Дело № 2-212/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртской Республики 16 февраля 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
с участием:
старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Афанасьевой М.Б.,
представителей ответчика МБДОУ <***> Алексеевой И.А., действующей на основании Устава, и Столяровой Е.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «<***>» М.Н.М., представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора, поданное в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <***> и Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <***> и Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Исковое заявление мотивировано тем, что учредителем образовательного учреждения и образовательным учреждением не выполняются условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений - условия пожарной безопасности, в связи с чем лицензия на образовательную деятельность образовательным учреждением не получена на протяжении длительного времени, задачи возложенные на образовательное учреждение не выполняются.
На основании распоряжения органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ <***> проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам мероприятий по надзору в Учреждении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
1) не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация в нарушение п. 14 НПБ 1 10-03, п.3 ППБ 01-03.
2) не смонтирована система оповещения людей о пожаре в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.5.1.НПБ 104-03.
3) двери помещения для хранения белья, гладильной, выполнены деревянными, не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п.3 ППБ 01-03, СНиП 2.08.02-89 п. 1.82, п.8.4 СНиП 21-01-97.
4) не разработан комплекс эксплуатационно-технической документации молниезащиты объекта, в нарушение п.3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003(справочное дополнение к инструкции п.1).
5) не проведена приемка молниезащитных устройств в нарушение ППБ 01-03 п.3,СО 153-34.21.122-2003.
6) не проводиться штатное и внеочередное обслуживание устройств молниезащиты по программе обслуживания в нарушение п.3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003.
7) в чердачном помещении вентиляционные каналы не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п. 7.11.8 СНиП 41-01-2003, п.3 ППБ-01-03.
8) деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом в нарушение п.3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85.
9) касоуры лестничных маршей выполнены металлическими и не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п.5.18 СНиП 21-01-97, п.3 ППБ 01-03.
Указанные нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ. По окончании проверки в адрес образовательного учреждения внесено предписание № по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Однако на сегодняшний день нарушения не устранены, лицензия образовательным учреждением не получены. Аналогичные нарушения выявлялись в данном образовательном учреждении в ДД.ММ.ГГГГ согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, указанные нарушения пожарной безопасности носят систематический характер и не устраняются образовательным учреждением на протяжении нескольких лет, не смотря па внесения предписаний и привлечений руководителя к административной ответственности.
Более того, в связи с имеющимися нарушениями пожарной безопасности образовательное учреждение осуществляет незаконно деятельность без лицензии, так как срок старой лицензии на образовательную деятельность истек, а для получения новой лицензии необходимо устранение нарушений пожарной безопасности.
Бездействие образовательного учреждения и его учредителя, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоровье, как участников образовательного процесса, так и других лиц, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.
Предъявление заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы на безопасные условия жизнедеятельности нарушены незаконным бездействием, защитой прав и законных интересов малолетних воспитанников МБДОУ <***>, которые в силу возраста не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого бездействия.
Просит суд, обязать МБДОУ <***> и Администрацию МО «<***> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, отражённые в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Афанасьева М.Б. заявленные исковые требования уточнила, просила при недостаточности денежных средств у МБДОУ <***> на устранение указанных нарушений пожарной безопасности, возложить обязанность по их устранению на Администрацию МО «<***>» в субсидиарном порядке. При этом доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала.
Представитель ответчика МБДОУ <***> Алексеева И.А. исковые требования признала, пояснила, что детским дошкольным учреждением принимаются меры по устранению указанных нарушений пожарной безопасности.
Представитель ответчика МО «<***>» М.Н.М. исковые требования признала в полном объеме, в судебном заседании пояснила, что при наличии финансирования указанные нарушения пожарной безопасности будут устранены.
Представитель ответчика Столярова Е.П. не возражала против признания иска.
Представитель третьего лица – отдела Государственного пожарного надзора г. Можги и Можгинского района, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о нерассмотрении дела в его отсутствии не заявлял.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьего лица.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании пунктов 1 и 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование - помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, относятся к компетенции образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет в соответствии с п.3 ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае получения лицензии на образовательную деятельность, в соответствие со ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании». Согласно ст. 1 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ № 277, Законом РФ «Об образовании», образовательная деятельность, подлежит лицензированию.
Требования о лицензировании установлены законодательством с целью установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора отдела государственного пожарного надзора г. Можги, Можгинского и Граховского районов Я.Д.Я. проведена проверка в отношении МБДОУ <***>, осуществляющего деятельность в здании, расположенном по адресу: <***>.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности: не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация в нарушение п. 14 НПБ 1 10-03, п.3 ППБ 01-03; не смонтирована система оповещения людей о пожаре в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.5.1.НПБ 104-03; двери помещения для хранения белья, гладильной, выполнены деревянными, не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п.3 ППБ 01-03, СНиП 2.08.02-89 п. 1.82, п.8.4 СНиП 21-01-97; не разработан комплекс эксплуатационно-технической документации молниезащиты объекта, в нарушение п.3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003(справочное дополнение к инструкции п.1); не проведена приемка молниезащитных устройств в нарушение ППБ 01-03 п.3,СО 153-34.21.122-2003; не проводится штатное и внеочередное обслуживание устройств молниезащиты по программе обслуживания в нарушение п.3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003; в чердачном помещении вентиляционные каналы не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п. 7.11.8 СНиП 41-01-2003, п.3 ППБ-01-03; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом в нарушение п.3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85; касоуры лестничных маршей выполнены металлическими и не имеют требуемого предела огнестойкости в нарушение п.5.18 СНиП 21-01-97, п.3 ППБ 01-03.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации,- собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Можгинского района <***> учредителем Учреждения является муниципальное образование «<***>». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «<***>» осуществляет Администрация муниципального образования «<***>».
В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ представитель ответчика МБДОУ <***> Алексеева И.А. и представитель ответчика МО «<***>» М.Н.М. в судебном заседании признали исковые требования прокурора, им разъяснены последствия признания иска.
Суд принимает признание иска ответчиками, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <***> и Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать МБДОУ <***> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, отражённые в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1) смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию;
2) смонтировать систему оповещению людей о пожаре;
3) установить двери помещения для хранения белья, гладильной с требуемым пределом огнестойкости;
4) разработать комплекс эксплуатационно-технической документации молниезащиты объекта;
5) провести приемку молниезащитных устройств;
6) провести штатное и внеочередное обслуживание устройств молниезащиты по программе обслуживания;
7) выполнить в чердачном помещении вентиляционные каналы с требуемым пределом огнестойкости;
8) обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом;
9) выполнить касоуры лестничных маршей с требуемым пределом огнестойкости;
При недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <***> на устранение указанных нарушений пожарной безопасности возложить обязанность по их устранению на Администрацию муниципального образования «<***>» в субсидиарном порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.А. Шуравин