Дело № 12-280/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 03 декабря 2019 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Металлург», ИНН 7404038147, ОГРН 1047402500628, юридический адрес: Челябинская область, г. Златоуст, кв.Запрудный, за городским прудом,
на постановление главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № от 05 сентября 2019 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Металлург» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Металлург» (далее - ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург», Общество) обратилось в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания № от 05 сентября 2019 года, вынесенное главным государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, согласно которому ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере 75 000 рублей.
В обоснование своих доводов Общество сослалось на то, что с постановлением не согласно, просит постановление отменить по следующим основаниям.
Так устранены пункты 1, 6 и 7, п.24 и 25 нарушения устранены нарушений требований пожарной безопасности: очищен подъезд к альтернативному источнику наружного противопожарного водоснабжения (к водоему); кресла закреплены к полу и обеспечена требуемая ширина проходов в зале; на светильники установлены плафоны. По п.2 и 3 приобретены и установлены 30 светильников; приобретен линолеум, до 01 октября 2019 года работы по его монтажу будут завершены. В отношении п.4 и п.5 нарушений – соответствующие материалы для проведения монтажа полового покрытия в кинозале и в коридоре блоков № 505, 506 и 509 будут приобретены и смонтированы. Пункты нарушений 8-11 по изменению ширины дверей, эвакуационных выходов являются конструктивными, невозможно устранить их в короткие сроки. Пункты 12-20 устранены и фотоотчеты предоставлены главному госинспектору по пожнадзору ФИО3 Пункты 22-23 в короткие сроки устранить не имеется возможности, поскольку они требуют больших финансовых вложений. Пункт 26 – нарушений нет, так как запас фонарей и СИЗ имеется на каждого работника дежурного персонала.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 пояснила, что на удовлетворении жалобы настаивает по основаниям, в ней изложенным. Пояснила, что предпринимаются исчерпывающие меры по соблюдению требований пожарной безопасности по всем пунктам нарушений. Просит постановление должностного лица отменить, в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания. Заключен договор подряда на выполнение работ по разработке проектной документации для прокладки новых пожарных гидрантов, разрабатывается проектная документация на расширение эвакуационных выходов относительно пунктов нарушений требований пожарной безопасности №№ 1, 8, 9. Устранены нарушения в полном объеме по пунктам 2, 6, 7, 10, 11, 12, 15-21, 23-26 постановления. По нарушениям требований пожарной безопасности, указанным в пунктах 3-5, 13, 14, 20, 22 приняты меры по устранению нарушений. По мере поступления денежных средств в полном объеме будут устранены нарушения по замене напольных покрытий, отделке потолка, окончен ремонт кинозала, а также после проведенного ремонта будет определена категорийность и назначение помещений, установлены генераторы в жилом и медицинском корпусах.
Представитель органа пожарного надзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Исследовав материалы дела, судья находит доводы жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Согласно представленным материалам на основании распоряжения начальника ОНДиПР №1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения заместителя министра МЧС РФ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении здания, помещений, ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург», юридический адрес: 456200, Челябинская область, г. Златоуст, кв. Запрудный, за городским прудом.
Копия распоряжения получена и.о. директора Общества ДД.ММ.ГГГГ; с распоряжением ознакомлена, служебное удостоверение государственным инспектором предъявлено при посещении объекта ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 часов (л.д. 25-27).
По результатам проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе внеплановой выездной проверки территории, здания, помещений, деятельность в которых осуществляет ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург», выявлены нарушения требований пожарной безопасности. При проведении проверки присутствовала и.о. директора ФИО6, которой копия акта вручена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-24).
По факту выявленных нарушений заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в присутствии и.о. директора ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому установлено, что 28 августа 2019 года в 18 часов 00 минут при эксплуатации здания и помещений ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, кв.Запрудный, за городским прудом, нарушены требования пожарной безопасности:
1 - источники наружного противопожарного водоснабжения (два пожарных гидранта) находятся в неисправном состоянии (водопровод отключен из-за повреждений) (ППР в РФ № 390 п.55);
2 - отсутствует эвакуационное освещение в жилом корпусе, необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения (ППР в РФ п.33, п.43; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.4 ч.4; ст.89 ч,1; СП 1.13130.2009 п. 4.3.1; СП 52.13330.2011 п.7.104, п.7.105; СНиП 23-05-95 п.7.74);
3, 4 - в спальных помещениях на пятом этаже покрытие пола выполнено материалом (линолеум), и в коридорах спальных блоков №505,506,509 пятого этажа отделка пола выполнена материалом (полимерный натяжной потолок) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данных материалов не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2) (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст. 134 ч.7);
5 - в помещении кинозала на 250 посадочных мест покрытие пола выполнено материалом (ламинированные панели МДФ) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данных материалов не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2) (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст. 134 ч.6, таб.);
6 - в помещении кинозала на 250 посадочных мест кресла не закреплены к полу (ППР в РФ п.107);
7 - в помещении кинозала на 250 посадочных мест ширина горизонтальных участков путей эвакуации с трибуны менее 1,0 м (фактически трибуны обеспечены одним проходом вдоль стены шириной от 0,6 до 0,8 метра) (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.89, СП 1.13130.2009 п.4.3.4);
8, 9 - на третьем этаже жилого корпуса ширина дверей эвакуационных выходов из жилых блоков в общий коридор, на первом этаже лечебного корпуса ширина двери эвакуационного выхода из помещений №22,23,24,25 в общий коридор в свету менее требуемой 0,8 метра. Фактически установлены полимерные двери с шириной выхода в свету 0,723 метра (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.89, СП 1.13130.2009 п.4.2.5);
10 - перед эвакуационным выходом из коридора второго этажа, ведущего из помещения кинозала наружу, отсутствует входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери. Фактически перед дверью расположены ступени, ведущие вниз. (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.89, СП 1.13130.2009 п.5.2.3);
11 - на уровне второго этажа со стороны эвакуационных выходов из кинозала наружу устроено помещение коридора, при этом покрытие данного помещения выполнено из деревянных конструкции с утеплением пенополистиролом. В здании II степени огнестойкости минимально требуемый предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий должен быть не менее RE15. Класс пожарной опасности строительных конструкций должен быть не ниже К0 (документов, подтверждающих предел огнестойкости и класс пожарной опасности покрытия, не предоставлено) (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.58, таб. 21; ст.87, таб.22);
12 - вентиляционная камера, расположенная на уровне этажа зимнего сада, используется для хранения различного оборудования, мебели и других предметов (ППР в РФ п.23);
13 - в подвальном этаже жилого корпуса размещены складские помещения категорий В2-ВЗ (предоставлены расчеты категорий, выполненные ООО «Пожноватис» согласно методике СП 12.13130- 2009) (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.52, СП 4.13130.2013 п.5.2.4);
14 - предоставлены не верные расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности для помещений вентиляционных камер. В расчетах использована методика СП 12.121.13130-2009, при этом для определения категории вентиляционных камер необходимо применять п.6.6 СП 7.13130.2013 (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст.27, СП 7.13130.2013 п. 6.6);
15, 16 - дверь эвакуационного выхода из общего коридора 3-го этажа, и из общего коридора 4-го этажа в лестничную клетку (помещение а по техпаспорту) имеет две створки, при этом более узкая створка не оборудована устройством для самозакрывания (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 ст.88 часть 19; СП 1.13130-2009 п.4.2.7; СНиП И-2-80 п.4.8);
17 - помещение дворников (подвал жилого корпуса помещение №13 по техпаспорту) не оборудовано дымовыми пожарными извещателями (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 ст. 83; СП 5.13130.2009 п.А.3); 18 - в подвальном этаже жилого корпуса помещения вентиляционных используются для складирования различных горючих веществ и материалов (ППР в РФ п.23);
19 - в подвальном этаже жилого корпуса помещение электрощитовой используется для складирования различных горючих веществ и материалов (ППР в РФ п.23, 42);
20 - в подвальном этаже жилого корпуса отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами, кабелями, трубопроводами и технологическими коммуникациями не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (ППР в РФ п.22);
21 - проложена и эксплуатируется линия электропередачи по горючей кровле банкетного зала (ППР в РФ п.41);
22 - при постоянном недостатке давления во внутреннем противопожарном водопроводе в жилом корпусе не предусмотрено устройство пожарной насосной установки. (Фактически в водораспределительном узле, в подвале на два стояка пожарных кранов установлен один бытовой насос повыситель) (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 ст. 86 СП 10.13130.2009 п. 4.2.1);
23 - в подвальном помещении лечебного корпуса (помещение №10 по техпаспорту утроено складское помещение) (ППР в РФ п. 136);
24, 25 - в подвальном помещении лечебного корпуса, жилого корпуса эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППР в РФ п. 42);
26 - не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного. Фактически на каждом этаже жилого корпуса находятся по два дежурных, при этом на каждом этаже в наличии 1 электрический фонарь и 1 СИЗОД) (ППР в РФ п. 9), за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
С протоколом об административном правонарушении и.о. директора Общества ФИО6 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ей разъяснены, копия протокола вручена в тот же день; от объяснений к протоколу отказалась (л.д. 9-12).
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ч.1 ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров (далее – Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Так согласно ч.4 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ), в случае, если положениями № 123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с п.55 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Статьей 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года предусмотрены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Согласно п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». П. 7.104, 7.105 Свода правил «Естественное и искусственное освещение» (далее – СП 52.13330.2011) предусматривает разделение аварийного освещения на эвакуационное и резервное. Эвакуационное освещение подразделяется на освещение путей эвакуации; аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения. Освещение путей эвакуации в помещениях следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в зоне каждого изменения направления маршрута; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации.
П. 33, 43 ППР в РФ предусматривает обеспечение руководителем организации соблюдения проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей и выходов.
Статьей 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусмотрены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях.
Область применения покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.6).
В спальных и палатных помещениях не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (ч.7).
Согласно п.107 ППР в РФ в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации.
В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Пункт 4.3.4 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 предусматривает ширину горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов не менее: 1,0 м.
Согласно п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.
В соответствии с п.5.2.3 СП 1.13130.2009 перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты, статьей 87 № 123-ФЗ предусмотрены требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков. Так согласно табл.21, 22 в здании II степени огнестойкости минимально требуемый предел огнестойкости строительных конструкций бесчердачных покрытий должен быть не менее RE15. Класс пожарной опасности строительных конструкций должен быть не ниже К0.
Согласно п.22 ППР в РФ руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
На объектах защиты запрещается хранить и применять в подвалах и цокольных этажах зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (п.23 ППР в РФ).
В соответствии с п.42 ППР в РФ запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
В соответствии с п.5.2.4 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.
В силу ст.27 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года по пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на категории. Пунктом 6.6 Свода Правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» предусмотрены требования к отнесению по категориям помещений для вентиляционного оборудования вытяжных систем общеобменной вентиляции и местных отсосов по взрывопожарной и пожарной опасности.
В силу ч.19 ст.88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года 19. объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами. П.4.2.7 СП 1.13130.2009 двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.), что согласуется с п.4.8 СНиП II-2-80.
Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03),
Статьей 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года предусмотрены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» СП 5.13130.2009 предусмотрен для проектирования автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения. Помещения при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Пунктом 41 ППР в РФ запрещается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.
Статьей 86 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года предусмотрены требования к внутреннему противопожарному водоснабжению. П. 4.2.1 Свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» при постоянном или периодическом недостатке давления во внутреннем противопожарном водопроводе надлежит предусматривать устройство пожарных насосных установок.
Пункт 136 ППР в РФ запрещает размещать в подвальных и цокольных этажах мастерские, склады и кладовые, не предусмотренные проектной документацией.
На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 9 ППР в РФ).
Таким образом, нарушения, указанные в пунктах 1-26 акта проверки, имели место на момент проверки ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» государственным инспектором.
Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно представленным материалам дела ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» является лицом, ответственным за надлежащее противопожарное состояние принадлежащего ему объекта защиты.
При этом судья полагает, что проверка, проведенная на основании распоряжения начальника ОНДиПР № УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта защиты территории, здания, помещений ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» является законной и обоснованной, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ЮБ-П4-6516 и распоряжения заместителя министра МЧС РФ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вывод государственного инспектора о доказанности вины ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Каких-либо противоречий в выводах должностного лица не имеется, при этом все выводы мотивированы и убедительно изложены в постановлении и не вызывают сомнений в их правильности.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена.
Выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Привлечение ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Кроме того, привлечение ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, имевших место и выявленных государственным инспектором при проверке Общества, не зависит от наступления неблагоприятных последствий, при этом достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в сфере пожарной безопасности считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Выявленные нарушения пожарной безопасности могут повлечь возникновение угрозы безопасности жизни и здоровью людей, находящихся в здании Общества, в том числе и в ночное время, а также представлять угрозу для собственности.
Судья считает вину юридического лица в совершенном правонарушении доказанной. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода судьи о виновности ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по принятию мер для устранения допущенных нарушений противопожарного режима по постановлению № от 05 сентября 2019 года, предусмотренные ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, судья считает, что в данном случае возможно применение положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождение заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из положений ст.2.9 КоАП РФ и п.21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из пояснений защитника юридического лица, материалов дела, Обществом предпринимались активные меры по устранению допущенных нарушений и на момент рассмотрения дела заключен договор подряда на выполнение работ по разработке проектной документации для прокладки новых пожарных гидрантов, разрабатывается проектная документация на расширение эвакуационных выходов (пункты нарушений 1, 8, 9). Устранены нарушения в полном объеме по пунктам 2, 6, 7, 10, 11, 12, 15-21, 23-26). По нарушениям, указанным в пунктах 3-5, 13, 14, 20, 22 приняты меры по устранению нарушений. По мере поступления денежных средств в полном объеме устранят нарушения по замене напольных покрытий, отделке потолка, ремонт кинозала, а также после ремонта будет определена категорийность и назначение помещений, установлены генераторы в жилом и медицинском корпусах.
Применительно к обстоятельствам дела не усматривается явного пренебрежительного отношения лица, привлеченного к административной ответственности к выполнению требований пожарной безопасности, напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о готовности соблюдать требования пожарной безопасности. В связи с чем цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута при вынесении устного замечания.
В связи с вышеизложенным, учитывая положения Европейской конвенции о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии достаточных оснований для освобождения ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Судья находит постановление должностного лица подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, полагая ограничиться устным замечанием, освободив ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление о назначении административного наказания № от 05 сентября 2019 года, вынесенное главным государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Металлург» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить ООО «Санаторий- профилакторий «Металлург» от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
СУДЬЯ: