Дело № 2 – 1648 / 12 <.....>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2012 года город Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Шумайловой Е.П.,
при секретаре Ахметсафиной А.Р.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <.....> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <.....>, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации города <.....>, администрации <.....> о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <.....> обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с иском к ответчикам о предоставлении на условиях договора социального найма благоустроенной квартиры в пределах <АДРЕС>, отвечающей всем установленным требованиям, общей площадью не менее 75 кв. м., указав, что <АДРЕС> относится к муниципальному жилищному фонду. В <АДРЕС> проживает ФИО1, совместно с которым проживают члены его семьи: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5. Финансовый лицевой счет открыт на имя ФИО1. Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии от (дата) дом признан непригодным для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, так как находится в ветхом состоянии и не соответствует санитарно – техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, другого жилого помещения у ФИО1 и членов его семьи не имеется. До настоящего времени каких – либо мер к расселению жильцов и сносу дома собственник не предпринимал. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п. 5 ст. 57 ЖК РФ). В силу решения Пермской городской Думы от (дата) №... норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В соответствии с действующим жилищным законодательством просит предоставить ФИО1 и членам его семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, общей площадью не менее чем 75, 0 кв. м..
В дальнейшем прокурор <.....> предъявленные исковые требования уточнил, просит, в соответствии с действующим жилищным законодательством, предоставить ФИО1 и членам его семьи на состав семьи из пяти человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, общей площадью не менее чем 75, 0 кв.м..
Представитель истца в судебном заседании предъявленные исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, пришло в непригодное для проживания состояние. Актом обследования от (дата) и заключением межведомственной комиссии от (дата) жилые помещения в данном жилом доме признаны непригодным для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат. Просит предоставить ФИО1 на семью из пяти человек по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью 75, 0 кв.м., исходя из утвержденной учетной нормы жилья.
Соистцы, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают (л. д. ). В предыдущем судебном заседании исковые требования также поддержали, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, администрации <.....>, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л. д. ), в представленном ранее письменном отзыве указал, что считает администрацию района ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку администрация района не наделена функциями по предоставлению жилых помещений, ведомственным жилищным фондом не располагает и не имеет реальной возможности предоставить жилое помещение (л. д. 31).
Представитель ответчика, администрации города <.....>, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л. д. ), заявлений, ходатайств не представил, в представленном ранее письменном отзыве указал, что исковые требования не признает, так как ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города <.....> не состоят. В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в установленном законом порядке: 1) признаны малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, прав на получение жилого помещения не менее нормы предоставления у них не имеется. В связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 75, 0 кв. м. (л. д. 71 - 72).
Представитель 3 лица, МКУ «<.....>», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л. д. ), в представленном ранее письменном отзыве указал, что расселение домов непригодных для проживания производится за счет средств ведомственной целевой программы «Переселение граждан города <.....> из аварийного жилищного фонда на 2009 – 2013годы», утвержденной Постановлением администрации <АДРЕС> от (дата) №.... В случае, если <АДРЕС> включен в указанный перечень, жилое помещение ФИО1 и членам его семьи будет предоставлено в рамках данной программы. Если программа не утверждена и дом не включен в план сноса – администрация города <.....> не сможет предоставить ФИО1 и членам его семьи жилое помещение ввиду отсутствия свободных жилых помещений (л. д. 68 - 69).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что в жилом помещении, в двухкомнатной квартире, общей площадью 47, 5 кв. м., в том числе жилой площадью 31, 0 кв. м., расположенной по адресу: <АДРЕС>, зарегистрированы и проживают: ФИО1, (дата) года рождения, ФИО2, (дата) года рождения, ФИО3, (дата) года рождения, ФИО4, (дата) года рождения, и ФИО5, (дата) года рождения, что подтверждается справкой о составе семьи МКУ «<.....>» №... от (дата), копиями паспорта (л. д. 8, 42 – 46). Нанимателем жилого помещения является ФИО1, что подтверждается ордером на жилое помещение №... от (дата) (л. д. 46).
Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте, а также плану и экспликации, <АДРЕС>, расположенная в <АДРЕС>, состоит из двух комнат жилой площадью: 18, 7 кв.м., и 12, 3 кв.м., общая площадь квартиры составляет 47, 5 кв. м., жилая - 31 кв.м. (л. д. 14 – 21).
Актом и заключением межведомственной комиссии от (дата) жилые помещения в <АДРЕС> отнесены к категории непригодных для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат в связи с ветхим состоянием, так как износ дома по состоянию на (дата) составил 73 % (л. д. 11 – 13).
До настоящего времени какие – либо работы по реконструкции дома или ремонтные работы не производились, каких – либо мер к расселению жильцов и сносу дома собственником не предпринимается.
По сведениям управления жилищных отношений администрации города <.....> № №... от (дата) ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. <.....> не состоят (л. д. 40).
Согласно решению комитета социальной защиты населения администрации города <.....> №... от (дата), ФИО3, (дата) года рождения, ФИО1, (дата) года рождения, ФИО2, (дата) года рождения, ФИО4, (дата) года рождения, ФИО5, (дата) года рождения, признаны малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (л. д. ).
Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям ст. 86 – 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 69 ч. 2 Жилищного кодекса РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В силу частей 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенной нормы следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии с ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
При этом ч. 2 ст. 6 названного Закона не делает исключений и для предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев предоставления жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС>, находится в собственности муниципального образования «<АДРЕС>», истцы зарегистрированы и проживают по данному адресу: ФИО1 с (дата), ФИО2 с (дата), ФИО3 с (дата), ФИО4 с (дата), ФИО5 с (дата), что подтверждается копиями паспорта, справкой о составе семьи, нанимателем жилого помещения является ФИО1 (л. д. 42 – 46, 8).
Судом достоверно установлено, что проживание ФИО1 и членов его семьи в занимаемом жилом помещении невозможно в связи с тем, что оно не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, так как признано непригодным для постоянного проживания, истцам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, так как они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Также судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 участия в приватизации жилья не принимали (л. д. 9, 10), признаны малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно ч 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что семья истцов признана малоимущей в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, является нуждающейся в улучшении жилищных условий несмотря на то, что на указанном учете не состоит, суд пришел к выводу о том, что, в соответствии с требованиями ч. 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцам следует предоставить другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Перми, общей площадью не менее установленной минимальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, то есть в размере не менее 75, 0 кв.м. (ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»), находящееся в границах г. Перми, и состоящее не мене чем из двух комнат.
Обязанность по предоставлению жилья суд возлагает на собственника муниципального жилья – администрацию города <.....>.
Администрация <.....> надлежащим ответчиком по данному делу не является, основания для возложения на нее каких-либо обязанностей отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города <.....> предоставить ФИО1 на семью из пяти человек по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г. <.....>, отвечающее санитарно – техническим требованиям и степени благоустройства по г. <.....>, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 75, 0 кв.м.
В удовлетворении требований, предъявленных к администрации <.....>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Шумайлова
<.....>
<.....>
<.....>