Дело № 12/1-879-2017 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь 27 сентября 2017 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «УК «Домком» Нестерова В.В. на постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 22 августа 2017 года № 426 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домком» (ООО «УК «Домком»), ОГРН 1065906034897, ИНН 5906070486, КПП 590601001 юридический адрес: 614051, г.Пермь, ул.Подольская,35,
установила:
постановлением Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 22 августа 2017 года № 426 Общество с ограниченной ответственностью «УК «Домком» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК, а именно в том, что 14 августа 2017 года с 17.24 часов по адресу: <адрес> обслуживаемым ООО «УК «Домком», выявлено не надлежащее содержание территории места накопления отходов, на входной группе подъездов №, а именно: не обеспечена уборка мусора и чистота территорий места накопления отходов; на территории, в пределах 10м за ограждением места накопления отходов складированы ветки, порубочные материалы, крупногабаритный мусор и твердо-бытовые отходы; допущено загрязнение территории города; на момент обследования не произведено кошение травы на придомовой территории, тем самым нарушены п. 3.22, п.5.3, п.5.5 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы №4 от 29.01.2008 г. Административное правонарушение выявлено повторно.
За данное правонарушение Общество с ограниченной ответственностью «УК «Домком» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Защитник ООО «УК «Домком» Нестеров В. В. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить, в обосновании жалобы указав, что Общество является организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в области управления многоквартирными домами на основании лицензии, соответственно при нарушении лицензионных требований, нарушения образуют состав по ст.14.1.3 КоАП РФ, ответственность за которое предусмотрена в соответствии с законодательством РФ, а не в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Представитель ООО «УК «Домком», представитель Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
На основании пункта 4 части 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствии указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы по жалобе, судья приходит к следующему.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4 утверждены «Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми» (далее – Правила), которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
Пункт 3.22 Правил предусматривает что, содержание территорий, на которых расположены места сбора и (или) накопления отходов, осуществляется владельцами соответсвующих мест сбора и (или) накопления отходов в пределах 10 м по периметру от границ места сбора и (или) накопления отходов.
Из пункта 5.3 указанных Правил следует, что уборка территории города в летний период производится с целью ликвидации загрязненности и запыленности территории города посредством мойки, полива, подметания и проведения других работ по содержанию территории города и включает в себя: периодическое кошение травы (при достижении травой высоты более 15 см) и уборку скошенной травы в течение 1 суток.
Согласно п.5.5 Правил владельцы объектов. Расположенных на территории города, обязаны обеспечить в установленном порядке вывоз отходов, в том числе ТБО и КГМ, жидких отходов, образующих в результате функционирования объектов.
В силу ч 2 ст. 6.7 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 г. «Об административных правонарушениях в Пермском крае» неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящей главы, те же действия (бездействие), совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за одно из нарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно предписаниям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме отнесено, в частности санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 предусматривают положение, согласно которому содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (пункт 11).
В силу требований частей 2 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации.
Пункты 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, предписывают собственнику помещений многоквартирного дома оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначенные для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, использовать в общих интересах, то есть собирать и вывозить накапливаемые в них твердые бытовые отходы, ремонтировать и содержать.
"СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, предусматривают, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, открытые, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденные зелеными насаждениями, а также возлагают ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборника и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, а также площадок и ниш под сборники, на организацию, в ведении которой находится дом (пункты 2.1.3, 2.2.10 и 6.3).
Проанализировав приведенные законоположения, судья приходит к выводу о том, что в обязанность собственников по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающую в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома или собственников индивидуальных объектов недвижимости, входит и обязанность содержать принадлежащее им имущество.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Из анализа приведенных нормативных актов и установленных обстоятельств дела следует, что заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу ТБО является прямой обязанностью компании и направлено на реализацию возложенных на нее функций по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из части 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лип и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10,2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных части 2 статьи. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме зa оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество который должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и порядок обслуживания жилищного фонда установлен Правилами и норами технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентябре 2003 года № (далее - Правила №), а также минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290 (далее - Перечень № 290).
Пункт 24 Перечня № содержит перечень работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Согласно пунктам 39,42 Правил содержания имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за не надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО УК «Домком» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, соответственно нарушение лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе в части ненадлежащей уборки придомовой территории многоквартирного дома срок и порядок которой установлен актами Правительства Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в сфере содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, юридические лица, осуществляющие управление многоквартирным домом на основании договора управления привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Пермского края от 1 сентября 2014 г. № 913-п «Об утверждении положения об инспекции государственного жилищного надзора Пермского края» уполномоченным осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Административная комиссия района города Перми является коллегиальным органом административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (пункт 1.1 типового Положения об административной комиссии района города Перми, утвержденного постановлением администрации г.Перми от 28.07.2016 года № 537).
Предусмотренная часть 2 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» ответственность за нарушение установленных муниципальным образованием правил благоустройства не может распространяться на административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена федеральным законодательством, поскольку привлечение к административной ответственности по закону субъекта РФ за совершение правонарушения, предусмотренного федеральным законом, противоречит статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности по части 2 статьи 6.7 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года № 460 –ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» за нарушение правил благоустройства возможно в случаях, когда ответственность за предусмотренные такими правилами действия (бездействие) не установлена федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
С учетом изложенного оснований для применения к ООО УК «Домком» мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 6.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», не имелось, так как административная ответственность может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации только в том случае, если она не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
За правонарушение, допущенное ООО УК «Домком» наказание прямо предусмотрено федеральным законодательством и с учетом приоритета федерального законодательства над региональным оснований для применения по отношению к нему указанных мер ответственности не имелось.
На основании изложенного, постановление административной комиссии от 22.08.2017 г. № в отношении ООО УК «Домком» подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление Административной комиссии администрации Мотовилихинского района города Перми от 22 августа 2017 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года №460-ПК в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домком» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.7 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домком» по протоколу об административном правонарушении № от 18 августа 2017 года - прекратить в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья – подпись-
Копия верна: Судья
Секретарь