Дело №12-128/2020
УИД:26RS0017-01-2020-004108-62
Р Е Ш Е Н И Е
11 января 2021 года г. Кисловодск
Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Коротыч А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда жалобу директора ООО «АТТ» Саградова Д.В. на постановление старшего государственного инспектора Кавминводского отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21КРФоАП,
установил:
01 сентября 2020 г. заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции Калмыковым М.Н., в отношении должностного лица – директора ООО «АТТ» Саградова Д.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21КРФоАП – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено для рассмотрения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
05.10.2020 старшим государственным инспектором Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. вынесено постановление №110 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «АТТ» директора ООО «АТТ» Саградова Д.В. которым он был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Саградов Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным и отменить. В жалобе указал, что при проведении проверки, а так же производстве по делу об административном правонарушении определение о назначении экспертизы не выносилось; между ООО «АТТ» и ООО «АТМ» было заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. ООО «АТТ» занимается реализацией нефтепродуктов, при этом, эксплуатацию опасного производственного объекта осуществляет сторонняя организация, имеющая всю необходимую разрешительную документацию для осуществления деятельности, в том числе лицензию. Данная организация является эксплуатирующей опасный производственный объект, к ней переходят все риски, ответственность и обязанность по эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями законодательства РФ. Данные действия эксплуатирующая организация осуществляет с помощью своей рабочей силы, в том числе непосредственная заправка автотранспорта СУГ. ООО «АТТ» осуществляет действия исключительно по реализации нефтепродуктов / СУГ. В виду указанного, действия ООО «АТТ» по продаже СУГ исключают возможность причинения вреда окружающей среде, так как обществом осуществляется непосредственный прием денежных средств, а заправку транспортных средств осуществляют сотрудники ООО «АТМ»; отсутствуют доказательства эксплуатации АГЗС и возможность загрязнения окружающей среды, водных ресурсов, недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки; не доказан умысел на совершение административного правонарушения; не были установлены надлежащие ответственные лица; не доказана причинно-следственная связь между эксплуатацией АГЗС и возможным загрязнением окружающей среды, водных ресурсов, недр и гидроминеральных ресурсов; в постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не раскрыто содержание доказательств, положенных в обоснование выводов о наличии состава административного правонарушения, а также достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении; в постановлении при определении источника загрязнения атмосферного воздуха имеется ссылка на то, что ООО «АТТ» является владельцем АГНКС и приводятся расчеты загрязнения, предусмотренные для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, которых во владении у ООО «АТТ» не имеется.
В судебное заседание представитель Саградов Д.В. и его представительКуцаков А.В., действующий на основании доверенности, не явились. От Саградова Д.В. поступило ходатайство о переносе судебного заседания на другой срок, в связи с занятостью представителя в другом процессе.
Старший государственный инспектор Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лобанова О.В. направила в суд заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 25.1 КРФоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как указано выше, Саградов Д.В. просил перенести судебное заседание не другой срок в связи с занятостью его представителя в другом процессе. Вместе с тем, каких-либо доказательств этому суду не представил, также не представил доказательств невозможности личного участия при рассмотрении его жалобы.
Таким образом, суд считает, что оснований для отложения судебного заседания не имеется, поэтому рассматривает жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы настоящего административного дела в полном объеме, изучив доводы, изложенные в жалобе, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.8.21КРФоАП, нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, 01 сентября 2020 г. заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции Калмыковым М.Н., в отношении должностного лица – директора ООО «АТТ» Саградова Д.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Было установлено, что должностным лицом - директором ООО «АТТ» Саградовым Д.В. в период времени с 20.07.2020 по 01.09.2020 на земельном участке с кадастровым номером 26:34:090101:23 по адресу: г. Кисловодск, ул. Римгорская, построена и осуществляет торговлю моторным топливом автозаправочная станция, состоящая из заправочной колонки, металлического вагончика, склада горюче-смазочных материалов в виде металлической емкости объемом 9,88 куб.м., предназначенной для хранения смеси пропан – бутановой, с нарушением требований ст.ст. 16, 16.1, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 34 – 36 Федерального закона от 10.02.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно:
при проектировании, размещении и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности не обеспечено непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
- при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений не учтен фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
- размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха не согласовывано с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.
- при вводе в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не обеспечено непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
- нарушен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
- нарушен запрет на размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено для рассмотрения в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю г. Кисловодск.
Постановлением № 110 от 05.10.2020, вынесенным старшим государственным инспектором Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лобановой О.В. должностное лицо директор ООО «АТТ» Саградов Д.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий; при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.
При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
Частью 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 8 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 35 Закона № 7 – ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из содержания ч.1 ст. 36 Закона №7 - ФЗ при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), разработанное ОАО «НИИ Атмосфера». Аналогичные положения содержатся в Методических пособиях по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенных в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические пособия).
Согласно п. 2 подраздела 1.1 раздела 1 Методических пособий все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) предназначены для получения сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива; для заправки газобаллонных автомобилей и передвижных автогазозаправщиков сжатым природным газом.
Нормальный технологический процесс на АГНКС допускает возможность выброса загрязняющих веществ в атмосферу природного газа (включая одорант-СПМ - (смесь природных меркаптанов)).
Источниками выделения природного газа на АГНКС являются: емкость шланга газозаправочной колонки или заправочной рампы; предохранительные клапаны; сепараторы, адсорберы, аккумуляторы; аварийные утечки из запорной арматуры или технологического оборудования при их неисправностях;
Одорант представляет собой смесь низкокипящих меркаптанов: 30 % этилмеркаптана, 50-60 % пропил меркаптанов и 10-20 % изобутилмеркаптанов или 50-75 % этилмеркаптана, 5-25 % пропилмеркаптанов, 1- 4 % изобутилмеркаптанов. (п. 6.1, 6.4, 6,5, 7.1 Инструкции по расчету и нормированию выбросов АГНКС).
Одорант входит в перечень загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (№), утвержденномпостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».
Из изложенного следует, что автозаправочная станция ООО «АТТ» на земельном участке с кадастровым номером 26:34:090101:23 является источником загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, факт совершения должностным лицом ООО «АТТ» ФИО7 административного правонарушения должным образом установлен, наказание за его совершение назначено в пределах санкций предусмотренных ч.3 ст. 8.21КРФоАП.
При назначении административного наказания учтены конкретные обстоятельства дела, характер совершенного должностным лицом административного правонарушения. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КРФоАПдля данной категории дел, существенных нарушений процессуальных требований при его вынесении не имеется.
В соответствии со ст. 30.7КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ № 110, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. 05 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.3 ░░. 8.21░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░