ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-25390/2016
г. Уфа. 12 декабря 2016 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.
судей Вахитовой Г.Д.
Гибадуллиной Л.Г.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО адрес в интересах Ш.А.Р. к администрации городского округа ЗАТО адрес о предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора ЗАТО адрес, действующего в интересах Ш.А.Р. к Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан предоставить Ш.А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа ЗАТО адрес, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения.
Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес заключить с Ш.А.Р. договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилье.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО адрес обратился в суд в интересах Ш.А.Р. с иском к Администрации городского округа ЗАТО адрес, в котором просил обязать ответчика предоставить Ш.А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в обоснование требований указав следующее.
Ш.А.Р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и ее проживание в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в установленном порядке признано невозможным, собственником объектов недвижимости она не является. Родители истца Ш.А.Р. – мать Г.Н.А. решением Межгорьевского городского суда от дата и отмец Ш.Р.С. по решению Межгорьевского городского суда от дата лишены родительских прав. Ш.А.Р. в соответствии с постановлением главы Администрации ЗАТО адрес №... от дата состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Субвенции из бюджета Республики Башкортостан на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставленные бюджету ЗАТО адрес в текущем году, в полном объеме использованы по целевому назначению, приобретено две квартиры, которые предоставлены лицам из указанной категории во исполнение решений суда от дата.
В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №... «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственная обязанность по предоставлению жилья возлагается на Администрацию городского округа ЗАТО адрес. В свою очередь, финансовое обеспечение исполнения указанной обязанности возлагается на органы государственной власти Республики Башкортостан. До настоящего времени Ш.А.Р. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечена.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации ЗАТО адрес просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку согласно действующего законодательства предоставление жилых помещений лицам указанной категории возложено на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также указывает на то, что суд при вынесении решения не учел, что в муниципальном жилищном фонде ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан отсутствуют свободные жилые помещения для предоставления жилья Ш.А.Р. Более того, даже в случае их высвобождения они, в первую очередь, предназначены для решения вопросов местного значения - для малоимущих граждан, состоящих в Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от дата № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 9 статьи 8 названного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым также определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 8).
Частью 8 статьи 8 Закона Республики Башкортостан установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от дата №... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Республики Башкортостан №... от дата «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от дата №...-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №... (в редакции Закона Республики Башкортостан от дата №...-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №... «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение: жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8, 4).
С дата вступил в силу Закон Республики Башкортостан от дата №... «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Статьей 8 вышеназванного закона определен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, обязанность Правительства Республики Башкортостан по выделению финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, предусмотрена законом Республики Башкортостан от дата №...-з.
Законом Республики Башкортостан от дата №...-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан в обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Поскольку физические лица в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы. Денежные средства республиканского бюджета перечисляются не на конкретного взыскателя, а на определенное количество нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации муниципального района и городского округа Республики Башкортостан.
Таким образом, субвенции, необходимые органам местного самоуправления для финансирования переданных полномочий по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлены Законом Республики Башкортостан от Закон Республики Башкортостан от дата №...-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» каждому муниципальному образованию Республики Башкортостан и муниципальное образование самостоятельно осваивает выделенные средства в соответствии с имеющимися потребностями.
Из материалов дела усматривается, что отец Ш.А.Р. - Ш.Р.С. решением Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от дата и мать Ш.А.Р. - Г.Н.А. решением Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от дата лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Ш.А.Р.
Постановлению главы Администрации городского округа ЗАТО адрес №... от дата признан факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Ш.А.Р., зарегистрированной по месту жительства в однокомнатной квартире, общей площадью 30,5 кв.метров по адресу: адрес, в которой по месту жительства зарегистрировано три человека.
Согласно постановлению главы Администрации городского округа ЗАТО адрес №... от дата Ш.А.Р. принята на учет и включена в список нуждающихся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ш.А.Р. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №... от дата.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Ш.А.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае - на администрацию городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком, не состоятелен.
Положениями пункта 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №... «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан.
Доводы жалобы об отсутствии свободных жилых помещений и в случае их высвобождения они в первую очередь предназначены для решения вопросов местного значения - для малоимущих граждан, состоящих в Администрации ЗАТО адрес на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, так как обстоятельствам, с которыми не соглашается сторона ответчика, была дана верная оценка, основанная на материалах дела.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░.░.░.