№2-113/2021
03RS0044-01-2020-003848-83
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 января 2021 года село Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием истца Латыпова Х.М.,
при секретаре Вагизовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Латыпова Х.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Сетевая компания» о признании наличия реестровой ошибки в указании местонахождения линейного сооружения, об исправлении реестровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л:
Латыпов Х.М. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сетевая компания» (далее по тексту ООО «Сетевая компания») о признании наличия реестровой ошибки в указании местонахождения линейного сооружения, об исправлении реестровой ошибки, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления главы администрации поселка Иглино № 61 от 11 июня 1998 года ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> В декабре 2020 года истцу стало известно о том, что по данным кадастрового учета по территории принадлежащего ему земельного участка пролегает линейное сооружение — линия электропередачи ВЛ-04 кВ. с кадастровым номером №, принадлежащая ООО «Сетевая компания». Однако, как следует из письменного ответа ООО «Сетевая компания», линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ. с кадастровым номером 02№ не находится на территории его земельного участка, а проходит по соседним земельным участкам. В соответствии с заключением кадастрового инженера на территории земельного участка истца отсутствуют какие-либо линейные сооружения. Выявлена реестровая ошибка в местоположении объекта с кадастровым номером № в границах земельного участка с кадастровым номером №. Наличие в Едином государственном реестре недвижимости не соответствующих действительности сведений о расположении линии электропередачи на территории его земельного участка создает возможность ограничения прав собственника на осуществление строительства, а также на проведение различного рода хозяйственных работ путем установления предусмотренной законодательством охранной зоны линейного объекта. Истец обратился к собственнику линейного объекта — в ООО «Сетевая компания» с заявлением об исправлении реестровой ошибки, однако его заявление было оставлено без удовлетворения. С учетом изложенного истец просит признать реестровую ошибку и исправить указанную реестровую ошибку, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нахождении объекта капитального строительства — линейного сооружения с кадастровым номером № на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Истец Латыпов Х.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Ответчик ООО «Сетевая компания» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, суду об уважительности причин неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело без участия представителя.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, каких-либо ходатайств суду не представили.
Выслушав пояснения истца Латыпова Х.М., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статей 7, 8 данного закона Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, утративший силу с 01 января 2017 года).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
С 01 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
В соответствии с положениями данной статьи, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
На основании части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, исходя из указанных выше требований Закона, в судебном порядке может решаться вопрос об исправлении реестровой ошибки (а не о признании реестровой ошибки).
По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в ЕГРН, наличие которой нарушает права истца, а юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении кадастровой ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ исходного земельного участка, учитывает, что такое исправление реестровой ошибки допускается только в случае отсутствия спора о границах земельных участков.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что истцу Латыпову Х.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 492 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №№ вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, для иных видов жилой застройки, категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09 декабря 2020 года.
Из содержания искового заявления, а также представленных в материалы дела документов, следует, что по территории земельного участка площадью 492 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №№ пролегает линейное сооружение — линия электропередачи ВЛ-04 кВ. с кадастровым номером №, принадлежащая ООО «Сетевая компания».
Вместе с тем, из ответа ООО «Сетевая компания» №320 от 21 декабря 2020 года следует, что ВЛ-0,4 кВ. (кадастровый номер №), принадлежащая ООО «Сетевой компании» проходит по соседним земельным участкам Ольховая, д. 15, д. 15/1. Кадастровый инженер при постановке ВЛ-0,4 кВ. на карту совершил ошибку и провёл по участку <адрес>
Из заключения кадастрового инженера Березина А.В. от 18 декабря 2020 года, следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (Кадастровый план территории кадастрового квартала № от 08 октября 2020 года), в границах земельных участков с кадастровыми номерами № (с. <адрес> и № (с. <адрес> расположено линейное сооружение с кадастровым номером №. Данный объект был поставлен на государственный кадастровый учёт 26 апреля 2016 года для строительства Вл-0,4 кВ. и установки КТП-25/10/04 кВ. и принадлежит на праве собственности ООО «Сетевая компания» (запись о регистрации права № №-1 от 22 февраля 2017 года). В результате обследования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и принадлежащего на праве собственности Латыпову X. М., согласно Свидетельству о государственной регистрации права № 02-04-23/003/2014-016 от 28 января 2014 года, было установлено, что фактические границы данного участка соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости; в границах участка расположены жилой дом и гараж; на территории участка отсутствуют какие-либо линейные сооружения. По результатам обследования кадастровый инженер пришел к выводу о наличии реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости относительно местоположения объекта с кадастровым номером № в границах земельного участка с кадастровым номером №
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в сведениях о нахождении объекта капитального строительства — линейного сооружения с кадастровым номером № на территории земельного участка с кадастровым номером\ №, расположенного по адресу: РБ, <адрес> имеется реестровая ошибка, что препятствует собственнику земельного участка в распоряжении принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, судом установлено, что имеется реестровая ошибка в сведениях о нахождении объекта капитального строительства — линейного сооружения с кадастровым номером №
Внесение исправлений в сведения ЕГРН о местоположении объекта капитального строительства — линейного сооружения устранит нарушение прав истца.
Иным способом устранить нарушение прав истца не представляется возможным.
Исходя их установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца о признании наличия реестровой ошибки в указании местонахождения линейного сооружения, об исправлении реестровой ошибки, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Латыпова Х.М. удовлетворить.
Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местонахождении объекта капитального строительства — линейного сооружения с кадастровым номером № в границах принадлежащего Латыпову Х.М. земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Исправить допущенную реестровую ошибку, исключив в Едином государственном реестре недвижимости сведения о нахождении объекта капитального строительства — линейного сооружения с кадастровым номером № в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р. Сафина