дело № 2-486/2019
10RS0013-01-2019-000628-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2019 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
с участием прокурора Рудь Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Кодинцову А.В,, Кодинцовой Н.П, о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречному иску Кодинцовой Н.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском по тем основаниям, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение, расположенное по адресу: ..., которое является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Истец просит прекратить право пользования Кодинцовой Н.П., Кодинцовым А.В. указанной квартирой и выселить без предоставления иного жилого помещения.
Кодинцова Н.П. обратилась со встречным иском, просит признать за ней право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ..., указывая, что Кодинцов А.В. в 1997 г. был вселен в спорное жилое помещение с семьей на основании ордера, присвоение квартире статуса «служебная» произведено в 1999 г., между тем квартира уже была распределена, сведений о наличии между сторонами договора найма специализированного жилого помещения не имеется.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Прионежского муниципального района.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Кодинцова Н.П., ее представитель Перов И.Л., действующий на основании ордера, в судебном заседании возражали против первоначального искового заявления, просили удовлетворить встречное исковое требование. Кодинцова Н.П. пояснила, что на момент предоставления указанного жилого помещения ее супругу Кодинцову А.В. квартира не имела статуса «служебная».
Ответчик Кодинцов А.В. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании пояснил, что после расторжения брака с Кодинцовой Н.П. фактически проживает в г.Петрозаводске.
Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Побединский Н.М. считал требование о признании ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением и выселении обоснованными, в удовлетворении встречного иска просил отказать.
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Прионежского муниципального района в судебном заседании не присутствовал, извещены надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Суд, заслушав ответчика, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, приходит к следующим выводам.
Установлено, что согласно справке о регистрации общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» по состоянию на хх.хх.хх г. Кодинцов А.В. зарегистрирован по месту жительства постоянно по адресу: ... хх.хх.хх г. Совместно с ним по данному адресу с хх.хх.хх г. зарегистрирована Кодинцова Н.П.
Брак между Кодинцовой Н.П. и Кодинцовым А.В. прекращен хх.хх.хх г. на основании решения мирового судьи судебного участка Прионежского района от хх.хх.хх г.
По информации администрации Гарнизонного сельского поселения совместно с Кодинцовой Н.П. по указанному адресу проживает ее дочь ФИО10, родившаяся хх.хх.хх г., зарегистрированная по адресу регистрации своего отца ФИО9: ....
На основании постановления Главы самоуправления города Петрозаводска № от хх.хх.хх г. квартира по адресу: ... введена в категорию «служебная». Указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района.
Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от хх.хх.хх г. № право оперативного управления федерального государственного учреждения «Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района» в отношении ... Республики Карелия прекращено, имущество, в том числе спорное жилое помещение, закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В акте от хх.хх.хх г., составленном в целях соблюдения порядка пользования жилыми помещениями в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, указано на факт проживания Кодинцовой Н.П. в квартире по адресу: ..., квартиросъемщиком является Кодинцов А.В.
Пунктом 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
В силу ст.6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения ответчиков в жилое помещение, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления (статьи 28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Исходя из положений ст.105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что с Кодинцовым А.В. хх.хх.хх г. был заключен контракт о прохождении службы на пять лет, Кодинцов А.В. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ... хх.хх.хх г., Кодинцова Н.П. -с хх.хх.хх г. Ответчики фактически проживали в квартире с момента регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений») предусматривалось, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Исходя из приведенных положений статей 47, 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР признаком служебного жилого помещения (до введения в действие Жилищного кодекса российской Федерации до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Документы, предусмотренные положениями Жилищного кодекса РСФСР, подтверждающие предоставление жилого помещения Кодинцову А.В. как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) отсутствуют.
Довод Кодинцовой Н.П. о том, что жилое помещение было отнесено к категории служебных после вселения ее семьи в спорное жилое помещение не свидетельствует о том, что жилое помещение предоставлялось на условиях найма, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом также не принималось.
хх.хх.хх г. Кодинцов А.В. обращался в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о безвозмездной передаче жилого помещения по адресу: ..., в порядке приватизации в собственность, однако хх.хх.хх г. указанное заявление было отозвано. хх.хх.хх г. Кодинцова Н.П. обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о приватизации жилого помещения по указанному адресу. Договор о безвозмездной передаче жилья в собственность в порядке приватизации подписан не был ввиду того, что указанный объект недвижимости в соответствии с постановлением Главы самоуправления г.Петрозаводска от хх.хх.хх г. № имеет статус специализированного жилого помещения с отнесением к служебным жилым помещениям.
Таким образом, доводы истца по встречному иску о том, что ей не было известно о статусе занимаемой квартиры, опровергаются материалами дела.
Из выписки из приказа начальника 248 Управления начальника работ от хх.хх.хх г. № следует, что Кодинцов А.В. досрочно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с хх.хх.хх г.
Кодинцовым А.В. лицевой счет не закрыт, жилое помещение не передано в установленном порядке.
хх.хх.хх г. ответчику Кодинцову А.В. направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, в котором указано, что в случае непредставления документов, а также отсутствия оснований для проживания в указанном жилом помещении, необходимо освободить занимаемое жилое помещение.
Требование Кодинцовым А.В. не исполнено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, требования истца о признании ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о выселении ответчиков из жилого помещения, суд принимает во внимание, что Кодинцов А.В. фактически из квартиры выехал, проживает в доме по адресу: ..., принадлежащем ему на праве общей долевой собственности. В спорном жилом помещении фактически проживает Кодинцова Н.П.
В соответствии с ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР
В ч.2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п.4 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения члены семьи военнослужащего.
Между тем, на хх.хх.хх г., т.е. на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Кодинцов А.В. не являлся военнослужащим, он был исключен из списков части, соответственно, суд не соглашается с доводом истца по встречному иску о невозможности выселения из квартиры без предоставления иного жилого помещения
Учитывая изложенное, суд считает, что требования о выселении ответчиков из жилого помещения подлежат удовлетворению частично, принимая во внимание, что ответчик Кодинцов А.В. из жилого помещения выехал.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Прионежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина 300 рублей, по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Кодинцову А.В., Кодинцовой Н.П, о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить частично.
Прекратить Кодинцову А.В,, Кодинцовой Н.П, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... ....
Выселить Кодинцову Н.П, из жилого помещения расположенного по адресу: ... без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска Кодинцовой Н.П, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма отказать.
Взыскать с Кодинцова А.В., Кодинцовой Н.П, в доход бюджета Прионежского муниципального района государственную пошлину 300 рублей по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2019 г.