Дело № 2-362/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 19 мая 2021 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Матрохиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусевой Елены Викторовны к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Гусева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое ей перешло по наследству. Жилой дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, постановлением главы администрации г. Енисейска № 1370-р от 29.12.2012 г. признан аварийным и подлежащим сносу. Данным распоряжением балансодержателю и собственникам помещений вышеуказанных домов установлен срок сноса жилых помещений дома до 01.01.2016 г. Многоквартирный жилой дом признан аварийным 29.12.2012 г. и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с 01 декабря 2012 года до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.
В настоящее время администрацией г. Енисейска принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> для муниципальных нужд.Данный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, собственник жилого помещения в таком доме в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право выбора любого из способов обеспечения его жилищных прав – предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.Согласно оценки ответчика, рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес> кв. 3 составила 310000 руб., на основании которого администрацией г. Енисейска подготовлен и направлен в адрес истца проект соглашения об изъятии жилого помещения.Гусева Е.В. неоднократно обращалась в администрацию г. Енисейска, органы прокуратуры с заявлением, что она не согласна на выкуп ответчиком жилого помещения, так как спорная квартира является ее единственным жильем и другого жилья в собственности, либо по договору социального найма она не имеет. Денежной выкупной суммы в размере 310000 руб. не достаточно для приобретения не только равноценного, но и самого убогого жилья.Прокуратурой истцу дан ответ, что ей может быть предоставлено взаменизымаемого жилого помещения другое жилое помещение, и в случае ее несогласия с решением администрации, она вправе обратиться в суд для защиты своих жилищных прав.Ответчик отказывает истцу в предоставлении другого жилья взамен аварийного, мотивируя тем, что хотя и вышеуказанная квартира находится в собственности у нее с апреля 2008 года, то есть до признания дома аварийным (до 29.12.2012 г.), у нее на дату признания дома аварийным, имеется 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу:
<адрес> (площадь 64,3 м2).Полагает, что данный довод не состоятелен и ее право на жилье нарушено ответчиком. Вышеуказанная доля в праве имеет чисто формальный характер и получена истцом в несовершеннолетнем возрасте при приватизации жилья родителями. В этой квартире проживает ее мама и сестра с ребенком, истец в этом жилье не проживает и другого жилья, кроме спорной квартиры у нее нет.В настоящее время вынуждена проживать на съемной квартире.
По изложенным основаниям истец (с учетом уточнений) просит обязать администрацию г. Енисейска предоставить ей жилое помещение в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» в новом строящемся доме по
ул. Ленина в г. Енисейске Красноярского края.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель Сотникова Ю.А. указала следующее. Жилой дом по адресу: <адрес> на основании акта обследования жилого дома № 17 от 27.12.2012 г. и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 19 от 27.12.2012 г., был признан аварийным (распоряжение администрации
г. Енисейска Красноярского края № 1370-р от 29.12.2012г.). Распоряжением администрации г. Енисейска Красноярского края № 1359-р от26.12.2018 г. было внесено изменение в п. 2 распоряжения администрации г. Енисейска Красноярского края № 1370-р от 29.12.2012 г., которым устанавливается срок расселения жильцов
2018-2021 г. и снос многоквартирных домов до 31.05.2021 г.Распоряжением администрации г. Енисейска Красноярского края № 331-р от 20.03.2020 г. было внесено изменение в п. 2 распоряжения администрации г. Енисейска Красноярского края
№ 1370-р от 29.12.2012г., которым устанавливается срок расселения жильцов
2018-2022 г. и снос многоквартирных домов до 31.05.2022 г.В данном доме <адрес> принадлежит Гусевой Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону
№, выданного нотариусом ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.Так же установлено, что на момент признания дома аварийным (29.12.2012 г.) Гусевой Е.В. принадлежит 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>,
<адрес>.В соответствии с ч. 8.1. ст. 32 ЖК РФ Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения (кжилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната) пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности, либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» Гусева Е.В. не может претендовать на дополнительные меры поддержки.Ссылка истца на Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»» не состоятельна, так как ст. 5 ЖК РФ установлено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральныхзаконах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения жилищного кодекса.Таким образом, установленное в части 8.1. условие, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖКРФ.В связи с чем и было принято решение о предоставлении собственнику квартиры, расположенной по адресу: <адрес>3, денежного возмещения в размере оценочной стоимости.При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаютсярыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества вмногоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на которомрасположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такоеимущество, а так же все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием,включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временнымпользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилогопомещения (в случае, если соглашением не предусмотрено сохранение права пользованияизымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилогопомещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения правасобственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение,досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущеннуювыгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).Согласно Отчету от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке рыночной стоимостиобъекта: квартира общей площадью 21,00 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, размервозмещения за изымаемое указанное жилое помещение определен по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФи составляет 396292,20 руб.
Истец Гусева Е.В. о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представила заявление.
Ответчик администрация г. Енисейска Красноярского края о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, в суд представитель не явился, сведений о причине неявки не сообщил. Участвуя в судебном заседании 22 апреля 2021 г. представитель ответчика Бекетова А.А. полагала возможным предоставить истцу жилое помещение в рамках программы по переселению из аварийного жилья в новом строящемся доме.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании, Гусевой (до заключения брака Ершовой) Елене Викторовне с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 21 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В данном жилом помещении зарегистрированы: Гусева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (муж), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын).
На основании акта обследования жилого <адрес> № от 27.12.2012 г. и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 19 от 27.12.2012 г., указанный жилой дом был признан аварийным (распоряжение № 1370-р от 29.12.2012 г.). Пунктом 2 данного распоряжения предполагалось в срок до 01.01.2016 г. расселить жильцов аварийных многоквартирных домов и произвести их снос. Распоряжением администрации г. Енисейска № 1359-р от 26.12.2018 было внесено изменение в п. 2 распоряжения № 1370-р, которым установлен срок расселения жильцов 2018-2021 и снос многоквартирных домов до 31.05.2021 г.
Многоквартирный жилой дом признан аварийным 29.12.2012 г. и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с 01 декабря 2012 г. до 01 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу.
Поскольку снос дома в срок, установленный распоряжением администрации
г. Енисейска, собственниками не был осуществлен, администрацией г. Енисейска принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> для муниципальных нужд (постановление администрации г. Енисейска № 198-п от 04.08.2020 г.).
По заданию администрации г. Енисейска ООО ИП ФИО9 подготовлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому итоговая величина рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес> кв. 3 составила 396292,20 руб.
Администрацией <адрес> подготовлен проект соглашения об изъятии данного жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения
Не достигнув с администрацией г. Енисейска соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа, истец обратилась в суд иском о возложении на администрацию г. Енисейска обязанности по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан; если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп; при этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Поскольку администрацией г. Енисейска обязанность по предоставлению жилого помещения не исполнена, нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения соответствующей обязанности на ответчика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указывает на то, что поскольку у Гусевой Е.В. на момент признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, имелось в собственности иное жилое помещение, она в силу положений ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, не может претендовать на дополнительные меры поддержки, установленные Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», в связи с чем было принято о предоставлении истцу денежного возмещения в размере оценочной стоимости.
Данный довод суд признает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно выписке из ЕГРН, Гусевой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, доля в праве – 1/3, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, основание государственной регистрации – договор на передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют: собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 3 указанного Закона, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником
Вместе с тем, вписьме Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», указано, чтоустановленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.
Установленное ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ условие распространяется на предоставление гражданам субсидий, указанных в п. 3 ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007
N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку такие субсидии являются дополнительными мерами поддержки граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить Гусевой Е.В. жилое помещение в новом доме, возведение которого предусмотрено в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусевой Елены Викторовны удовлетворить.
Обязать администрацию г. Енисейска Красноярского края предоставить Гусевой Елене Викторовне жилое помещение в новом доме, возведение которого предусмотрено в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 25 мая 2021 г.
Судья Н.М. Ларионова