Решение по делу № 2-6329/2020 ~ М-4659/2020 от 01.09.2020

№ 2-6329/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск                         30 октября 2020 года

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Климовой Ю.А.,

при секретаре Шумиловой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить лекарственным препаратом по жизненным показаниям,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить лекарственным препаратом по жизненным показаниям.

В обоснование заявленных требований указала, что ее ребенок ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает кистозным фиброзом (муковисцидозом). Диагноз муковисцидоз, смешанная форма, тяжелое течение поставлен в ноябре 2016 года. Длительность заболевания вставляет 4 года. Течение заболевания тяжелое. Хронический гнойный обструктивный бронхит, обострение бронхолегочного процесса по бронхитическому типу. ДН-1, хроническая панкреатическая недостаточность, тяжелая степень. Состояние после хирургического лечения кишечной непроходимости на фоне мекониального илеуса. Микробиологический диагноз - хронический высев синегнойной палочки, рост MSSA.

Согласно справке бюро медико-социальной экспертизы МСЭ-20ДД.ММ.ГГГГ718 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком - инвалидом.

Так же указала, что ее ребенок ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает кистозным фиброзом (муковисцидозом). Диагноз муковисцидоз, смешанная форма, тяжелое течение поставлен в ноябре 2016 года. Длительность заболевания вставляет 4 года. Течение заболевания тяжелое. Хронический гнойный обструктивный бронхит, ДН-0, хроническая панкреатическая недостаточность, тяжелая степень. Состояние после хирургического лечения кишечной непроходимости на фоне мекониального илеуса. Релапаратомия по поводу спаечной непроходимости. Порок развития половой вены. Микробиологический диагноз - хронический высев синегнойной палочки, рост MSSA.

Согласно справке бюро медико-социальной экспертизы МСЭ-20ДД.ММ.ГГГГ717 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком - инвалидом.

Истец указывает, что ФИО3 и ФИО5 имеют право на льготное лекарственное обеспечение с учетом требований ст. 6.1, 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи». Право детей на бесплатное лекарственное обеспечение необходимыми препаратами обусловлено наличием у детей диагноза - муковисцидоз (кистозный фиброз) (Е84.8), смешанная форма, тяжелое течение. На основании данного диагноза дети включены в Федеральный регистр больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Согласно протоколам врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «<адрес> больница» поликлиника , детям ФИО3 и ФИО2, по жизненным показаниям был назначен лекарственный препарат «Пульмозим» по 2,5 мг. 2 раза в день, потребность в месяц 60 небул, потребность в год 720 небул или 122 печки .

Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> не закупил препарат «Пульмозим», а произвел закупку препарата «Тигераза».

ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась с письменным заявлением к Министерству здравоохранения <адрес>, в котором просила провести индивидуальную закупку препарата «Пульмозим» в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N 103-Р «Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами», ответа письменное заявление от Министерства Московской еще не поступало.

Истец полагает, что бездействие Министерства здравоохранения <адрес> по обеспечению ФИО3, ФИО2 лекарственным препаратом незаконным, нарушающим права детей-инвалидов и просит обязать ответчика и обеспечить ее детей лекарственным препаратом по жизненным показаниям.

Истец ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. К привлеченному по ходатайству ответчика соответчику Министерству здравоохранения Российской Федерации требований не заявила.

Представитель истца ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Указала, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Представитель ответчика по доверенности – ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, ФИО1 несет расходы, связанные с обеспечением лекарственными препаратами лиц больных муковисцидозом. Они покрываются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации (ч. 9.2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ).

Вместе с этим в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона № 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.

Согласно Приложению распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ - р лекарственный препарат Дорназа альфа входит в перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико- уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (III. Лекарственные препараты, которыми обеспечиваются больные муковисцидозом). Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет закупку лекарственного препарата Дорназа альфа под торговым наименованием «Тигераза». Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Министерство здравоохранения Российской Федерации представителя в суд не направило.

Представитель третьего лица УЗ МО «<адрес> больница» так же полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО11 пояснил, что является профессором кафедры детских болезней и возглавляет управление общероссийского педиатрического респираторного общества, а в министерстве я занимает общественную должность, как главный внештатный специалист, в обязанности которого входит консультация тяжелых больных и решение организационных вопросов.

Указал, что препарат Тигераза эквивалентен препарату Пульмозим, оба препарата зарегистрированы в России, они абсолютно биоэквивалентны, то есть одинаковы по своему составу и своему терапевтическому действию и по всем реакциям. Если сравнить аннотации, то они практически одинаковые. Эти препараты взаимозаменяемы. Что касается назначения, то раньше был только один препарат, сейчас их два и они биоэквивалентны. По Москве с июня месяца более двухсот детей получают Тигеразу с положительным эффектом.

Решение врачебной комиссии обосновано в том случае, если есть для этого какие-либо основания, основанием может быть непереносимость лекарственного вещества, либо отсутствие эффекта от этого вещества. Исходя из этого врачебная комиссия, которая была проведена, нарушила основополагающие основы, которые должны использоваться медицинскими работниками при назначении препаратов. В данном случае необходимо провести консилиум независимых специалистов с решением, которое определит проведение повторной врачебной комиссии, либо оставит данное заключение в силе.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12, пояснила, что является врачом-педиатром в детском консультативном центре <адрес>, основывала отделение, в котором лечатся дети истца и была его руководителем пока не ушла по состоянию здоровья, ещё является руководителем научно-клинического отдела муковисцидоза медико-генетического научного центра, экспертом ФИО1 и европейским.

Указала, что пациенты центра получают Дорназу альфа согласно клиническим рекомендациям как базовую терапию, препарат до этого был единственный в стране Пульмозим, но по окончании патента был зарегистрирован другой препарат, биоаналог - Тигераза. Этот препарат был зарегистрирован на основании всех документов, которыми пользуются органы при регистрации в нашей стране. Препарат был зарегистрирован в конце 2019 года, но еще он не поступил в продажу и мы не могли его назначать, а далее стали указывать Дорназу альфа по международному непатентованному наименованию, и когда пациенты после длительного периода появились у нас в центре, ФИО6 Юрьевна писала по МНН, и сейчас вся страна получает этот препарат. У нас в родительском сообществе существует некоторое недоверие к этому препарату. Хотя на Пульмозим тоже есть нежелательные побочные реакции, если посмотреть отчеты европейские и мировые, а они охватывают десятки тысяч человек, которые получали Пульмозим. Это базисный препарат, муколитик, который способствует тому, чтобы мокрота была более жидкой и легче отходила, но он действует постепенно, в течении дня. Это базисный препарат, хотя только в нашей стране он назначается в 100% случаев, по европейским и американским регистрам пациенты его получают в 50% случаев, они его индивидуально подбирают, но в нашей стране, пациенты не всегда имеют доступ к специалистам по муковисцидозу и нет такого количества специализированных центров как в Европе.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО13 пояснила, что до 2020 года Пульмозим это был единственный препарат на нашем рынке. По международному непатентованному наименованию это Дорназа альфа, а по торговому наименованию Пульмозим. Он был единственный в стране. В 2020 году появился биоаналог - Тигераза. Это федеральная программа, и закупки Дорназы алфы происходит по ней. В 2020 году мы узнали, что конкурс выиграла Дорназа альфа в виде Тигеразы по торговому наименованию. Поэтому с 2020 года мы пишем Дорназу альфа, потому что у нас теперь есть два препарата. Но закупка Минздрава была на всех именно Тигеразы.

Все пациенты могут приехать и первую ингаляцию провести под наблюдением врача. Мы наблюдаем, делаем выводы, если все хорошо, отпускаем домой, но пока ничего плохого не было. Такие прецеденты есть, это все делается под врачебным контролем, это абсолютная норма, это допустимо. Это может быть амбулат, может быть дневной стационар, но мне кажется, что для этого не нужно класть в стационар круглосуточный, но это опять же будет выбор родителей. У нас есть возможность круглосуточного наблюдения за такими пациентами. Но если бы у нас был выбор, мы ничего конечно не меняли бы.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО14 пояснила, что рекомендации по назначению препарата Пульмозим были предыдущего календарного года, необоснованность заключения врачебной комиссии заключалась в руководстве рекомендациями практически годичной давности. На рынке появился препарат, который доказал свою не только биоэквивалентность, пройдя все согласительные процедуры, но в том числе доказал свою терапевтическую эквивалентность с хорошей переносимостью и клиническим опытом применения именно у пациентов с муковисцидозом. На основании представленных лечащим врачом для консилиума данных, выслушав коллег из других федеральных центров про их опыт применения препарата в регионах, консилиум пришел к выводу о том, что препарат обладает доказанной именно терапевтической эквивалентностью. Пока существует патент на препарат пациенты обеспечиваются оригинальным препаратом, дальше это мировая практика, когда появляются аналоги и назначают уже их. Оригинальный препарат - это препарат, который является новой формулой, новой разработкой, той молекулой, которую изобрели. На молекулу распространяется патентное обязательство, пока действует срок патента, затем эту молекулы могут производить другие. Сейчас мы впервые за время существование центра муковисцидоза можем говорить о появлении действительно терапевтического аналога, но когда возникает такое сопротивление всему новому, всему ФИО1, я этого не могу понять ни как врач, ни как мать, потому что если закроют поставки зарубежных препаратов, то с чем мы вообще останемся?! Очень сложно стало в сообществе муковистодоза последние пять лет, этот процесс в некотором роде неконтролируемый, это не единственное судебное заседание, в котором участвуют врачи-специалисты, нам постоянно приходится отвечать на многочисленные жалобы, претензии и так далее. Есть определенные тригеры в пациентском сообществе, которые вот это все рождают. Я могу гарантировать, что врач центра муковисцидза <адрес> всегда руководствуется приоритетом для пациента.

Для муколитических препаратов жизненные показания не установлены, есть клинические рекомендации 2020 года, это протокольный документ. В основу клинических рекомендаций был положен консенсус специалистов по муковисцидозу всей Российской Федерации, ключевых лидеров, всех пульмонологов, специалистов занимающихся проблемой муковисцидоза. Рекомендации могут меняться и основываться на старые нельзя, это нормально.

Сергиево-Посадская больница не является специализированным центром и не ведет этих пациентов, поэтому даже врачебную комиссию она должна проводить согласно протоколов наблюдения этих пациентов. Назначение препарата по международному непатентованному наименованию для детей ФИО4 абсолютно обоснованно, так как доказана терапевтическая и биоэквивалентность препарата.

Изучив и проанализировав материалы дела, поступившие возражения ответчика, пояснения специалиста и свидетелей, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подп. a и b п. а 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п. 1, 2 ст. 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, к числу которых относится и заболевание, которым страдает административный истец.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций п. 3 ч. 1 ст. 37 вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;4) компонентов крови;5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния) (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, в том числе и лекарственные препараты, которыми обеспечиваются больные муковисцидозом.

Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н, от ДД.ММ.ГГГГ н, утверждены стандарты первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе (амбулаторный этап), специализированной медицинской помощи при кистозном фиброзе (муковисцидозе) (стационарный этап), распространяющийся в том числе на поставленный истцу диагноз Е.084, которыми установлен перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов или медицинских изделий, чем те, которые включены в Стандарт, что следует из части 15 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 2 примечания к Стандарту первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н.

Согласно Приложению распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ - р лекарственный препарат Дорназа альфа входит в перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико- уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (III. Лекарственные препараты, которыми обеспечиваются больные муковисцидозом).

Часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 502н, пунктами 4.1 и 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения, по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Судом установлено, что согласно протоколам врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «<адрес> больница» поликлиника , детям ФИО3 и ФИО2, по жизненным показаниям был назначен лекарственный препарат «Пульмозим» по 2,5 мг. 2 раза в день, потребность в месяц 60 небул, потребность в год 720 небул или 122 печки .

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральная программа).

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. (далее также - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджета <адрес>, средства обязательного медицинского страхования.

Указание на то, что отсутствуют сведения об извещении Росздравнадзора о наличии нежелательных реакций у детей истца на лекарственный препарат «Тегираза», не освобождает Министерство здравоохранения <адрес> от обязанности принять меры по организации обеспечения ФИО3, ФИО2 лекарственным препаратом «Пульмозим», свидетельствует о незаконном бездействии ответчика и не должно лишать истца права получать назначенный для лечения детей препарат «Пульмозим», в связи с чем, исковые требования подлежит удовлетворению.

Поскольку лекарственный препарат «Пульмозим» необходим детям истца по жизненным показаниям, то его ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, к Министерству здравоохранения Московской области о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить лекарственным препаратом по жизненным показаниям – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Московской области по непринятию мер по обеспечению ФИО3, ФИО2 лекарственным препаратом «Пульмозим» в соответствии с решением уполномоченной медицинской организации.

Обязать Министерство здравоохранения Московской области принять меры по организации обеспечения ФИО3, ФИО2 лекарственным препаратом «Пульмозим» в объеме, необходимом в соответствии с решением уполномоченной медицинской организации в отношении каждого ребенка.

Обратить решение в части обязания Министерства здравоохранения Московской области принять меры по организации обеспечения ФИО3, ФИО2 лекарственным препаратом к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2020 года.

Судья                                                                               Ю.А. Климова

2-6329/2020 ~ М-4659/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исаева Анна Николаевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Московской области
Министерство здравоохранения РФ
Другие
ГБУ здравоохранения Московской области «Сергиево-посадская районная больница» поликлиника № 4
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Климова Юлия Алексеевна
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Подготовка дела (собеседование)
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее