - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;
3) Департамент управления имуществом городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент управления имуществом г.о. Самара, ДУИ г.о. Самара) и Департамент градостроительства городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент градостроительства г.о. Самара, ДГС г.о. Самара) (далее - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).
Согласно пунктам «а», «з» части 7 статьи 24 Устава, Глава городского округа Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Самара без доверенности представляет городской округ Самара в отношениях с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления городского округа Самара, других муниципальных образований, гражданами и организациями, действует от имени городского округа Самара, подписывает договоры (соглашения и т.п.) от имени городского округа Самара, обеспечивает осуществление Администрацией городского округа Самара полномочий по решению вопросов местного значения городского округа Самара и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии со статьей 25 Устава Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Администрация городского округа Самара подотчетна и подконтрольна Думе городского округа Самара. Администрацией городского округа Самара руководит на принципах единоначалия Глава городского округа Самара.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет предоставляемых субвенций.
Согласно статье 22, пункту «г.1» статьи 47 Устава городского округа Самара Департамент является самостоятельным органом местного самоуправления городского округа Самара и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, в том числе распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является преемником по ранее заключенным договорам.
В силу п. 4.1.3 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28.05.2009 №754, от имени муниципального образования городского округа Самара наймодателем по договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда выступает Департамент.
Согласно пункту 2.2.5 Положения № 754, муниципальным заказчиком при осуществлении закупок по приобретению жилых помещений для формирования муниципального жилищного фонда также является Департамент.
В 2021 году в целях исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Администрацией г.о. Самара в лице Главы городского округа Самара было заключено соглашение от 28.01.2021 № 27 о предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений на 2021 и на плановый период 2022-2023 года.
Ввиду внесения изменений в Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в части передачи полномочий по реализации мероприятий в рассматриваемой сфере от министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области министерству строительства Самарской области, между министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Самара в лице Главы городского округа Самара как лицом, представляющим городской округ Самара в силу ст. 24 Устава, было заключено соглашение от 07.04.2022 № 25 «О предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов» (далее - Соглашение № 25).
Как соглашением № 27, так и соглашением № 25 предусмотрено, что перечисление субвенций из бюджета Самарской области в бюджет муниципалитета осуществляется на счет главного администратора доходов местного бюджета – Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Согласно п. 7.2 Соглашения № 25 Администрация городского округа Самара в лице Главы городского округа Самара вправе уполномочить орган местного самоуправления на исполнение настоящего соглашения.
Администрацией городского округа Самара принято постановление от 13.04.2022 № 241 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара на 2022 год и признании утратившим силу постановления Администрации городского округа Самара от 19.05.2021 № 313 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара» (далее - постановление Администрации городского округа Самара от 13.04.2022 № 241), согласно которому главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по осуществлению государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Таким образом, Департамент как главный распорядитель бюджетных средств обладает необходимым объемом полномочий, определенных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Администрации городского округа Самара от 13.04.2022 № 241 при недостаточности объема предоставленных муниципалитету субвенций расходуются собственные финансовые средства на увеличение показателей площади и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
При наличии в бюджете городского округа Самара необходимого объема денежных средств решение о внесении соответствующих изменений в бюджет принимается Думой городского округа Самара.
С учетом вышеприведенных положений нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара как руководителя данного органа местного самоуправления, следует, что участия в получении и освоении бюджетных средств, направленных на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, а также в предоставлении жилых помещений указанной категории граждан, ни Администрация городского округа Самара, ни Глава городского округа Самара, не принимают. В данном случае обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на Департаменте управления имуществом г.о. Самара, который является получателем бюджетных средств, муниципальным заказчиком при осуществлении закупок по приобретению жилых помещений, распоряжается имуществом городского округа Самара, заключает договора.
Таким образом, разрешение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находится в исключительной компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара. В свою очередь, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции контролируют использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органам местного самоуправления.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что требования Логиновой А.П. о возложении обязанности на Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении Логиновой А.П. 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению её специализированным жилым помещением, который на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.
Доводы ответчика процесса о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Логиновой А. П. к Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) предоставить Логиновой А. П. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения.
Судья /подпись/ Г.А. Корабейникова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.09.2023 г.
Копия верна. Судья