Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2649/2015 ~ М-2465/2015 от 16.10.2015

Дело №2-2649/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2015 года                                город Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                Балашова Д.А.,

при секретаре                        Ванской Ю.В.,

с участием представителя истца                Шибковой Н.В.,

ответчика                            Вазиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сегежского муниципального района к Вазиной Г.В. о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что Вазина Г.В. работает директором муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 14 поселка Надвоицы». Со дня назначения на должность и до ХХ.ХХ.ХХ. Вазина Г.В. назначала и выплачивала себе компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Вместе с тем, такого права у ответчицы не было, поскольку она не является педагогическим работником и не осуществляет педагогическую деятельность. По изложенным основаниям истец просил взыскать с ответчицы <...>.

Определением Сегежского городского суда РК от 23 ноября 2015 года протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования РК.

Представитель истца Шибкова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ответчица не является педагогическим работником, не осуществляет педагогическую деятельность, в связи с чем не имела права выплачивать себе компенсацию за жилищные услуги. Основываясь на положениях статьи 1102 Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Вазина Г.В. исковые требования не признала. Пояснила, что является руководителем школьного учреждения, имеет педагогическое образование, в ее должностные обязанности входит, в том числе организация образовательного процесса. Данная компенсация выплачивалась истице с момента назначения на должность, при этом выплата производилась только после проверки Финансовым управлением Сегежского района. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 января 2013 года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).

Статьей 6 Закона Республики Карелия от 29.04.2005 года N 874-ЗРК "Об образовании", в редакции действующей до 20.12.2013 года, предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

По делу установлено, что постановлением Администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. №... Вазина (Никкарева) Г.В. назначена директором муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 14 поселка Надвоицы», с ответчицей заключен трудовой договор. С ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. ответчице предоставлялась компенсация на оплату коммунальных услуг на основании Положения об установлении и исполнении расходных обязательств Сегежского муниципального района, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечения предоставления в денежной форме мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (далее – Положение), утвержденное Постановлением Администрации Сегежского муниципального района от 04 августа 2010 № 731. Впоследствии постановлением Администрации Сегежского муниципального района от 16 июля 2014 года № 912 была утверждена новая редакция Положения.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

С ХХ.ХХ.ХХ. ответчице была выплачена компенсация в размере <...>, что подтверждается материалами дела.

В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что ответчица неправомерно включала себя в список педагогических работников, имеющих право на компенсацию жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем обязана возвратить неосновательно приобретенное имущество.

Вместе с тем, с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность по предоставлению директорам, заведующим, заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности, возлагалась на исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.

При отсутствии коммунальной квартиры на исполкомы сельских и поселковых Советов возлагалась обязанность на обеспечение этих работников освещением и топливом по действующим в данной местности нормам.

В соответствии с постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам от 28 мая 1985 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), за руководящими работниками дошкольных учреждений сохранялось право на получение бесплатных квартир.

Таким образом, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, наряду с педагогическими и другими специалистами народного образования, имели право на получение мер социальной поддержки либо в виде предоставления квартиры, либо в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Данное право заведующих дошкольными учреждениями на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения нашло свое закрепление и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 212 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено частью 8 статьи 47 Федерального закона N 273 ФЗ. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из анализа перечисленных норм следует, что право руководителей образовательных организаций получать социальные льготы, предусмотренные для педагогических работников, установлено федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 года N 947-О-П, Российская Федерация, как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Таким образом, поскольку право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг для руководителей дошкольных образовательных учреждений предусматривалось как на момент трудоустройства истицы, так и впоследствии, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы представителя истца о том, что истица не осуществляет педагогическую деятельность, педагогическим работником не является, не может являться основанием для ограничения ее права, предусмотренного законом, на получение мер социальной поддержки.

Ссылки Шибковой Н.В. на невозможность предоставления ответчице мер социальной поддержки по причине отсутствия утвержденного порядка, не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Администрации Сегежского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                         Д.А. Балашов        

Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2015 года

2-2649/2015 ~ М-2465/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Сегежского муниципального района
Ответчики
Вазина Галина Васильевна
Другие
Министерство образования РК
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат № 14 п. Надвоицы Сегежского района РК
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Балашов Д.А.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
16.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2015Передача материалов судье
19.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2015Судебное заседание
23.11.2015Судебное заседание
27.11.2015Судебное заседание
01.12.2015Судебное заседание
02.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2015Дело оформлено
17.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее