Гр. дело № 2-195/2021
УИД 04RS0024-01-2021-000452-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Хоринск «17» мая 2021 года
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.Н., единолично, при секретаре судебного заседания Соловьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства к Одонову Дашаниме Дашиевичу о взыскании ущерба, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Приговором Хоринского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ года Одонов Дашанима Дашиевич признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260, 264.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде 4 (четырех) лет 10 дней лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с заготовкой древесины, сроком на 2 года, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением автомобилями, трамваем либо другими механическими транспортными средствами, на срок 2 года. На основании ст. 73 УК РФ, назначенное Одонову Д.Д. наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком 4 (четыре) года.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ приговор Хоринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменен, вынесен по делу новый обвинительный приговор. Одонов Д.Д. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, ст. 264.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 лет 10 месяцев 10 дней лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с заготовкой древесины, на срок 2 года, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года. Взыскано с Одонова Д.Д. в пользу МО «<адрес>» РБ материальный ущерб, причиненный преступлением, в сумме 9 741 416 рублей.
Определением восьмого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ апелляционный приговор Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Одонова Д.Д. изменен, исключено из приговора указание о назначении Одонову Д.Д. по ч.3 ст. 260 УК РФ, а также по правилам ч.3 ст. 69 УК РФ, дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с заготовкой древесины. Этот же приговор в части взыскания с Одонова Д.Д. в пользу МО «<адрес>» Республики Бурятия материального ущерба, причиненного преступлением в сумме 9 741 416 рублей, отменен и направлено дело в части гражданского иска на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно искового заявления Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд в интересах Российской Федерации о взыскании ущерба, причиненного преступлением (в порядке ст. 44 УПК РФ), с причинителя вреда – Одонова Дашанима Дашиевича, с просьбой о взыскании денежной суммы в размере 9741416 рублей.
В судебное заседание представитель истца Кодеурова Л.Н., действующая на основании доверенности, не явилась, суду представила заведение, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила взыскать денежную сумму с ответчика в размере 9741416 рублей в счет возмещения материального вреда, причиненного преступлением в пользу РАЛХ.
Ответчик Одонов Д.Д. извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в деле имеется расписка об извещении. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
Представитель заинтересованного лица - Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, суду представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что РАЛХ является администратором доходов федерального бюджета, в соответствии с п.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ указанные денежные средства должны быть взысканы в бюджет муниципального района на территории которого была осуществлена незаконная рубка лесных насаждений ответчиком, то есть в бюджет муниципального образования «<адрес>».
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцом Республиканское агентство лесного хозяйства заявлен иск о взыскании с виновного лица ущерба, причиненного лесному фонду незаконной рубкой леса в пользу Российской Федерации в лице Республиканского агентства лесного хозяйства.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается, что земельный участок, на котором обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, относится к землям государственного лесного фонда и в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и статье 5 Лесного кодекса РФ лес, как компонент природной среды, относится к окружающей среде.
В вышеназванном законе абзацем 12 статьи 6 за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды закреплены полномочия, в том числе на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п.1.1 и подп. 2 п. ДД.ММ.ГГГГ Положения Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 65, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, сокращенное наименование - Минприроды РБ, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия и правомочно обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзаце первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленным законодательством РФ, имеют право предъявлять иски в суд, в арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Согласно Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий (далее - установленная сфера деятельности) и находится в функциональном управлении Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.
Согласно ч.4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором Хоринского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в середине ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Одонов Д.Д. совершил рубку 2011 сырорастущих деревьев породы сосна, объемом1153,22 куб.м. на лесосеке в выделах № квартала № Михайловского участкового лесничества Кудунского лесничества, расположенной примерно в 30,1 километрах в юго-восточном направлении от <адрес> Республики Бурятия, причинив «Республиканского агентству лесного хозяйства» ущерб в особо крупном размере на сумму 9741416 рублей.
Противоправность поведения Одонова Д.Д. заключалась в отсутствии законных оснований для рубки деревьев.
Согласно п.8 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, в рассматриваемом случае установлению подлежит лишь размер ущерба, поскольку все иные значимые обстоятельства – факт совершения ответчиком незаконной рубки лесных насаждений, порода вырубленных деревьев, место совершения преступления – в силу ч.4 ст. 61 ГПК РФ оспариванию и повторному доказыванию не подлежат.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Поскольку объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применяется обычный способ оценки (дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство), возмещение вреда, причиненного лесонарушениями по утвержденным таксам и методикам, является повышенной имущественной ответственностью, установленной законодателем.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, (приложению N 3).
В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы).
Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Также указанным ранее Постановлением Правительства РФ утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, (приложение N 1), согласно которым при незаконной рубке до степени прекращения роста деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более размер ущерба составляет 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Расчет размера ущерба произведен в соответствии с указанными выше положениями.
Присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации) (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»)
Истцом Республиканское агентство лесного хозяйства заявлен иск о взыскании с виновного лица ущерба, причиненного лесному фонду незаконной рубкой леса в пользу Российской Федерации в лице Республиканского агентства лесного хозяйства, представителем заинтересованного лица суду представлены реквизиты получателя сумм по взысканию по настоящему иску в бюджет муниципального образования «<адрес>», что не противоречит п.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.
Главным администратором доходов бюджета МО «<адрес>» по коду дохода 835 1 16 35030 05 0000 140 (суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов) является исполнительный орган государственный власти Республики Бурятия – Республиканское агентство лесного хозяйства в соответствии с Перечнем главных администраторов дохода бюджета муниципального образования «<адрес>» - органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Бурятия, утвержденным Решением Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов».
Таким образом, суд считает, что в связи с причинением ответчиком вреда окружающей среде, исковые требования, предъявленные Республиканским агентством лесного хозяйства в интересах Российской Федерации являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Вместе с тем, суд считает правильным указать код ОКТМО муниципального образования «<адрес>» в соответствии с п.6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.
На основании ст. 103 ГПК РФ с Одонова Д.Д., как с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 56907 рублей 08 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Республиканского агентства лесного хозяйства к Одонову Дашаниме Дашиевичу о взыскании ущерба, причиненного преступлением, - удовлетворить.
Взыскать с Одонова Дашанимы Дашиевича в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства ущерб, причиненный преступлением, в сумме 9741416 рублей.
Реквизиты перечисления: Банк получателя – Отделение – НБ <адрес>, БИК: 048142001, счет: 40№, ОКТМО 81657000, КБК 835 1 16 35030 05 0000 140 «Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов», Реквизиты получателя: ИНН 0326041154, КПП 032301001, УФК по <адрес> (Республиканское агентство лесного хозяйства л/с 04022000070).
Взыскать с Одонова Дашанимы Дашиевича в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 56907 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.Н. Лебедева